Макрорегуляторы корпоративной социальной ответственности за социальную политику компании
С позиции теории макроэкономики корпоративная социальная ответственность рассматривается как производство общественных или социальных благ, которое нуждается в упорядочении. Упорядочивают это производство прежде всего макрорегуляторы. Как сказано в главе 6, объектами регулирования в условиях рыночной экономики являются три компоненты: совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство общественных благ[1]. В табл. 13.2 отражены наиболее значимые факторы, влияя на которые можно проводить корректировку КСО на макроуровне политическими методами.
Таблица 13.2
Структура макрорегуляторов КСО в рыночной макроэкономике
Объекты регулирования Факторы, влияющие на объект регулирования |
||
Структура макрорегуляторов КСО |
Совокупный спрос на общественные блага |
Наличие социальных проблем. Структура и величина социальных потребностей населения. Мировой уровень социальных потребностей. Национальные или культурные особенности общества |
Совокупное предложение общественных благ |
Потенциально возможный объем изготовления благ в стране. Уровень издержек производства общественных благ. Коммерческая выгода производства общественных благ. Уровень социальной ответственности производителей |
|
Совокупное производство общественных благ |
Государственные предприятия и учреждения. Бизнес-структуры. Индивидуальные предприниматели |
Все регулируемые объекты внутренне взаимосвязаны друг с другом. Между ними устанавливаются прямые связи:
а) совокупное предложение во многом определяет совокупный спрос, и наоборот, спрос в масштабе национального рынка прямо воздействует на общий объем предложения;
б) производство непосредственно предопределяет суммарное предложение. Имеются также косвенные связи: совокупный спрос воздействует на суммарное предложение, а через него – на все производство.
Между объектами регулирования существуют определенные объемные соотношения, соблюдение пропорциональности в этих объемах – важное условие нормального развития общества. Это означает: во-первых, равенство объемов спроса, предложения и производства государства и, во-вторых, соответствие друг другу структур этих объектов, что отражает объективность экономического закона пропорционального развития макроэкономики, нарушение которого проявляется в социальной нестабильности и общественных кризисах.
Макрорегуляторы КСО объединяют производство общественных благ в бизнес-секторе в единое целое, направляют деятельность отдельных хозяйствующих субъектов в сфере удовлетворения социальных потребностей общества, распределяют труд и средства производства общественных благ, стимулируют социальное предпринимательство.
Важнейшим инструментом макрорегулирования КСО в рамках социальной политики является рейтингование. Оно побуждает к сознательному и целенаправленному участию бизнес-сообществ в решении социально значимых проблем макро- и микроуровня с помощью социального инвестирования. Социальные инвестиции – это финансовые и материальные вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей на основе удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей. Социальные инвестиции призваны повысить качество жизни, которое отражается в рейтинговых показателях.
Хотя приводимые Ассоциацией менеджеров России рейтинги рассчитываются по международным методикам, но являются субъективной комплексной оценкой многочисленных факторов, определяющих такой показатель, как уровень качества жизни. К ним относят: среднюю продолжительность жизни, уровень разводов (на 1 тыс. человек), ВВП на душу населения, паритет покупательной способности, рейтинги политической стабильности и безопасности, уровень безработицы и др. Именно большое количество показателей оценки жизни населения и разнообразие сторон, которые они охватывают, позволяют отнести рейтинг уровня жизни к макрорегуляторам КСО. Россия по совокупности оцениваемых показателей в начале текущего века располагается пока во второй сотне государств мира по уровню качества жизни.
Самостоятельная работа
Изучите показатели, входящие в индекс качества жизни, рассчитываемый компанией Economist Intelligence Unit. Оцените положение
России в рейтинге качества жизни. Какие показатели, по вашему мнению, могут быть улучшены с помощью социальной политики в рамках КСО?[2]
Так как корпоративная социальная политика изначально связана не с принуждением, а со свободным волеизъявлением предпринимателей, в качестве формы макрорегулирования применяется саморегулирование системы.
Самыми мощными макрорегуляторами являются экологическое и профсоюзное движения. Международная организация труда (МОТ) оказала влияние на разработку и принятие Базовой конвенции о трудовых стандартах, Декларации о фундаментальных принципах и правах на рабочем месте, Трипартистской декларации принципов относительно мультинациональных предприятий и социальной политики. Экологические организации (наиболее известные среди них Фонд дикой природы, Гринпис) взаимодействуют с международными корпорациями в области социальной политики. Они публикуют рейтинги деловой репутации, списки экологически неблагонадежных компаний и списки компаний, использующих "зеленые технологии".
Разработана система добровольной лесной сертификации. Наконец, разработаны международные стандарты в области корпоративной социальной политики и социальной ответственности (Account Ability 1000, ISO 14000 Management System Standards, ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности", Social Accountability 8000, Sunshine Standards for Corporate Reporting to Stakeholders).
К макрорегуляторам можно отнести и ряд стимулов, влияющих на использование практики КСО, которые выделяют исследователи. К таким стимулам относятся глобализация и кризисы.
Глобализация. Некоторые компании используют методику КСО в качестве стратегической тактики для получения общественной поддержки своего присутствия на глобальных рынках, сохраняют конкурентные преимущества, используя социальные проекты для распространения рекламы на подсознательном уровне.
Технологические и экологические кризисы, их последствия. Зачастую необходим кризис, чтобы привлечь внимание к вопросам КСО. Например: компания British Petroleum в Мексиканском заливе понесла ответственность за крупнейшее загрязнение, приведшее к почти катастрофическим последствиям в этом районе. Компания вынуждена была прекратить деятельность, работать с государственными и независимыми регулирующими органами для проведения очистки и компенсационных выплат.