Макроэкономические агенты
Все субъекты экономических отношений, т.е. все те, кто участвует в процессах производства, распределения, потребления и накопления благ, объединяются в четыре группы (сектора): домашние хозяйства, фирмы, государство и внешний мир. Главными критериями отбора являются функции агента и источники финансирования, определяющие его экономическое поведение.
К сектору домашних хозяйств относятся лица или группы лиц, имеющие собственный источник дохода, распоряжающиеся этим доходом в общих интересах и, как правило, живущие вместе. Это могут быть как семьи, состоящие из нескольких человек, так и индивиды.
Домашние хозяйства получают доход прежде всего, в качестве владельцев экономических ресурсов (факторов производства). Напомним, что экономическими ресурсами являются такие экономические (т.е. ограниченные) блага, которые необходимы для производства всех остальных товаров и услуг. Стандартный набор того, что нужно для производства, включает природные ресурсы (землю, полезные ископаемые), физический капитал (здания, оборудование), рабочую силу (труд наемных работников) и предпринимательский талант (умение организовать производство и готовность принимать на себя риск за финансовый результат). В производстве разных благ каждый вид ресурса имеет большее или меньшее значение по сравнению с другими. Обычно в современной промышленно развитой экономике с крупным товарным производством и развитой сферой услуг главными факторами являются капитал и рабочая сила.
Доходы от производства домохозяйства получают в виде ренты, процента, заработной платы и прибыли.
В некоторых ситуациях владение ресурсами происходит опосредованно, через приобретение долевых ценных бумаг фирм, например акций; доходы акционеры получают из прибыли в виде дивидендов. Кроме того, домохозяйства могут финансировать приобретение ресурсов бизнесом, получая доходы от кредитования в виде процентов.
В качестве источника доходов домохозяйств внутри страны, кроме отечественного производства, выступает, конечно, и государство. С одной стороны, покупая государственные облигации, домохозяйства участвуют в финансировании дефицита государственного бюджета (недостатка средств вследствие превышения расходов над доходами) и получают по ним проценты. С другой стороны, государство выполняет функцию социального страхования и обеспечения граждан, выплачивая разного рода пособия и пенсии (по старости, инвалидности, безработице и т.д.). Такие односторонние платежи, при которых не происходит взаимного обмена благами, называются трансфертными платежами, или просто трансфертами.
Доходы домашним хозяйствам могут поступать из-за рубежа: от участия принадлежащих им ресурсов в производстве на территории других стран или в виде трансфертов.
Часть полученных доходов после уплаты подоходного налога и обязательных неналоговых платежей домохозяйства используют на покупку товаров и услуг. Другая, неизрасходованная часть дохода составляет сбережения домохозяйств. В идеальной экономике рациональный индивид не хранит сбережения дома, "в чулке", поскольку в этом случае возникают альтернативные издержки в виде упущенной выгоды. Он вкладывает сбережения в финансовые активы, приносящие доход, открывая таким образом доступ к этим деньгам фирмам и государству.
Итак, главными функциями сектора домохозяйств, определяющими его роль в экономике, являются:
o предоставление имеющихся в их распоряжении ресурсов фирмам для использования в производстве товаров и услуг;
o предъявление спроса на товары и услуги и расходование значительной части полученных доходов на потребление;
o накопление сбережений, которые используются для финансирования бизнеса и кредитования государства.
Сектор фирм (предприятий) представляет собой совокупность экономических агентов, которые осуществляют производство товаров и услуг, продающихся на рынке, и получают, таким образом, основной доход в виде выручки от их реализации.
В производственную деятельность этого сектора включается не только собственно процесс переработки сырья и создание нового продукта, но и оказание коммерческих услуг (в том числе финансовых), деятельность дистрибьютеров, импортеров - фирм, перепродающих товары, не изменяя обычно их качества.
Для того чтобы произвести товары или услуги, компании привлекают ресурсы домохозяйств, при этом собственниками всех ресурсов, кроме государственных, остаются люди (даже сами фирмы тоже принадлежат их владельцам). За пользование ресурсами фирмы выплачивают домохозяйствам заработную плату, ренту, процент, предприниматели получают доход в виде прибыли. Именно сфера производства является главным источником доходов населения, трансфертные платежи от государства - не более чем результат перераспределения доходов, заработанных в производстве.
Некоторые приобретенные фирмами ресурсы (например, станки, машины, оборудование, объекты недвижимости) используются в производстве в течение нескольких лет, участвуя в создании дохода не только в год их приобретения, но и в дальнейшем. Вложения фирм в производство с целью получения дохода в будущем называются инвестициями фирм.
С инвестиций начинается любой производственный процесс. Необходимы они и для поддержания объема выпуска, поскольку здания и особенно оборудование изнашиваются при эксплуатации и постепенно выбывают, сокращая таким образом запас капитала в экономике. Когда величина произведенных инвестиционных расходов превышает расходы, компенсирующие износ, запас капитала растет, а с ним увеличиваются и производственные возможности страны (при прочих равных условиях).
Для вложений в производство, окупающихся в течение нескольких лет, фирмы нуждаются в деньгах. При недостатке собственных средств для инвестирования им приходится обращаться к услугам кредиторов или увеличивать число собственников, выпуская акции.
Таким образом, главными функциями сектора фирм, или бизнеса, являются:
o производство товаров и услуг и удовлетворение потребностей экономических агентов в благах;
o вовлечение в производство имеющихся в экономике ресурсов и выплата доходов их владельцам;
o инвестирование в производственный сектор, способствующее росту производства и доходов в будущем.
Вместе с домохозяйствами фирмы составляют частный сектор экономики.
Функционирование современной экономической системы невозможно без государственного сектора, под которым в макроэкономике понимают совокупность организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней для предоставления нерыночных услуг (таких как обеспечение национальной безопасности, правопорядка, здравоохранение, образование и др.), перераспределения доходов в обществе и проведения экономической политики.
Даже если предположить, что государство никоим образом не вмешивается непосредственно в экономическую сферу, а только создает законодательную основу деятельности бизнеса и домашних хозяйств, гарантирует права собственности и контролирует соблюдение всеми участниками установленных "правил игры", значение его огромно. Иначе нормальное функционирование и развитие рынка было бы невозможно.
Но, разумеется, влияние государства даже в максимально свободной, рыночной системе не исчерпывается только правовой деятельностью. Одна из его наиболее важных экономических функций заключается в обеспечении экономики легитимным, общепризнанным средством обмена и платежа, т.е. деньгами.
Нужно признать, что рынок и без государства создал бы некое узнаваемое и признаваемое платежное средство, использование которого при обмене одних благ на другие существенно упростило и ускорило бы заключение сделок. Примеров таких денег, появившихся без участия государства, в истории человечества было множество: золото и серебро, скот и пушнина, соль и сигареты, ракушки и зубы животных, долговые расписки (векселя) частных фирм и многое другое. В качестве денег использовался или товар, не менее ценный, чем блага, которые им оплачивали, или нечто символическое, само но себе не имеющее ценности или имеющее относительно небольшую ценность, но признаваемое участниками сделки. Однако ни товарные, ни символические негосударственные деньги не удовлетворяют потребностям современной экономики.
При использовании товарных денег количество платежных средств в стране ограничивается имеющимся запасом этого товара. К тому же некоторая его часть обычно используется и по своему прямому назначению. Отсутствие возможности увеличения предложения денег в соответствии с ростом объемов производства и торговли рано или поздно становится фактором, сдерживающим экономический рост. Использование нескольких товаров в качестве денег, с одной стороны, решает проблему достаточности платежных средств лишь временно, с другой стороны, усложняет процесс обмена, снижает "прозрачность" рынков и их эффективность.
В случае символических денег обмен возможен только тогда, когда продавец реальных благ уверен в способности этих "символов" и в дальнейшем обмениваться на товары и услуги. Без гарантий государства в современной экономике функции платежных средств могли бы выполнять ценные бумаги конкретных фирм, банков или даже частных лиц. Правда, платежеспособность таких денег зависела бы от процветания эмитента и упала бы до нуля при его банкротстве.
Такая система денежного обращения была бы достаточно рискованна дня населения и, вероятно, не очень удобна.
Государство, принимая на себя обязательства по выпуску денег и гарантируя их способность обмениваться на реальные блага, решает проблемы, с которыми менее эффективно справляется рынок. Кроме того, регулируя количество денег в обращении, оно может изменять его таким образом, чтобы обеспечивать растущие потребности экономики: недостаток платежных средств перестает быть проблемой, препятствующей экономическому росту.
Не менее значимые функции государства вытекают из неспособности рыночной системы обеспечить в некоторых ситуациях эффективное использование ресурсов. Даже самый развитый рынок решает далеко не все проблемы, стоящие перед обществом. "Провалы" рынка на микроэкономическом уровне связаны с несовершенством конкуренции и усилением монопольных тенденций в ущерб потребителям, недостаточным производством общественных благ в силу их свойства "неисключаемости", неэффективностью использования ресурсов при наличии "внешних эффектов", неполнотой и асимметричностью информации на рынках.
Если не во всех, то в большинстве случаев государство может устранять или минимизировать негативные последствия несовершенства рыночного механизма, принимая на себя часть функций (например, оказывая услуги населению в области здравоохранения, образования, поддержания правопорядка, регулирования деятельности естественных монополий) или создавая соответствующие условия для бизнеса.
На уровне всей экономики рыночный механизм также не идеален. Безработица, инфляция, периодические спады экономической активности, кризисы, значительная степень неравенства доходов и социальная напряженность - типичные черты рыночной системы. Даже в наиболее благополучных странах люди теряют работу и сбережения из-за финансовых кризисов и иногда пессимистично смотрят в будущее. Но сегодня острота и возможные последствия этих проблем несопоставимы с тем, что было в относительно недавней истории.
Государство постоянно контролирует состояние экономики, следит за динамикой основных макроэкономических показателей и корректирует политику таким образом, чтобы предотвратить ухудшение экономической ситуации или, по крайней мере, уменьшить негативные последствия. Меры, направленные на достижение полной занятости ресурсов, снижение инфляции до приемлемого уровня, не создающего проблем домашним хозяйствам и бизнесу, и обеспечение условий для устойчивого роста экономики, составляют основу стабилизационной политики. Для проведения такой политики в арсенале государства существуют методы бюджетно-налогового, кредитно-денежного и валютного регулирования.
Деятельность государства невозможна без налоговых поступлений. Налогами облагаются, прежде всего, доходы и собственность частного сектора (прямые налоги), а также некоторые виды его деятельности, включая покупку товаров и услуг (косвенные налоги).
Однако значение налоговой системы определяется не только финансированием государства. Взимая налоги с имеющих доход граждан и выплачивая пенсии и пособия людям, нуждающимся в социальной защите, государство выполняет функцию перераспределения первичных доходов и снижения степени неравенства в обществе.
Налогообложение бизнеса, в свою очередь, при наличии разных налоговых ставок и налоговых льгот приводит к перераспределению неспецифических производственных и финансовых ресурсов между отраслями, меняя структуру экономики. Например, предоставляя ряд льгот малому бизнесу, государство способствует развитию мелкого частного производства. А поскольку в большинстве случаев малый бизнес функционирует в сфере услуг, обычно более трудоемкой, чем выпуск товаров, такая политика одновременно успешно решает задачу сокращения безработицы. Снижение уровня налогообложения фирм, активно инвестирующих в капитальные активы (строительство, приобретение оборудования), стимулирует рост производственных возможностей страны.
Итак, роль государственного сектора в экономической системе определяется такими его функциями, как:
o создание законодательных основ функционирования экономики и контроль за их соблюдением всеми экономическими агентами: гарантии прав собственности;
o обеспечение экономики национальной валютой и регулирование кредитно-денежного обращения;
o преодоление "провалов рынка" и производство нерыночных услуг (обеспечение национальной безопасности и правопорядка, здравоохранение, образование и др.);
o проведение стабилизационной политики, направленной на поддержание совокупного выпуска, снижение безработицы, инфляции и создание условий для устойчивого экономического роста;
o перераспределение доходов и предоставление социальной защиты гражданам;
o перераспределение ресурсов между разными секторами экономики с помощью инструментов бюджетно-налоговой и других видов экономической политики.
В совокупности домашние хозяйства, фирмы и государство представляют собой национальную экономику.
Домохозяйства, фирмы и государственный сектор других стран относятся в макроэкономике к "внешнему миру", или иностранному сектору. Однако такое разделение довольно условно, поскольку фирмы и специалисты могут работать на территории других стран как непродолжительное время, так и годами. В этом случае удобнее использовать понятия "резидент" и "нерезидент". Резидентами считаются все экономические агенты, независимо от национальности и гражданства, проживающие или занимающиеся производственной деятельностью на экономической территории страны не менее года. К резидентам относят также дипломатов, студентов и военнослужащих страны за границей, независимо от срока их пребывания. В терминах "резидент" и "нерезидент" к "внешнему миру" относятся нерезиденты.
Если иностранные экономические агенты допускаются на внутренние рынки, а национальные экономические агенты выходят на внешние рынки, экономика становится открытой для потоков благ, ресурсов и финансового капитала.
Прежде всего, рассмотрим участие страны в мировой торговле товарами и услугами. Если произведенные на ее территории блага приобретаются и потребляются иностранным сектором, страна экспортирует отечественный продукт. Экспорт может быть как видимым, в этом случае товарный поток пересекает границу государств, так и невидимым, когда иностранный сектор пользуется услугами, произведенными на территории страны-экспортера. К таким услугам относятся туризм, страхование, банковские операции и другие услуги, которые не регистрируются при пересечении границы.
Импорт, напротив, представляет собой покупки национальными экономическими агентами благ иностранного производства. При видимом импорте товары ввозятся на территорию страны, при невидимом - происходит потребление услуг, предоставляемых "внешним миром" за границей.
Возможность свободного экспорта-импорта благ обычно приводит к усилению конкуренции внутри страны за счет иностранных заменителей отечественных товаров и способствует выравниванию цен. Политика введения импортных пошлин, квот на импорт, вызывающая удорожание иностранных товаров на внутреннем рынке и ограничивающая их ввоз, называется протекционизмом.
Кроме обмена благами между странами возможно движение самих ресурсов (например, перемещение рабочей силы) и финансового капитала. Когда россияне открывают счета в швейцарских банках или покупают недвижимость на итальянской Ривьере, а компании размещают свои акции на Лондонской фондовой бирже или берут кредиты у французских банкиров, происходит движение финансовых потоков через границу. Приобретение реальных и финансовых активов за рубежом приводит к вывозу капитала из страны, продажа отечественных активов внешнему миру сопровождается ввозом капитала в страну.
Понятно, что вместе с товарами, ресурсами и финансовыми активами через границу перемещается и валюта разных стран. Все сделки резидентов с внешним миром фиксируются в платежном балансе страны. Поступление иностранной валюты учитывается в балансе со знаком "плюс", расходование валюты - со знаком "минус". Разница между этими величинами показывает чистый приток (или отток) иностранной валюты, величина запаса этой валюты у резидентов при этом меняется.