Законодательная база
Первыми законодательными актами Европейского союза, которые были приняты для регулирования главного элемента производства — инвестиционного процесса, явились два акта: ISD (Investment Services Directive) — Директива об инвестиционном регулировании и CAD (Capital Adequacy Directive) — Директива об адекватности капиталов. Казалось, что они обеспечивают основную задачу производства. Однако оба эти акта оказались малоэффективными в силу многообразия факторов, влияющих на движение капитала. В результате позже была выработана общая европейская концепция выравнивания "игрового поля", которая с января 1996 г. стала применяться в отдельных государствах ЕС в зависимости от достижений в "регулировании конкуренции". При этом фирмы, предлагающие финансовые услуги, сами решали, какая институциональная структура для них является наиболее подходящей исходя из законодательства страны, в которой они действуют. Это открыло простор финансовым организациям в сделках с ценными бумагами и способствовало взрывному расширению фондового рынка, аналогичному развитию этого рынка в США и в целом на мировом уровне.
В то же время большинство стран ЕС стремились формировать свои системы регулирования рынков ценных бумаг, частично выполняя требования ISD и CAD, а частично из-за того, что правового регулирования этих рынков в большинстве стран или вообще не существовало (в Германии) или требовало значительного обновления в связи с изменением рынка (во Франции). Такая эволюция, однако, не соответствовала политике ЕС и поэтому Комиссия ЕС стремилась обеспечить одновременное принятие директив ISD и CAD и их введение в действие во всех странах ЕС. С этой целью в декабре 1993 г. был опубликован документ под названием "Стратегическая программа внутреннего рынка". Время его выхода совпало с окончанием первой фазы преобразования ЕС в единую политическую структуру, в течение которой были изданы 282 базовые директивы для рынка ценных бумаг ЕС. Хотя не все директивы удалось ввести в действие на втором этапе преобразований и противоречия в национальных законодательствах продолжали существовать, но единый конкурентный торгово-финансовый (рыночный) механизм в ЕС стал действовать.
Поэтому фондовые рынки отдельных стран ЕС реагировали на изменения мировой финансовой, экономической и политической конъюнктуры практически однотипно, вплоть до глобального кризиса, начавшегося в 2008 г. Следует отметить, что большинство реформ в континентальной Европе произошли после реформы 1986 г. в Великобритании, и европейские фондовые биржи усматривали в Лондоне угрозу своим внутренним рынкам. Однако вскоре обнаружилось, что все национальные рынки ценных бумаг оказались, во-первых, тесно переплетенными; во-вторых, крупные национальные фондовые рынки сформировали свои ниши, хотя это вовсе не исключает конкурентной борьбы между странами ЕС, в том числе и с Лондонским фондовым рынком.
Тем не менее различия оставались и будут существовать еще очень долго, поскольку они связаны в своей основе не просто с историческими и прочими особенностями (что также важно), но и с более прозаическими факторами, в частности с интересами бизнес-элит государств, а эти интересы имеют простое свойство — они непреходящи, вечны.
Требования к банковскому капиталу
Одна из характерных особенностей систем, опирающихся в основном на банки, состоит в том, что в них банки играют более важную роль в сборе и оценке информации о корпоративном секторе, чем в системах, больше опирающихся на рынки. В странах с более развитыми рынками капиталов давление в пользу предоставления надежной и своевременной корпоративной информации, включая соблюдение требований к финансовой отчетности для листинга на фондовой бирже, исходит как от рынка, так и от государства. Существуют независимые агентства по определению рейтинга облигаций, которые устанавливают класс их отдельных выпусков, что является необходимым условием при приобретении облигаций различными регулирующими инвесторами (такими, как пенсионные фонды или страховые компании). Имеется также множество других заинтересованных бизнес-аналитиков: исследователи "продающей стороны", предоставляющие логически последовательную инвестиционную информацию, и аналитики "покупающей стороны", стремящиеся разузнать инвестиционные возможности. Все это мало касается системы, в которой доминирующую роль играют банки и при которой стоимость ссуд, предлагаемых клиентской фирме, во многом зависит от внутренней оценки банком своего клиента.
Тем не менее в последнее десятилетие финансовые менеджеры развитых стран стали проявлять повышенный интерес к ценным бумагам стран с формирующейся рыночной экономикой, что резко повысило заинтересованность развивающихся стран и стран с переходной экономикой в привлечении таких внешних средств через развитие и либерализацию местных рынков ценных бумаг. Это один из факторов, подталкивающих эти страны в направлении вышеописанной сложной финансовой структуры (системы). В этой связи встает вопрос: не являются ли иностранные портфельные инвестиции в странах с формирующейся рыночной экономикой источником более высокой финансовой неустойчивости?
Другой вопрос связан с тенденцией к повышению роли правительства и с укреплением финансового сектора. Отметим, что на протяжении всей истории банки были склонны принимать на себя чрезмерно высокие риски в отношении средств вкладчиков, что приводило к банкротствам отдельных банков, которые затем стали перерастать во всеобщие и дорогостоящие кризисы банковской системы. Наибольшие опасения охватывают руководителей кредитно-денежных учреждений тогда, когда вкладчики банка начинают считать, что их банк ослаб, и торопятся снять средства со своих счетов, оставляя банк без наличных средств, необходимых для удовлетворения требований об изъятии денег. Если это в свою очередь приводит к усилению боязни вкладчиков других банков, что в свою очередь может спровоцировать глубокое падение доверия, массовый "набег" на банки, резкое сокращение ликвидности и экономический спад.
В этой связи правительства придают первостепенное значение поддержанию у общества уверенности в валюте и банках. Первое направление деятельности — это рубеж требований к осмотрительному управлению банками, например, за счет поддержания надлежащих резервов ликвидности и недопущения излишне рискованных ссудных операций. Обычно рекомендуется обеспечить тщательное регулирование деятельности банков государственным органом и систематически проводить государственные аудиторские проверки. Кроме выполнения функции регулирования правительства или, точнее, центральные банки способствуют укреплению доверия к банкам, заявляя о своей готовности предоставить чрезвычайные кредиты любых размеров, если это потребуется банкам в случае паники, чтобы обеспечить ликвидность вкладов. Таким образом, центральные банки выступают в качестве "кредитора последней инстанции"; эта функция обусловлена их ролью в создании и контролировании денежной массы внутри страны. Сходным с этим вариантом является обеспечение страхования большинства банковских депозитов от потерь.
Такие чрезвычайные кредитные вливания центрального банка могут оградить неликвидные банки от банкротства. Если же, несмотря на все усилия, банкротства избежать не удается, правительство пытается слить лопнувший банк со здоровым банком или же иным способом плавно вывести его с рынка. При одновременном банкротстве многих банков, как это неоднократно происходило в период глобального кризиса 2008—2009 гг., правительство обычно вынуждено разрабатывать программы чрезвычайной помощи для их спасения. Порой правительство национализирует коммерческие банки, по крайней мере, временно. Как правило, оно принудительно проводит консолидацию и реорганизацию, а также помогает оздоровить структуру капитала тех банков, которые еще действуют. Все эти инструменты регулирования были применены в США, европейских и других странах в ходе недавнего глобального финансового кризиса.
Помимо обеспокоенности по поводу предотвращения сбоя всей системы, необходимость регулирования обусловлена и тем, что покупатели и продавцы нуждаются в защите от недобросовестных операторов (финансовых спекулянтов). Покупатель ценной бумаги корпорации вынужден полагаться на правдивость информации о компании, содержащейся в проспекте по ценной бумаге. Для искажения результатов деятельности и перспектив корпорации имеется немало финансовых стимулов, и примеров таких случаев более чем достаточно. Имея мощные информационные каналы в собственности и огромные финансовые ресурсы, отдельные представители крупного бизнеса в погоне за "легкой" прибылью предпринимают крупномасштабные финансовые операции, способные дестабилизировать не только национальную, но и мировую финансовую систему.
Еще один аспект, вызывающий обеспокоенность, — это возрастающая сложность управления рисками, которым подвержены в наши дни сложные финансовые институты. Действительно, один из вопросов, вытекающих из опыта недавних международных финансовых и валютных потрясений, заключается в том, достаточно ли надежными являются управление рисками в банках и официальный надзор за управлением рисками. С учетом бурного развития рынков производных финансовых инструментов и резкого увеличения кредитования банками фирм финансового сектора, которые совершают на финансовых рынках операции в основном с привлеченными средствами, остается неясным, могли ли банки, даже самые передовые, добиться адекватного управления своими общими рисками. Это имеет большое значение, поскольку стратегия, взятая на вооружение в последнее время в рамках усилий по укреплению финансового регулирования активных на международной арене банков, по существу сводится к обеспечению соблюдения всеми банками наиболее оптимальной практики отрасли, определяемой самими банками. Действующий в Банке международных расчетов в Базеле Комитет по вопросам регулирования после глобального кризиса разработал новые стандарты, по которым банкам рекомендуется иметь минимальные объемы капитала (собственного капитала), они значительно увеличены с целью придать им устойчивость. В последнее время этот "комитет" сосредоточил усилия на разработке руководящих принципов, определяющих требования к капиталу, исходя из общих показателей "рисковой стоимости" банка, которые рассчитываются на базе сложных компьютерных моделей.
В связи с этим в последние годы (2009—2012 гг.) внимание было сосредоточено на укреплении международных стандартов, определяющих требования к банковскому капиталу. Этот вопрос имеет важнейшее значение для глобальной финансовой стабильности развивающихся стран и стран с переходной экономикой, интегрирующихся в глобальную систему и остающихся вследствие слабости своей экономики особенно уязвимыми перед лицом шоковых потрясений в ней.