Макрологистика в книжном деле

Макрологистика в книжном деле изучает способы и методы оптимизации движения потоков книжной продукции и сопутствующих им потоков – от источников информации (рукописей) и сырья до конечного потребления книжных товаров.

Основными объектами исследования макрологистики являются логистические системы "отрасль книжного дела" и "логистическая цепь товародвижения". Элементы этих систем – самостоятельные предприятия: издательские, полиграфические, книготорговые, а также лица (авторы, покупатели и др.).

Макрологистические системы представляют собой часть экономики страны. Они классифицируются по следующим признакам: территориальному (городские, региональные, национальные, интернациональные); объектно-функциональному (межотраслевые, отраслевые, торговые, транспортные, информационные, финансовые и т.д.).

Цель макрологистики – оптимизация взаимодействия предприятий, составляющих звенья логистической цепи, в целях наиболее полного удовлетворения требований конечных потребителей и получения на этой основе прибыли. Недостаточный уровень качества бумаги и высокие цены на нее во многом являются следствием проблем изготовителей сырья для производства бумаги – целлюлозы, а они, в свою очередь, вытекают из проблем лесозаготовителей и т.д. На разных этапах формирования книжного рынка издатели, книготорговцы и полиграфисты находились в разных условиях: какая-то сфера деятельности становилась более прибыльной, какая-то – менее. Важное направление макрологистики – изучение и оптимизация логистических цепей товародвижения. Звеньями макрологистической цепи являются самостоятельные предприятия, использующие разные концепции и технологии организации деятельности.

Логистическая оптимизация потоков в макрологистических системах идет в следующих направлениях:

– постоянный поиск компромиссов между участниками логистических цепей по поводу затрат и результатов движения потоков;

– интеграция усилий участников логистических цепей для достижения наилучшего удовлетворения требований конечных потребителей;

– кооперация ресурсов субъектов рынка для наиболее эффективного их использования.

В целом схему сквозного движения книг в логистическом потоке книжного дела можно представить рис. 7.11.

Примером совершенствования информационных потоков на макроуровне (уровне отрасли) является предложение наносить штрих-код не только на каждый экземпляр книги, как это делают уже многие издатели, но и на пачки книг. Это дало бы возможность ускорить движение потока товаров на участке оптовых продаж. О том, насколько уровень развития макрологистики влияет на логистику конкретного предприятия, можно судить, сравнив один из самых передовых магазинов России ТД "Библио-Глобус" с похожим по масштабам германским книжным магазином в Лейпциге. Высокий уровень логистики товародвижения позволяет германскому магазину поддерживать широкий ассортимент – 100 тыс. названий книг ("Библио-Глобус" – 50 тыс. названий), работая всего лишь с семью поставщиками ("Библио-Глобус" – с 1500), не используя при этом складские помещения ("Библио-Глобус" вынужден иметь значительные складские площади).

Рис. 7.11. Схема сквозного движения логистических потоков в книжном деле

Книжное дело – достаточно развитая отрасль. Сложность, разнообразие, малотиражность, быстрое реагирование на спрос – эти и другие характеристики усложняют логистику движения книг к потребителям. Одним из направлений развития книжного дела является расширение ассортимента оптовых и розничных предприятий книжной торговли.

Усложняется логистика оптовых продаж: закупки становятся меньше по объему, но включают больше названий. В розничной торговле определяющим направлением является создание магазинов с широким ассортиментом, по небольшими объемами запасов. Острой логистической проблемой является неэффективная система движения информационных потоков в отрасли. В книжном деле с его большим количеством постоянно движущихся на рынке названий проблемы информационного обеспечения очень сложны. Кроме того, необходимо расширять ассортимент, включая в него электронные издания, используя возможности электронных средств (например, Интернета) для продажи книг. В настоящее время такие крупные книготорговые предприятия, как "Библио-Глобус", "Москва", "Молодая гвардия", имеют до 2000 поставщиков, что усложняет их закупочную деятельность.