У людей, как у богов
Мир людей строится по образцу мира богов. Боги имеют своего царя Юпитера, наиболее почитаемые из них именуются, как и римские сенаторы, отцами и имеют своих божественных слуг. Боги подразделяются на богов небесных, земных и подземных, однако одни и те же боги могут действовать во всех трех мирах (например, Юпитер, Диана, Меркурий). Миры богов, людей и мертвых разграничены (так, право богов не смешивается с правом человеческим, из действия которого изымается все посвященное богам) и, вместе с тем, взаимосвязаны. Люди не начинают ни одного важного дела, нс узнав, как отнесутся к нему боги. Отсюда сложная наука авгуров и гаруспиков, читающих волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям жертвенных животных, удару молнии. Большую роль при всевозможных гаданиях играют связанные с почитанием Аполлона так называемые Сивиллины книги, якобы купленные за большую цену Тарквинием Гордым у пророчицы и содержащие туманные стихотворные изречения. Порученные специальной жреческой коллегии, они хранились в тайне от непосвященных. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената искали в них указаний, как поступить. Боги постоянно присутствуют среди людей, иногда подают голос. Богов врага с помощью определенной формулы можно было переманить на сторону Рима, где им в этом случае учреждался культ. Считалось, что мертвые влияют на дела живых, мстят за пренебрежение к установленным в их честь обрядам. Умерший отец становился богом для своих сыновей (сын поднимал кость с погребального костра и объявлял, что покойный отец стал богом). Существовали культы отдельных сословий (конный Нептун и Диоскуры у всадников; Церера, Либер и Либера у плебеев), отдельных профессий (Меркурий у торговцев, Минерва у ремесленников, художников, писателей, учителей).
Каждая локальная община или другой компактный коллектив были неразрывно связаны со своими богами. Каждый член фамилии обязан был участвовать в ее культе, а переходя в другую по усыновлению или браку, принимал ее культ. Гражданин должен был участвовать в культе гражданской общины. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов – Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Позднее, когда появляется много людей, не связанных с каким-нибудь исконно существовавшим коллективом: переселенцы, оторвавшиеся от фамилий рабы и отпущенники, для них создаются культовые коллегии с вербовавшимися из их среды министрами и магистрами богов римского пантеона. Отсюда сформулированное впоследствии Варроном положение о приоритете гражданских установлений над религиозными, общин – над почитаемыми ими культами.
Все это, наряду с выборностью и общедоступностью жреческих должностей, определило как высший религиозный авторитет саму гражданскую общину, а четкость социальной структуры (полноправные граждане, с одной стороны, полностью бесправные, удерживаемые только силой рабы – с другой) делала бесполезной божественную санкцию. Граждане обязаны были чтить богов, составляющих как бы часть их общины (отсюда распространенная впоследствии мысль о Риме как великом городе людей и богов), но могли о них думать, говорить и писать что угодно, вплоть до полного их отрицания. Такие мотивы встречаются уже у поэта III–II вв. до н.э. Энния, они всесторонне развиты в трактатах Цицерона "О природе богов" и "О дивинации", в которых сам бывший авгуром Цицерон высмеивает все способы выяснить волю богов и решительно сомневается в их существовании, хотя в трактате "О законах", написанном с точки зрения политика, а не философа, считает веру в богов и все религиозные установления предков обязательными. Нормы поведения определялись в большей степени не господствующей религией, хотя римляне и обожествляли различные добродетели, необходимые гражданам для служения государству, а благом гражданской общины, награждавшей достойных заслуженным почетом, каравшей и клеймившей презрением забывших свой долг.