Маргарита Алигер (1915–1992)
Поэма Маргариты Иосифовны Алигер "Зоя" посвящена московской школьнице Зое Космодемьянской, материал о подвиге которой был опубликован в газете "Правда" весной 1942 г. Семнадцатилетняя девушка, по ее просьбе направленная райкомом комсомола в тыл врага, в партизанский отряд, была схвачена немцами. На допросах, выдержав жестокие пытки, Зоя ничего не сказала о партизанах, с которыми была связана, и даже имя себе придумала другое – Татьяна. Девушка была казнена в декабре 1941 г. – повешена в селе Петрищево в присутствии согнанных на показательную казнь жителей села.
Поэма "Зоя" состоит из трех глав, имеет вступление и эпилог. Маргарита Алигер изображает не только сам подвиг Зои Космодемьянской. Художественное воздействие поэмы во многом обусловлено тем, что автор стремится понять и объяснить читателю человеческую личность героини, показать духовную жизнь девушки, ее внутреннюю чистоту, сделавшую невозможным предательство и приведшую к подвигу. "Я так приступаю к решенью задачи, / как будто конца и ответа не знаю", – заявляет автор во вступлении.
Солнце лежит на высоком крылечке,
Девочка с книгой сидит на пороге...
В первой главе автор рисует предвоенную жизнь Зои, показывает, как формируется внутренний мир девочки. Он складывается из прочитанных книг, из веры в пионерские и комсомольские идеалы, которые наполняют жизнь московской школьницы:
И встал перед ней переполненный мир,
туманен и солнечен, горек и сладок,
из светлых садов, коммунальных квартир,
насущных забот, постоянных нехваток...
И сделалась правда повадкой твоей,
порывом твоим и движеньем невольным
в беседах со взрослыми, в играх детей,
в раздумьях твоих и кипении школьном.
Вторая глава описывает партизанскую жизнь Зои, выполнение боевого задания, третья – подвиг и мученическую смерть. По мысли автора, героиня действует, движимая чувствами долга и сострадания. Зоя отправляется к партизанам и вызывается пойти на опасное задание, потому что чувствует свою ответственность за происходящее в стране – за судьбу Ленинграда, Севастополя, за судьбы страдающих людей своей родины:
Далеко-далеко умирает боец...
Задыхается мать, исступленно рыдая,
страшной глыбой заваленный, стонет отец,
и сирот обнимает вдова молодая.
Подвиг Зои – жертвенный. Она сознательно отдает свою жизнь, приближая спасение других людей столь страшной ценой.
Второй очень важный для поэмы образ – Автор – то и дело вступает в повествование. Это может быть короткий, в одну строку, комментарий к рассказу о судьбе героини: "И судьба твоя завтрашним днем решена. / И дыханья и голоса мне не хватает". Иногда возникает элемент диалога – Автор обращается к героине, пытается с ней заговорить: "Ты одна. Ах, какая стоит тишина!.. / Но не верь ей, прислушайся к ней, дорогая". Иногда Автор обращается к читателю, объединяя себя с ним:
Где мы были?
В комнате сидели?
Как могли дышать мы в этот час?
Есть в поэме и объемные лирические отступления, вплоть до рассказа Автора о своей биографии. Таково повествование о дочери, начинающееся обращением к героине:
Можно мне признаться? Почему-то
ты еще родней мне оттого,
что назвалась в страшную минуту
именем ребенка моего...
Заканчивается этот рассказ обращением к собственной дочери:
Вырастешь, тогда поговорим.
Мне пора! Горя и не сгорая
терпит пытку девочка другая,
называясь именем твоим.
Эти биографические подробности призваны сблизить героиню, Автора, читателя; они придают поэме ту личную ноту, которая и делает повествование художественно действенным, способным донести до читателя сострадание героине и восхищение ее подвигом. В эпилоге созданной в разгар войны поэмы автор обращается к читателю со строчками о Дне Победы, который непременно наступит, потому что "...пока мы дышим и желаем жить, / мы видим этот день перед собою". Подвиг девушки, вчерашней школьницы, выше собственной жизни ценившей верность Родине, способной отдать жизнь ради спасения других, приобретает не только высокий жертвенный смысл, но и становится обещанием грядущей Победы.
* * *
В годы Великой Отечественной войны русская поэзия внесла свой вклад в дело приближения Победы. Не только тс поэты, которые сражались и погибли, но и те, кто творили, писали стихи, приближали ее. В 1941–1945 гг. русская поэзия вдохновляла огромную страну, самоотверженно исполнявшую свой беспримерный подвиг яростного сопротивления немецко-фашистским захватчикам.