Маастрихтская сессия ЕЭС - ЕС
С конца 1980-х - начала 1990-х гг. все участники Сообщества отчетливо понимали, что нужен следующий крупный шаг в углублении интеграции европейских стран. Эта задача решалась на Маастрихтской сессии ЕС, состоявшейся 9-10 декабря 1991 г. и завершившейся окончательно в феврале 1992 г. Она имела огромное значение прежде всего в следующих аспектах:
o сессия определила критерии, в соответствии с которыми будут приниматься новые члены, в том числе страны бывшего восточного блока, в ЕС; здесь также были приняты решения начать переговоры о приеме Швеции, Норвегии, Финляндии и Швейцарии;
o сессия поставила задачи создания единой денежновалютной единицы на базе Экономического и валютного союза (ЭВС);
o сессия официально объявила о завершении основных задач формирования Европейского сообщества и начале нового этапа его развития. ЕЭС получило новое название - Европейский союз (ЕС).
Тогда же было определено, что строительство ЭВС должно пройти в три этапа, последний из которых должен завершиться не позже 1999 г. Первый этап, как известно, начался еще в июне 1990 г., когда был устранен контроль над движением капиталов в странах ЕС. Второй этап предусматривал период с 1994 по 1997 г. (он был продлен до 1999 г.). Главная задача, стоявшая перед ЕС в эти два периода, сводилась к сближению экономических показателей, подтягиванию показателей менее развитых стран к уровню наиболее развитых членов Сообщества. (Отмстим, что такие же задачи стояли перед СССР в отношении союзных республик и перед СЭВ в отношении менее развитых стран - Вьетнама, Монголии, Кубы, частично Румынии и Болгарии, причем они во многом были осуществлены.) В целях содействия менее развитым странам - Испании, Португалии, Греции и Ирландии - с тем чтобы они "догнали" своих более развитых партнеров, был создан Фонд сплочения, призванный финансировать их проекты развития, увеличено их финансирование через структурные фонды Сообщества (более чем в два раза к 1997 г.).
В начале второго этапа был создан новый орган Союза - Европейский валютный институт (ЕВИ), который должен был заниматься валютным и финансовым управлением и разработкой институциональных рамок уже для третьего, завершающего этапа. Для решения задач третьего этапа - в зависимости от готовности стран - участниц ЕС - учрежден Центральный европейский банк, а также определена процедура введения евро как единой европейской валюты. Здесь была проявлена большая гибкость: если отдельные страны не будут готовы к введению единой валюты, сроки ее введения могут быть отнесены на более поздний период. Тогда же принято окончательное решение о введении евро в 2002 г. в качестве расчетной денежной единицы.
Лиссабонская стратегия Евросоюза
Лидеры стран Евросоюза-15 на саммите в Лиссабоне приняли специальную Декларацию, которая представляла собой долгосрочную программу развития Союза, рассчитанную на первое десятилетие XXI в. (2001-2010). В соответствии со стратегией Евросоюз к 2010 г. был должен превзойти по основным макроэкономическим показателям США и Японию, превратившись в ведущий экономический центр мира. Программа ставила целью ускорение экономического и научно-технического роста, качественное улучшение социально-культурного положения населения стран Союза. В качестве важнейшего условия, необходимого для придания динамизма экономическому росту, рассматривалось повышение конкурентоспособности европейской экономики. Для этого выдвигалась структурная задача увеличения инвестиций в научные исследования и разработки (повышение до 3% от ВВП), высшее образование, стимулирование занятости.
Практическое выполнение стратегии осуществлялось медленно, и, как полагали аналитики, в 2004 г. она оказалась на грани срыва. В октябре 2004 г. Председатель Еврокомиссии Р. Проди публично заявил, что "стратегия потерпела крупное поражение". Основная причина указанного "поражения", по его мнению, - это "широкое использование права национального вето, которое блокировало прогресс", т.е. противоречия внутри Союза, как между отдельными странами, так и между институтами ЕС и странами по различным вопросам политики Союза. Накануне глобального кризиса, начавшегося в 2008 г., лидеры ЕС как раз обсуждали проблемы, связанные с медленными темпами роста экономики ЕС, и искали новые механизмы для более быстрого и устойчивого роста.
С целью исправить общую ситуацию в ЕС Советом министров по экономике и финансам Евросоюза (ЭКОФИН) был предложен пересмотренный План действий, который состоит из двух блоков:
1) энергичное содействие экономическому росту, что предполагает более эффективное использование инвестиций, повышение их объемов, внедрение инноваций, повышение конкурентоспособности. ЭКОФИН исходил из того, что повышение хозяйственной динамики, начавшееся во второй половине 2003 г., позволит странам ЕС увеличивать рост ВВП ежегодно не менее чем на 2,5% вплоть до конца десятилетия. Была также определена задача значительно поднять эффективность подготовки кадров, увеличить расходы на науку и технологии, разработать новые механизмы взаимодействия между государственным и частным секторами науки, технологий и инноваций;
2) обеспечение большей устойчивости и стабильности государственных финансов, бюджетной сбалансированности, реформирование пенсионной системы в ЕС.
Эти планы, однако, были сорваны глобальным кризисом, страны ЕС вынуждены были спасать саму систему, оставив горделивые мечтания "обогнать Америку".