Законность

Основополагающим принципом, режимом и методом деятельности органов полиции является законность. Сотрудники полиции обязаны соблюдать нормативные предписания независимо от того, где эти предписания содержатся, – в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента России, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Соблюдение законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, уважение и выполнение судебных решений должно быть обязательным для любого сотрудника полиции.

Основные направления работы полиции определены в ст. 2 Федерального закона "О полиции". В ходе их реализации объективно сталкиваются различные интересы, экономическая и политическая целесообразность, не имеющие ничего общего с требованиями законности и обеспечением прав граждан. Принцип законности приобретает особую значимость, когда речь идет о возможности применения мер государственного принуждения для противодействия преступным и иным противоправным посягательствам в процессуальных целях, а также для защиты прав граждан. Сотрудник полиции наделен широким объемом прав по применению мер государственного принуждения в соответствии с Федеральным законом "О полиции", УПК РФ, КоАП РФ и другими законодательными актами. При этом в Федеральном законе "О полиции" отмечено, что это допустимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Деятельность полиции, осуществляемая па основании и во исполнение закона, контролируется различными органами государственной власти и институтами гражданского общества. Согласно Федеральному закону "О полиции" (гл. 10) государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент России, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ. За полицией также осуществляется ведомственный и общественный контроль.

Беспристрастность

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. На основании данного конституционного предписания, а также принципа беспристрастности строится деятельность полиции в Российской Федерации.

Полиция – универсальный правоохранительный орган, ее должностные лица используют различные методы защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Полиция для выполнения возложенных на нее задач осуществляет оперативно-разыскную, уголовно-процессуальную, административную деятельность, посредством чего должны обеспечиваться права всех без исключения граждан Российской Федерации, независимо от каких-либо объективных обстоятельств, перечисленных выше. Полиция обеспечивает также защиту прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, которые легально находятся на территории РФ.

Принцип политической нейтральности в сфере внутренних дел направлен на деполитизацию полицейской деятельности. Сотрудники должны быть свободны от различного рода идеологических убеждений, которые могут повлиять на объективность их профессиональной деятельности. Однако следует оговориться, что сотрудник полиции, так же как и все граждане нашей страны, может участвовать в выборах в Государственную Думу, региональные парламенты, голосовать на муниципальных выборах, участвовать в референдумах, а также выборах главы государства.

Относительно участия в общественной жизни следует отметить, что сотрудник полиции не должен быть связан решениями общественных объединений и религиозных организаций, но это не означает, что он не может состоять в таких объединениях и организациях. Исходя из своих интересов, он может состоять, например, в спортивных и иных общественных объединениях, которые преследуют социально полезные цели. Реализуя право на свободу совести, сотрудник полиции может исповедовать любую религию, отправлять религиозные обряды, участвовать в богослужениях и др. Но при этом в своей служебной деятельности полицейский не должен отстаивать интересы общественных объединений и религиозных организаций, в которых он состоит или которым он симпатизирует.

Российская Федерация – многонациональное и многоконфессиональное государство, где переплелись различные культуры, традиции, национальные обычаи, религиозные праздники и т.п. К представителям различных культур сотрудник полиции обязан относиться уважительно и толерантно. Он не должен отождествлять личность преступника с соответствующей этнической группой или народностью.

Открытость и публичность. В деятельности полиции данный принцип базируется на том, что полиция, так же как и другие органы государственной власти, функционирует в обществе, которое является информационным. Это обязывает полицию действовать открыто в той степени, в которой это допускается действующим законодательством и не нарушает прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также органов власти и управления. В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать достоверную информацию о деятельности полиции и ее должностных лиц. В свою очередь должностные лица полиции (в том числе министр внутренних дел) обязаны предоставлять соответствующую информацию гражданам и институтам гражданского общества, если это не запрещено законом. Они обязаны регулярно информировать общество через СМИ о проделанной работе, раскрытии резонансных преступлений и происшествий. Министр внутренних дел в установленном порядке обязан выступать перед палатами Федерального Собрания в рамках правительственного часа; руководители МВД России, главных управлений, управлений МВД России по субъектам РФ обязаны выступать перед соответствующими представительными органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами по вопросам обеспечения правопорядка и общественной безопасности. Такой подход должен повысить уровень ответственности и дисциплины в органах полиции, способствовать развитию парламентского и общественного контроля.

МВД России в установленном порядке ведет различного рода статистические учеты и наблюдения, что позволяет оценивать уровень преступности и правопорядка в стране. Эта информация сосредотачивается в специальных базах данных, а также статистических сборниках, которые публикуются и рассылаются заинтересованным субъектам в обязательном порядке или по соответствующим запросам. Отдельные данные и показатели о работе полиции публикуются в СМИ. Министерство проводит регулярные пресс-конференции в целях эффективного освещения деятельности органов и учреждений системы МВД России, для пропаганды своей деятельности, а также в целях формирования позитивного образа сотрудника полиции, обмена передовым опытом в области борьбы с преступностью. С этими же целями МВД России учреждает ведомственные СМИ. В настоящее время издаются газета "Щит и меч", журналы "Профессионал", "Полиция России", функционирует официальный сайт МВД России, официальные сайты министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам РФ.