Макро- и микрорегуляторы КСО в социальном проектировании

Деятельность компании в процессе реализации социальных проектов в рамках КСО контролируется многими регуляторами. Структура регуляторов КСО в социальном проектировании представлена на рис. 12.2.

Рассмотрим основные макрорегуляторы социальных проектов.

Рис. 12.2. Структура макро- и микрорегуляторов КСО в социальном проектировании

Требования международного сообщества. Международными макрорегуляторами могут выступать стандарты, например Международный стандарт ISO 26000 "Руководство по социальной ответственности"; сертификации производства, например "Добровольная лесная сертификация", и т.д. Более подробно данный вопрос изложен в главе 4.

Требования государства. Выделим следующие условия, которые являются определяющими при реализации компанией проектов в рамках корпоративной социальной ответственности:

• нормативно-правовые регулятивы (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и т.д.);

• система стандартов (ГОСТ Р 54869–2011 "Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом", ГОСТ Р 54870–2011 "Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов" и ГОСТ Р 54871–2011 "Проектный менеджмент. Требования к управлению программой" (введены в действие на территории РФ с 01.09.2012);

• подготовка специалистов. Существующие федеральные образовательные стандарты образования предполагают наличие у бакалавров и магистров по направлению

"Менеджмент" профессиональных компетенций, связанных с умением управлять проектами. Одновременно в российских учебных заведениях ведется подготовка магистров по направлению "Менеджмент" по следующим профилям: управление проектами, менеджмент в социальной сфере и др.;

• "пожелания" для компаний реализовать конкретный социальный проект.

Требования экономического сообщества. В современных экономических условиях перед любой компанией остро стоит вопрос о правильном выборе контрагентов. Зачастую в основе данного выбора лежит деловая репутация. Деловая репутация – обобщенная оценка деятельности компании в глазах партнеров, клиентов, контрагентов, конкурентов. Деловая репутация – средство расширения коммерческих возможностей компании. В этой связи на рынке существует потребность в ее измерении. Инструментом для этого выступают всевозможные рейтинги. Критерии рейтингования можно подразделить на две группы. Первая – критерии деятельности компании, например финансовые показатели и финансовая стабильность, клиенты и партнеры, кадровый потенциал, качество продукции и т.д. Вторая – информация в СМИ: объем, характер и источник публикаций и т.д. При этом возможно всевозможное комбинирование критериев и построение их производных. Особое место в системе рейтингов занимает номинация "программы корпоративной социальной ответственности".

Среди наиболее известных статусов участников рейтингов можно выделить: "Самые уважаемые компании мира" (World's Most Admired Lodging Company) (журнал Fortune), World's Best Corporate Reputations, подготовленный Reputationi institute (журнал Forbes), "100 лучших корпораций в сфере социальной ответственности" (The 100 Best Corporate Citizens) (журнал Corporate Responsibility), "Деловая репутация крупнейших российских компаний" (проект IFORS, ВЦИОМ).

Кроме того, в России и за рубежом особое внимание уделяется специалистам, ответственным за реализацию проекта. К ним предъявляются все более и более серьезные требования, включенные в системы сертификации в управлении проектами. Наиболее известные стандарты: PMI РМВОК Guide, ICB IPMA (национальная версия "Национальные требования к компетентности специалистов по управлению проектами – НТК" Российской Ассоциации Управления Проектами СОВНЕТ), Р2М, Prince 2.

Требования общества могут быть самыми разнообразными. Выделим, к примеру, два основных:

• развитие общества и господствующие в нем ценности. Они определяют наличие и характер запросов, которые изменчивы в силу исторических и иных обстоятельств. Так, в конце 80-х гг. XX в. в России крайне остры были экологические проблемы. В текущем периоде в политической повестке дня приоритетной целевой группой для помощи являются дети (сироты, инвалиды, безнадзорные и т.д.);

• степень развития проектного мышления и проектной культуры в обществе. От уровня культуры управления напрямую зависит благосостояние общества и развитие экономики. Культура проектного управления представляет собой инструмент целенаправленного развития общества и всех его подсистем.

Рассмотрим основные микрорегуляторы.

Требования локального сообщества. Компании важно учитывать интересы населения той местности, на территории которой она расположена и функционирует. Эти интересы могут выражаться в запросах политических и общественных организаций, государственных структур, социальных групп населения. Компания может либо оперативно реагировать на такие запросы, либо предвосхищать их. Для предвидения социальных проблем локального сообщества необходимо проводить социальную диагностику. При выявлении социально значимой проблемы важно уметь соотнести ее с возможностями компании. Результаты сопоставления возможностей компании и масштаба проблемы отражают в стратегии поведения компании. Обычно различают три таких стратегии: разработку собственного социального проекта, участие в качестве партнера в проекте другой компании, дистанцирование от проблемы.

Специфика команды проекта. При реализации социального проекта необходимо учитывать компетентность команды проекта. С одной стороны, это профессиональные и личностные качества членов команды, а с другой – мотивы их участия в проекте. Учитывая, что цель социальных проектов – не извлечение прибыли, а оказание помощи нуждающимся, участники социального проекта не могут рассчитывать на большое вознаграждение за их труд, поэтому к участию в социальных проектах часто привлекают людей, которые трудятся на безвозмездной основе, – волонтеров. Так как причины занятия волонтерской деятельностью нс всегда понятны рациональным людям, целесообразно раскрыть подробнее основные побудительные мотивы волонтеров. Их можно подразделить на три основные группы: альтруистические, корыстные и социальные (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Мотивы участия людей в социальных проектах

Альтруистические

Корыстные

Социальные

Помощь людям

Требование руководства компании, в которой работает

Потребность в общении

Стремление проявить свои возможности на пользу окружающим

Желание компенсировать что-то, чего недостает в жизни

Стремление принадлежать какой-либо группе, в том числе использовать ее атрибутику

Следование идее

Стремление показать свою значимость, выделиться среди окружающих

Дань моде

Проблема проекта – личная проблема человека

Получение ресурсов (деньги, опыт, материальные блага, поездки на семинары и т.д.)

Желание провести досуг

Требования финансовых ангелов. Социальный проект не будет реализован в том случае, если он не получит финансовой поддержки. Так называемые "финансовые ангелы" предъявляют требования к оформлению и содержанию проекта. Финансовые ангелы социального проекта – это физические или юридические лица, оказывающие материальную поддержку проекту, например различные фонды, в том числе благотворительные, коммерческие организации, государственные структуры, частные инвесторы и т.д.

При ведем пример требований к оформлению социального проекта:

• качество оформления (аккуратность, последовательность изложения, логичность, удобство "навигации" и т.д.);

• краткость и лаконичность (без ущерба к содержанию);

• целостность и непротиворечивость;

• обоснованность;

• доступность и легкочитаемость;

• отражение всех элементов, которые требует финансовый ангел (титульный лист, основные элементы проекта).

Требования к содержанию социального проекта:

• достижимость в ограниченном интервале времени;

• соответствие потенциала команды проекта заявленным целям;

• социальная эффективность;

• направленность на актуальные для общества задачи;

• рациональность бюджета;

• жизнеспособность и перспективы дальнейшего продолжения;

• измеряемость результатов.

Важно всегда помнить, что деньги и средства не даются просто так, их необходимо обосновать.

Требования бенефициаров. Существенное влияние на характер социального проекта оказывают его бенефициары, т.е. те, на помощь кому ориентирован проект. Можно выделить два условия, которые могут определить суть проекта: во-первых, степень осознанности бенефициарами своей проблемы; во-вторых, характер требований, которые они предъявляют обществу и государству.

В этой связи у компании есть три стратегии реализации социального проекта: самостоятельная для бенефициаров, совместно с бенефициарами, создание условий для защиты бенефициарами их интересов.

Самостоятельная работа

Выберите наиболее интересный для вас регулятор КСО в социальном проектировании. Раскройте его ОГЛАВЛЕНИЕ и основные инструменты. Опишите способы его воздействий на инициирование и реализацию социального проекта. Ответ представьте в виде схем.