Законность и правопорядок
Законность — особый режим неуклонного действия правовых норм — система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно.
Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ:
"1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".
Еще римские юристы в IV—V вв. до н.э. провозгласили постулаты, имеющие значение и в современной практике:
• "государством должен править закон";
• "закон превыше всего";
• "закон выше любой должности";
• "закон — единственный бог, которому все должны поклоняться";
• "пусть рухнет мир, но восторжествует закон";
• "мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными";
• "закон должен властвовать над всеми";
• "кто живет по закону, тот никому не вредит";
• "закон суров, но это закон".
Все эти изречения не случайны, ведь, как было показано, в законе воплощены идеи, традиции, обычаи всего народа, поэтому он и авторитетен, ставится превыше всего, почитается. По крайней мере, так должно быть.
Закон, как известно, является формой выражения коллективной воли всего народа — единственного источника власти.
Законность — основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития (частную и публичную), законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей. Предпосылкой законности является объективная потребность любого общества, избегая катаклизмов, сохранить свою целостность, обеспечиваемую, в частности, юридическими правилами поведения людей.
Именно поэтому ни один монарх, царь, король, президент не может издавать законы, а только подзаконные акты. Принятие законов — функция законодательных органов, которые потому и называются законодательными. Правда, в древности отдельные монархи все же издавали законы, по это были времена неразвитой демократии или даже полного ее отсутствия при всевластии правителей.
Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. Известный русский юрист А. Ф. Кони писал: "Власть не может требовать уважения к закону, когда сама его не уважает: граждане вправе отвечать на ее требования: "врачу, исцелился сам""[1]. В подчинении власти собственным законам — суть правового государства, ибо там, где кончаются законы, начинается произвол. В свою очередь, законы должны основываться на идеях естественных прав человека и гражданина, свободного развития личности. Эти нрава как раз и служат ограничителем власти, ее возможного произвола.
Законность — это правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юридических норм всеми ее дееспособными участниками. Подобное понимание законности восходит еще к пятидесятым годам. Однако изгнание из советской юриспруденции понятия частного права заставило трактовать се только как сторону, элемент общественно-политического режима, а не режима всей общественной жизни.
Законность представляет собой строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права; это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.
Законность характеризуется следующими основными признаками.
1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность.
Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства.
Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан. Чтобы быть творцом и "хранителем" законности, государство должно осуществлять свои властные функции исключительно на основе и в рамках действующих законов. Одновременно оно должно пресекать любые правонарушения как со стороны своих органов и должностных лиц, так и со стороны граждан.
Всеобщность как важнейший признак законности означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех государственных органов, общественных, хозяйственных предприятий и организаций и граждан.
2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.
Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, — законность отсутствует. В случае, когда правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, — то и здесь не может быть речи о законности.
3. Законность, понимаемая как метод государственного регулирования обществом, предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами — путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации.
Поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав. В таком государстве недопустим произвол должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным и судебным органам.
4. Законность есть принцип деятельности государства.
Органы государственной власти, организации и учреждения связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность есть антипод произвола и беззакония, и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни.
Таким образом, законность включает в себя, во-первых, законодательство, отвечающее потребностям общественного прогресса, и, во-вторых, полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
К числу гарантий законности можно отнести:
1) обеспечение соответствия закона праву, в частности путем установления особого порядка издания законодательных актов, при котором основные принципы права были бы закреплены в конституции, и нормативные акты не могли бы вступать с ними в противоречие;
2) верховенство закона по отношению к гражданам и государству, равенство перед законом граждан и государства;
3) разделение властей, обеспечивающее независимость правосудия и административной юрисдикции;
4) процедуры правоприменительной деятельности, обеспечивающие права субъектов;
5) безусловное право субъектов на судебную защиту своих прав.
Следует решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности так называемой ведомственной или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона.
Общие условия, т.е. объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование, создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности и подразделяются на следующие виды.
Экономические условия. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д.
Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, т.е. устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.
Идеологические условия. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.
Социальные условия. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.
Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.
Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер:
1) верховенстве закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов);
2) единстве законности (предполагает ее действие па всей территории страны);
3) всеобщности законности (подразумевает действие законности на всех лиц);
4) целесообразности законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе. Законность всегда целесообразна);
5) равенстве перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);
6) гарантированное™ основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);
7) неотвратимости наказания за совершенное правонарушение (характеристика юридической природы законности);
8) взаимосвязи законности и культурности (характеризует нравственную природу законности. Без достижения определенного уровня правовой культуры всех субъектов права, населения страны в целом невозможно обеспечить должный уровень законности).
Понятие правопорядка
С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Понятие "правопорядок" широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка — важнейшая функция государства. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же — условие правопорядка.
Правопорядок — это, прежде всего, порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Правопорядок — это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом.
Правопорядок — состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Это состояние фактической урегулированности социальных связей, качественное выражение законности. Кроме правовых норм соблюдение правопорядка в обществе обеспечивается обычаями, нормами морали и нравственности, внутренними правилами организаций и др. Правопорядок характеризуется уровнем законности в государстве и степенью реализации прав и свобод граждан, а также исполнением ими и государственными органами возложенных законом обязанностей.
Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, по не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность — есть правопорядок, нет законности — нет и правопорядка. Если законы и иные нормативные правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.
Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются; иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов.
Законность логически предшествует правопорядку, правопорядок — это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок — это итог законности.
Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не может действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок — тем более.
Демократия — это не вседозволенность, это четко отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок — неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок — это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.
Законность и правопорядок также невозможны без демократии, так как в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей. Демократия — естественная благодатная среда для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии.
Дисциплина же, в свою очередь, является понятием более широким, чем законность, так как она предполагает соблюдение не только законов и иных нормативных правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний.