Лекция 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ

Логистические системы в качестве одного из звеньев включают в себя склады, без которых трудно представить движение товаров от производителя до потребителя. В этом движении товары проходят ряд складов, где происходит преобразование таких параметров материального потока, как размер (количество единиц, вес, масса), ассортиментный состав и др. Для управления логистическими процессами, связанными с функционированием складов, сформировался раздел логистики, который называется логистикой складирования. Логистика складирования охватывает процессы формирования складской сети, эффективного функционирования складского хозяйства и управления логистическим процессом на складе.

Часто под складом понимается любое место или сооружение, предназначенное для хранения сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции и других грузов. Однако такое представление о складе не соответствует требованиям, которые предъявляются к складу в логистических системах. Современный склад как звено логистической системы — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций. К функциям складов в логистической системе относятся:

I) храпение запасов. Это одна из основных функций склада, поскольку хранение запаса позволяет реализовывать решения в области управления запасами. Благодаря этой функции предприятия могут приобретать необходимые товары, обеспечивая экономически выгодные условия и сохраняя товары для последующего потребления; могут накапливать продукцию для отправки оптимальной партией потребителю; могут реализовывать другие экономически целесообразные решения, связанные с партиями поставки и запасами. Следует заметить, несмотря на то что хранение — одна из основных функций склада, оно не создает особой ценности конечному потребителю, поэтому во многих логистических системах отказываются от хранения на некоторых складах и используют технологию кросс-докинга, предусматривающую переотправку товаров, поступивших на склад, минуя зону хранения;

2) выравнивание интенсивности материальных потоков и ассортимента в зависимости от изменения потребности. Эта функция тесно связана с функцией хранения запасов, но именно она позволяет считать склад не просто местом хранения товаров, а элементом логистической системы, поскольку склад задает интенсивность материального потока (т.е. количество или объем в единицу времени), соответствующую потребности в товаре, образующем поток, и обеспечивает необходимый ассортимент в зависимости от спроса на конкретные токарные позиции. Функция выравнивания интенсивности материальных потоков и ассортимента имеет большое значение для реализации логистической функции управления заказами, а также для управления запасами потребителей первого уровня, что особенно важно для управления многоуровневыми логистическими системами и при интегрированном планировании в цепях поставок;

3) унитизация (объединение) и разъединение партий. Значение этой функции для логистической системы объясняется тем, что склад создает условия для принятия решений, направленных на снижение логистических издержек в цепи поставок, в ситуации, когда партия товара меньше, чем вместимость кузова автомобиля, вагона, контейнера. Склад объединяет партии, направляемые разным потребителям, в одну отправку (при условии, что это приведет к снижению затрат) до полной загрузки транспортного средства, вагона или контейнера. Соответственно, на другом складе, получив сборную партию товара, разъединяют ее для последующей отправки конкретным получателям;

4) предоставление услуг. Данная функция склада позволяет обеспечивать решения, направленные по повышение уровня обслуживания потребителей. Часть услуг связана с товарами, продаваемыми потребителям, и предполагает выполнение каких-либо действий в рамках системы предпродажного и послепродажного сервиса. К таким услугам склада можно отнести подготовку товаров для продажи (например, фасовку товаров, заполнение контейнеров, распаковку продукции), проверку функционирования техники (приборов, машин и оборудования) и ее монтаж, придание продукции товарного вида, выполнение работ по предварительной обработке товаров и др.

Наиболее распространены транспортно-экспедиционные и складские услуги. Склад, предоставляющий транспортно-экспедиционные услуги, организовывает и (или) выполняет доставку товара со склада потребителям, задействуй собственные транспортные средства или подвижной состав подрядных организаций.

Большое значение приобретают складские услуги, когда предприятие на своем складе разметает товары других организаций за определенную плату под ответственное хранение. Распространение этой услуги связано с тем, что многие компании отказываются от инвестирования в собственную складскую систему из-за долгой окупаемости средств или передают в аутсорсинг логистические процессы, поскольку считают их неключевой деятельностью и не тратят на собственные складские операции своих ресурсов (материальных, трудовых, временных). Использование складских услуг позволяет предприятиям расширять географию продаж, снижать издержки, повышать качество обслуживания.

Благодаря выполнению рассмотренных функций склада в логистической системе формируются преимущества складирования, выражающиеся в снижении логистических издержек и повышении качества логистического сервиса за счет разукрупнения, консолидации партий товаров, формирования необходимого ассортимента или комплектации. К преимуществам складирования также относится увеличение объемов продаж за счет более широкой географии продаж и создания условий для поддержки стратегии продаж.

Вопросы практики

Помимо термина "склад" на практике часто используются такие понятия, как терминал, комплекс и центр: транспортный терминал, таможенный терминал, логистический терминал (центр, комплекс), транспортно-логистический терминал (центр, комплекс), таможенно-логистический терминал, распределительный центр и др. По своей сути все эти объекты являются складами и могут выполнять все или только некоторые функции склада в логистических системах предприятий. Следует отметить, что однозначного разделения между всеми этими понятиями нет. Некоторые понятия рассматриваются как синонимы, употребление отдельных терминов стало определенной традицией или проявлением профессионального сленга. Рассмотрим некоторые понятия.

Наиболее часто под транспортным терминалом понимают начальный или конечный пункт приема и выдачи груза на магистральных видах транспорта. Например, транспортными терминалами являются грузовые, товарные станции на железнодорожном транспорте. Некоторые транспортные терминалы предназначены для перегрузки грузов с одного вида транспорта на другой или с транспортного средства одной вместимости в транспортное средство другой вместимости. Например, перегрузочные транспортные терминалы организуются в морском порту. Па других видах транспорта также функционируют перегрузочные терминалы. Основное значение транспортных терминалов состоит в обеспечении взаимодействия разных видов транспорта с точки зрения совмещения выполняемых транспортных технологий.

Очень близкими и не имеющими однозначной трактовки являются понятия "логистический комплекс" и "логистический терминал". И логистический комплекс, и логистический терминал — это склад или складской комплекс с высоким техническим оснащением, связанный с несколькими видами транспорта, выполняющий несколько логистических услуг, обеспечивающий оптимизацию движения потоков в цепи поставок по параметрам времени и затрат. Для обозначения складских комплексов независимых логистических посредников, оказывающих складские услуги, чаще употребляется термин "логистический терминал", а когда идет речь о собственных складах предприятий и организаций, то чаще употребляется термин "логистический комплекс". Отличием логистических комплексов и терминалов от, например, транспортных терминалов является комплексный характер оказываемых услуг и нацеленность на оптимальные решения с точки зрения затрат и сроков выполнения заказов. Транспортный терминал при определенных условиях может быть преобразован в логистический.

Наряду с понятиями логистический комплекс и логистический терминал употребляется термин "логистический центр". Можно считать, что существует две трактовки этого понятия. Первая — это синоним логистического комплекса и терминала. В соответствии со второй трактовкой логистический центр — это координирующий информационные и материальные потоки в рамках какой-то территории центр, может даже виртуальный, т.е. логистический центр может и не иметь инфраструктурного объекта (склада), а выполнять функции межорганизационной логистической координации. Возможно, что логистический центр — это логистический комплекс (терминал), выполняющий координирующую функцию.

Что касается термина "транспортно-логистический терминал" (центр, комплекс), то он, по сути, дублирует понятие логистического терминала, (комплекса, центра в нервом значении), причем с точки зрения логистики в понятии транспортно-логистического центра и других наблюдается некоторая тавтология, так как логистические терминалы и центры могут выполнять функции транспортного терминала. Хотя специалисты-транспортники часто употребляют именно термин "транспортно-логистический центр" (комплекс, терминал), желая сделать акцент на технологической сопряженности разных видов транспорта и логистическом характере принимаемых решений.

Часто со словами "склад", "терминал", "комплекс" употребляются определения "таможенный" или "таможенно-логистический". Например, многие компании на своих сайтах сообщают потребителям, что они помимо логистических выполняют таможенные услуги, операции, а иногда и функции. Что касается таможенных функций, то здесь предельно все ясно — кроме таможенных органов никто не выполняет таможенных функций. Таможенные операции также осуществляются таможенными органами. Понятие "таможенный склад" определено в гл. 33 Таможенного кодекса Таможенного союза: "Таможенным складом признается специально определенное и обустроенное сооружение, помещение и (или) открытая площадка, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада"[1]. Если таможенный склад доступен для хранения под данной процедурой любых товаров и любые лица могут обратиться за хранением па данном складе, то такой таможенный склад признается складом открытого типа. Если он предназначен только для хранения товаров владельца таможенного склада, то такой таможенный склад считается складом закрытого типа. Законодательством РФ определяются требования по обустройству, расположению, оборудованию, регистрации таможенных складов и предоставлению отчетов в отношении товаров, которые были помещены под процедуру таможенного склада.

Таким образом, уместно употребление слов "таможенный склад" с учетом того, что данное понятие четко определяется нормативными документами.

В Таможенном кодексе Таможенного союза определено понятие места временного хранения (ст. 168). Часто логистические компании, имеющие логистические центры, терминалы (склады или комплексы), при условии соответствия требованиям по расположению, обустройству и оборудованию мест временного хранения размещают в одном здании с зоной хранения зону таможенного контроля. Такой склад может называться таможенно-логистическим терминалом, поскольку там (под одной крышей) выполняются логистические операции, связанные с приемкой, отгрузкой, хранением и др., и таможенные операции по таможенному оформлению товаров, регламентируемые Таможенным кодексом Таможенного союза. Сам термин "таможенно-логистический комплекс (терминал, склад, центр)" в Кодексе не определен.