Логистический менеджмент коммерческого предприятия
Принятие решения о создании коммерческого предприятия (магазина, торгового центра и др.) является ответственным решением, требующим значительных финансовых вложений и влияющим на имидж крупной компании, расширяющей сферу своей деятельности. Успешная деятельность нового предприятия увеличивает доход данной компании и создает ее положительный имидж на региональных рынках. Поэтому перед принятием решения о размещении коммерческого предприятия необходимо, в первую очередь, провести анализ торговой зоны, которая включает территорию проживания (или нахождения) потенциальных потребителей данной продукции. Для определения размеров торговых зон обычно используется закон притяжения потребителей Рейли (п. 2.3 данного учебника).
Торговые зоны можно классифицировать на три основные группы по признаку посещаемости потребителями коммерческого предприятия:
• первичная торговая зона, или территория проживания (или нахождения) потребителей, часто посещающих данное коммерческое предприятие;
• вторичная торговая зона, характеризующаяся достаточно редким посещением потребителями данного коммерческого предприятия (реже одного раза в неделю);
• третичная торговая зона охватывает территорию проживания (нахождения) потребителей, крайне редко совершающих покупки продукции данного коммерческого предприятия.
Данная классификация торговых зон может быть уточнена на основе использования такого классификационного признака, как "плотность населения, проживающего или находящегося в данной торговой зоне". К таким зонам обычно относят:
• торговую зону ближних районов (с населением не более 30 тыс. чел.). При этом коммерческое предприятие расположено в пределах 10 мин ходьбы и в нем продаются, как правило, товары продовольственные, а также кратковременного пользования и повседневного спроса;
• районную торговую зону, которая объединяет несколько торговых зон ближнего квартала (с населением от 60 до 90 тыс. чел.). В данную торговую зону входят супермаркеты, крупные специализированные магазины, реализующие товары широкого потребления – одежду, предметы обихода и культуры и т.д.;
• торговую зону широкого охвата (с населением более 180 тыс. чел.), в которой коммерческие предприятия расположены вдали от места проживания потребителей, посещающих данные предприятия не более трех раз в месяц. К таким предприятиям обычно относятся региональные торговые центры, в которых продаются предметы моды и роскоши.
Для определения оптимального расположения нового коммерческого предприятия следует собрать необходимую маркетинговую информацию, касающуюся численности, предпочтений и платежеспособного спроса населения, размещения поставщиков и возможных объемов поставляемой ими продукции, возможности привлечения провайдеров логистических услуг, конфигурации и пропускной способности транспортных коммуникаций, стоимости земельного участка или его аренды, политики региональных органов управления по отношению к коммерческим организациям и др. При этом окончательный выбор места расположения нового коммерческого предприятия должен происходить на основе изучения преимуществ и недостатков каждой торговой зоны и анализа перспектив их развития в данном регионе.
Эффективность деятельности коммерческого предприятия во многом определяется рациональностью технологической планировки его торгового зала, предполагающей такое его зонирование и размещение оборудования, которые позволяют:
• обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров;
• исключить очереди в местах выбора товаров и расчета за них;
• рационально использовать торговую площадь;
• создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.
По своему назначению площадь торгового зала коммерческого предприятия подразделяется на основные зоны (площади), занимаемые:
• оборудованием для выкладки и демонстрации товара;
• узлами расчетов (такая площадь создается в тех коммерческих предприятиях, где расчетные операции не осуществляются непосредственно на рабочем месте продавца);
• проходами для покупателей.
Зона (площадь), занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товара, включает установочную площадь оборудования, предназначенного для непосредственного размещения товара, а также оборудования, обеспечивающего процесс выбора этого товара (примерочные кабины, зеркала и т.п.).
Зона (площадь), занимаемая узлами расчетов, включает площадь для установки кассовых кабин и организации рабочих мест кассиров, а в магазинах самообслуживания – и площадь установки столов упаковки.
Зона (площадь) проходов для покупателей включает площадь для их проходов между оборудованием, а также зону, прилегающую к входу в торговый зал и выходу из него.
Осуществлению технологической планировки должна предшествовать разработка в масштабе принципиального плана-схемы размещения оборудования в торговом зале с учетом его общего размера и конфигурации; площади, занимаемой колоннами, лестничными клетками, эскалаторами, лифтами; габаритов оборудования и т.п. В этих целях может быть использован также модельно-макетный метод проектирования размещения оборудования, позволяющий рассмотреть различные его варианты.
Торговые залы должны быть технологически увязаны с помещениями для подготовки товаров к продаже. Кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными.
В состав неторговых площадей также входят помещения для хозяйственного обслуживания оперативных процессов (прием, хранение тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора); административно-бытовые и технологические помещения, коридоры для перемещения товаров и движения работников коммерческого предприятия.
Практика торговли выработала следующие варианты технологических планировок торгового зала в зависимости от его размеров, конфигурации, ассортимента товаров, форм и методов продажи:
• линейный – размещение в магазинах самообслуживания товаров и проходов в виде параллельных линий торгового оборудования и соответствующего размещения узлов расчета;
• боксовый – торговый зал в крупных магазинах при продаже "через прилавок" разбивается на отделы, изолированные друг от друга;
• смешанный – расстановка оборудования в магазине с использованием комбинации линейной и боксовой планировок;
• выставочный – размещение крупногабаритных товаров для организации продажи товаров по образцам;
• свободный – расстановка оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.
При выборе варианта технологической планировки торгового зала необходимо оценить уровень эксплуатационных характеристик зданий магазинов. Для этих целей применяется коэффициент торговой площади магазина, который показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используются здания магазина:
(5.29)
где – коэффициент торговой площади магазина; – торговая площадь, м2; – общая площадь магазина, м2.
В практике торговли приемлемым, эффективно обеспечивающим продажу товаров и обслуживание покупателей, является соотношение 7:3.
Пример 5.7. Если общая площадь магазина составляет 3500 м2, а торговая площадь – 1400 м2, то = 0,4 = = 1400 ∕ 3500, т.е. торговая площадь магазина составляет лишь 40% общей, а неторговая – 60%. Следовательно, значительная часть магазина предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского помещения.
Организация торговых помещений должна обеспечивать свободный доступ к ним покупателей, ознакомление с товарами, а также обеспечивать потоки, не допуская замкнутых зон в соответствии со следующими правилами:
• покупательский поток направляется против часовой стрелки за счет соответствующей расстановки оборудования;
• при размещении ассортимента в торговом зале обеспечивается рациональная организация грузопотоков, предусматривающая короткие пути доставки товара из места хранения в зону продаж;
• потоки покупателей и товаров при доставке последних в торговый зал должны быть разведены;
• товары постоянного спроса размещаются в зоне основных потоков покупателей;
• при размещении товаров обеспечивается комплексная покупка данных товаров одновременного приобретения;
• крупногабаритные товары размещаются поблизости от расчетного узла или выхода из магазина.
При проектировании торгового зала можно выделить несколько этапов:
• определение размера торгового зала;
• расположение входа-выхода в торговый зал;
• расстановка оборудования в торговом зале и расположение узлов расчета;
• расположение проходов и неторговых помещений;
• определение места для дополнительного обслуживания;
• размещение ассортимента в торговом зале (зонирование площади).
В организации торговли большое значение имеет рациональное использование торгово-технологического оборудования магазинов: мебели, холодильного, измерительного, расчетно-кассового и специального оборудования. В торговом зале покупатели движутся с разной скоростью, но одинаково тратят время на узле расчета. Экспериментально установлено, что в очереди покупатели начинают нервничать уже через 15 с, а через одну минуту или две раздумывают о том, чтобы купить необходимый им товар в другом магазине.
Поэтому при организации расчетного узла учитывается площадь торгового зала, широта ассортимента, структура товарооборота, плотность покупательского потока, быстродействие контрольно-кассовых машин. Количество касс определяется по формуле
(5.30)
где Νκ – количество касс; Нп.п. – напряженность покупательского спроса, чел./ч; Пк – производительность одного кассира, чел./ч.
Для оценки рациональности использования оборудования в коммерческом предприятии используется коэффициент установки оборудования, который равен отношению площади, занятой торговым оборудованием, к общей площади торгового зала:
(5.31)
где Ку – коэффициент установки оборудования; Sт/о/ – площадь, занятая торговым оборудованием, м2; Sт/з/ – общая площадь торгового зала, м2.
Рациональное значение данного коэффициента составляет 0,3–0,32.
Пример 5.8. Торговая площадь магазина составляет 1000 м2, а площадь под установку различных видов оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др.) – 350 м2. Коэффициент установки оборудования Ку = 0,35 = 350 / 1000. Следовательно, 35% торговой площади занято торговым оборудованием, а 65% торговой площади – это проходы для покупателей и продавцов, места обслуживания покупателей, организации материальных потоков, включая товары.
При организации торговли регулируются торговые процессы, состоящие из технологическо-логистических и оперативных процессов.
Технологическо-логистические процессы обеспечивают обработку материальных потоков, включая поступление товара в коммерческое предприятие и заканчивая полной подготовкой к передаче права собственности на него конечному покупателю. Специфика структуры технологическо- логистического процесса зависит от формы продаж, а также вида и типа коммерческого предприятия. Схема организации процессов данного типа на предприятии оптовой торговли представлена на рис. 5.39.
Рис. 5.39. Схема организации технологическо-логистического процесса на предприятии оптовой торговли
Схема организации технологическо-логистического процесса на предприятии розничной торговли представлена на рис. 5.40.
Рис. 5.40. Схема организации технологическо-логистического процесса на предприятии розничной торговли
Оперативные процессы – это совокупность последовательно связанных торговых, технологических и логистических процессов, целью которых является доведение товаров до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
При организации оперативных процессов в целом в коммерческом предприятии обязательными требованиями являются:
• регистрация контрольно-кассовых машин, их исправность для осуществления денежных расчетов с покупателями;
• выдача покупателю (клиенту) вместе с купленным товаром (после оказания услуги) отпечатанного контрольнокассовой машиной чека на покупку (услугу), подтверждающего исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказание услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим gредприятием;
• беспрепятственный доступ к контрольно-кассовым машинам работников налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин;
• наличие в доступном покупателю (клиенту) месте ценников на продаваемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги).
С точки зрения логистики коммерческое предприятие следует рассматривать как микрологистическую систему или систему управления внутренними логистическими потоками с целью изменения или сохранения их количественных параметров и качественных характеристик в соответствии с требованиями конечных потребителей объектов данных потоков и получения конкурентных преимуществ звеньями данной системы.
Этапы процесса оптимизации логистических потоков внутри коммерческого предприятия представлены на рис. 5.41. Рассмотрим их более подробно.
1. Исследование факторов, влияющих на управление потоками.
Первый этап предусматривает исследование следующих ключевых факторов, обеспечивающих оптимизацию логистических потоков внутри коммерческого предприятия:
• объем товарооборота данного предприятия;
• широту ассортимента реализуемых товаров;
• методы продажи товаров;
• особенности используемых торговых бизнес-процессов;
• число и технико-экономические характеристики пунктов (звеньев), обеспечивающих выполнение торговых бизнес-процессов;
• продолжительность цикла выполнения торговых бизнес-процессов;
• частоту поставок товаров коммерческому предприятию;
• интенсивность спроса на продукцию и услуги;
• размеры основных и вспомогательных помещений коммерческого предприятия, связанных с движением логистических потоков;
• уровень технической оснащенности коммерческого предприятия машинами и оборудованием и т.п.
2. Изучение возможности интегрирования логистических потоков.
Процесс интегрирования логистических потоков заключается в преобразовании различных видов товаров в единые грузовые единицы, подлежащие транспортировке, погрузочно-разгрузочным работам и хранению как единого материального объекта. Основными параметрами, характеризующими грузовую единицу в процессе интеграции внутренних логистических потоков, являются ее способность к сохранению целостности в процессе движения и выполнения различных логистических операций, а также ее размеры.
Рис. 5.41. Этапы процесса оптимизации логистических потоков внутри коммерческого предприятия
Важную роль в данном процессе играет использование стандартной универсальной и многооборотной тары, в которой осуществляется транспортировка и хранение грузов.
3. Оптимизация логистических цепей внутри коммерческого предприятия.
Этот этап связан с формированием отдельных звеньев такой цепи, которая обеспечивает наиболее эффективные пути и формы перемещения и хранения грузов. В процессе оптимизации осуществляются следующие виды работ:
• выравнивание логистических потоков и перемещение в одном направлении. В процессе данной работы исключаются встречные и возвратные перемещения грузов одного вида;
• минимизация количества пунктов перевалки грузов, что обеспечивает экономию трудовых и материальных затрат и сокращение продолжительности логистических циклов;
• оптимизация расстояния между смежными пунктами перевалки грузов;
• увеличение пропускной способности звеньев логистической цепи, являющихся ее "узкими местами";
• обеспечение возможности механизации и автоматизации отдельных операций торговых бизнес-процессов;
• обеспечение гибкости реагирования звеньев логистической цепи на изменение условий торговой деятельности.
4. Обеспечение сбалансированности параметров и видов логистических потоков в пространстве и во времени.
Такая сбалансированность осуществляется на входе- выходе каждого вида внутренних материальных потоков и включает два основных этапа, а именно обеспечение сбалансированности параметров и видов логистических потоков:
• в процессе их поступления и реализации товаров;
• между смежными звеньями микрологистической системы коммерческого предприятия.
5. Синхронизация логистических потоков во времени.
Данный этап основывается на исследовании и корректировке календарных циклов выполнения торговых бизнес- процессов.
6. Оптимизация товарных запасов в звеньях логистических цепей и в цепях в целом.
Оптимизация товарных запасов осуществляется в четкой координации с планируемым движением внутренних логистических потоков, так как между размером товарных запасов в статике и количеством материальных потоков, включая товарные потоки, существует корреляционная зависимость.
Для регулирования размера товарных запасов могут быть использованы такие функциональные концепции управления логистическими системами, как "система быстрого реагирования" (Quick Response System – QRS), "система автоматического пополнения запасов" (Automatic Replenishment System – ARS) и др.
7. Оценка эффективности мероприятий по оптимизации параметров логистических потоков.
Эффект оптимизации параметров логистических потоков может выражаться следующими показателями:
• размером сокращения совокупных товарных запасов коммерческого предприятия;
• уменьшением длительности логистического цикла выполнения торговых бизнес-процессов;
• сокращением затрат на заработную плату и отчислений, связанных с ней, вспомогательного торгового персонала в связи с уменьшением ручного труда на предприятии;
• уменьшением транспортных расходов и др.
Интегральная оценка эффективности оптимизации параметров логистических потоков может быть получена с использованием метода совокупных затрат (Total Distribution Cost Method – TDC), в основе которого лежит сравнение суммы полных затрат на организацию движения логистических потоков внутри коммерческого предприятия до и после оптимизации.
Формула расчета интегральной эффективности оптимизации параметров логистических потоков выглядит следующим образом:
(5.32)
где – фактическая сумма полных затрат на организацию движения логистических потоков внутри коммерческого предприятия до проведения оптимизации в определенном периоде; – фактическая сумма полных затрат на организацию движения логистических потоков тех же самых параметров внутри коммерческого предприятия после проведения оптимизации в аналогичном периоде; ОМПп – планируемый объем логистических потоков внутри коммерческого предприятия в аналогичном периоде.