Л. Н. Толстой и Русская православная церковь
В 1882 г. в журнале "Русская мысль" (№ 5) была опубликована "Исповедь" Л. Н. Толстого, в которой он изложил основы своего вероучения, расходящегося с догматами Русской православной церкви. На этот номер журнала сразу же был наложен арест, и Толстой начал нелегальное распространение своих духовных сочинений — "Новое Евангелие", "В чем моя вера", "Критика догматического богословия", "Церковь и государство" и др. В рукописных списках и в литографированном виде они распространились в России, были переведены на французский и немецкий языки и получили широкую известность за рубежом.
Л. Н. Толстой выступил с проповедью ненасилия и всеобщей любви, требовал очистить христианство от "суеверий и обрядности", отделить христианство как учение от официальной церкви как духовной организации.
Сущность вероучения Л. Н. Толстого заключалась в следующем. Христос сам не проповедовал никаких догматов: ни о грехопадении прародителей и первородном грехе, ни об искуплении, ни о своем воскресении и божестве, ни о церковной иерархии, ни о богослужении с таинствами, ни о вере в него, ни о воскресении людей и загробной жизни. Все это измышлено позже и явилось плодом суеверия или своекорыстия духовенства. Апостол Павел первым стал вводить догматику, а со времени византийского императора Константина Великого, когда церковь вступила в союз с государством, совершился окончательный разрыв церковного учения с учением Христа.
Толстой считал, что Христос — сын человеческий, который учил только тому, как жить, поэтому его учение может быть принято всеми народами разных убеждений и вер. Божественное в нем — тот разум, какой есть и в людях. Жить по этому разуму — значит жить по-Божьему. Основных правил честной жизни пять: не гневайся, не блуди, не клянись, не противься злу, не убивай другого (даже на войне). В этом, считал Толстой, весь смысл жизни и вся сущность христианства, основа человеческого счастья. В своем учении он доходил до отрицания власти, судов, клятв и присяги, ведения всяких войн и всякого насильственного противления злу, до отрицания современной цивилизации. Таким образом, его учение было направлено против существовавших политических и общественных устоев, господствовавшей морали и принятых в тогдашнем обществе ценностей, что и вызвало недовольство светских и церковных властей.
Толстой имел немало последователей не только в России, но и за рубежом. С толкованием его учения выступали Н. Н. Страхов, В. С. Соловьев, Д. С. Мережковский. Возникли и общины-поселения толстовцев — последователей учения Толстого. Первые их колонии были основаны в Тверской, Симбирской и Харьковской губерниях, затем в Закавказье. Последователем Толстого был Махатма Ганди.
О толстовстве в то время много говорили и писали во Франции, Англии, Германии, Италии, в странах Востока, где также появились его последователи. В России начались нападки на Толстого со стороны официальной церкви и светской власти. В 1897 г. миссионерский съезд в Казани объявил толстовство "вредной сектой". Власти боялись, что крестьяне, усвоив учение Толстого о всеобщем равенстве, потребуют "уравнения земель". Кроме того, опасались, что Толстой, ввиду его широкой известности и популярности, может стать объединяющим началом не только для толстовцев, но и близких к ним но своему духу молокан, духоборов, штундистов, баптистов. Кстати, Толстой был связан с некоторыми из этих сект, особенно с духоборами, которым помогал даже материально.
В феврале 1901 г. Л. Н. Толстой был объявлен Синодом "вне церкви", что фактически означало отлучение его от Русской православной церкви. Текст постановления Синода об этом был составлен К. П. Победоносцевым.