Лекция 2. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СЕТЕВОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Рассмотрим более подробно задачи управления товародвижением, оценивая при этом возможность их централизации, и как следствие, управление ими менеджерами центра.

1. Функция управления ассортиментом:

• определение ассортимента торговой сети;

• формирование ассортиментных матриц торговых объектов в случае управления мультиформатной сетью; и др.

Эта функция, безусловно, подлежит централизации. Ее можно возложить на специальный отдел, например, маркетинговый или отдел категорийных менеджеров.

Менеджеров, занимающихся ассортиментом, необходимо обеспечить арсеналом аналитических программ, позволяющих оценивать эффективность принимаемых ими решений.

К сожалению, у многих сетевых операторов степень централизации этой функции недостаточна, что приводит к стихийному росту ассортимента в сети.

Децентрализация этой функции ведет, во-первых, к росту издержек на ОГЛАВЛЕНИЕ специалистов, а во-вторых, – к субъективизму в принимаемых решениях, тем более, что обеспечить высокий уровень компетентности при решении этой непростой задачи на всех торговых объектах сети достаточно трудно. Ситуацию усугубляет отсутствие в подавляющем числе случаев у менеджеров эффективной информационной системы бизнес-анализа продаж и логистики.

2. Функция управления закупками:

• формирование списка поставщиков;

• согласование условий поставок;

• планирование графика поставок;

• оптимизация логистических процессов; и др.

Данная функция так же, безусловно, подлежит централизации, поскольку является основополагающим условием эффективной работы сети. Важно при этом добиваться от поставщика готовности к продаже товаров, отгружаемых непосредственно на торговый объект. В этом случае появляется возможность всю предпродажную подготовку товаров сконцентрировать в распределительных центрах, что позволит компании существенно снизить издержки на данную бизнес-функцию.

В случае отсутствия у сетевого оператора распределительных центров централизация функции закупки является более сложным вопросом. Тем не менее, препятствий к централизации этой функции все равно нет.

Централизация функции закупки существенно упрощается при централизованной архитектуре информационной системы управления товародвижением.

3. Функция управления пополнением запасов в магазинах торговой сети:

• размещение заказа товаров в нужном количестве у поставщика для поставки на распределительные центры или непосредственно на торговый объект;

• оптимизация товарных запасов; и др.

Пополнение запасов в магазинах торговой сети – очень

важный вопрос с точки зрения минимизации издержек. Стоит исходить из того, что с поставщиками работает только центр, иначе задача консолидации закупки не будет решена в полном объеме. Но при этом необходимо решить, кто и как определяет количество заказываемого товара для пополнения запасов магазина.

Здесь следует рассмотреть две применяемые технологии: автоматизированный и автоматический заказ.

В случае автоматизированного заказа магазину может быть дано право определять свои потребности. Менеджер или управляющий заполняет в информационной системе так называемую заявку. Сотрудник отдела закупки в центре консолидирует заявки от всех магазинов и формирует заказ поставщику с учетом имеющихся запасов в распределительном центре (при наличии в нем достаточного количества товаров, заказ поставщику может не производиться). При этом менеджер отдела закупки имеет право внести в заказ свои дополнения.

В случае автоматического заказа менеджер отдела закупки формирует заказ поставщику без опроса менеджеров магазинов и делает его на основе компьютерных остатков, используя определенные алгоритмы. Отметим, что алгоритмы расчета количества заказываемого товара для различных категорий товаров могут отличаться.

Автоматический заказ может успешно работать в случае, когда четко определена схема работы с товаром и процент пересортицы минимизирован до несущественных размеров.

Централизация функции пополнения запасов содержит большие резервы сокращения издержек. Она тесно связана с процессом закупки и при ее концентрации в центре может быть поручена менеджерам одного отдела, обеспечивающего управление всей логистикой сети.

4. Функция управления процессом продаж:

• организация предпродажной подготовки товаров (если необходимо). Задача отпадает, если предпродажная подготовка проводится в распределительных центрах или ее решение возложено на поставщика, как необходимое условие поставки. Правильная организация этого процесса позволяет существенно снизить издержки. Таким образом, предпродажная подготовка при определенных условиях может быть централизована;

• осуществление выкладки товаров для продажи. Обычно сетевой оператор стремится единообразно решать задачу выкладки товаров для однотипных (одинакового формата) торговых объектов, а значит, эту задачу можно решать в основном из центра. Кроме того, данный подход создает для покупателя дополнительные удобства в случае, когда он приобретает товары в нескольких магазинах сети;

• стимулирование процесса сбыта, реализация программ персонального маркетинга; и др.

В целом данная функция управления товародвижением не является предметом глубокой централизации. Лишь формирование планов и методик, связанных с организацией продаж, может быть оставлено за центром.

В заключение следует отметить, что одним из главных путей сокращения издержек и повышения операционной эффективности является организация работы сети с жестко централизованной организационной структурой управления.

Такой подход дает следующие преимущества.

1. Лучшие (а порой и самые опытные) менеджеры могут централизованно управлять основными процессами на всех объектах сети. Такая концентрация менеджеров предоставляет возможность оптимизировать (сократить) количество персонала, обеспечивает быстрый контакт менеджеров друг с другом и с высшим руководством, позволяет оперативно принимать как тактические, так и стратегические решения.

2. Управление запасами может проводиться централизованно. Всего один менеджер может управлять запасами на нескольких объектах сети, имея оперативный доступ к остаткам на доверенных ему объектах, и даже может перераспределять запасы между "своими" магазинами, если это нужно и эффективно.

3. Управление закупками также может проводиться централизованно. Это позволит не только повысить эффективность закупочной деятельности ввиду ее более высокой оперативности, но и обеспечить наиболее выгодные условия поставки товаров для всей сети в целом за счет наилучшей консолидации всех текущих потребностей в товарах.

4. Из единого центра можно управлять и ценообразованием, но от этого ценовая политика не теряет своей гибкости: можно устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных магазинов в зависимости от их местоположения и показателей продаж.

5. Централизация повышает отдачу от рекламных акций в рамках всей сети. Можно оперативно получать результаты, быстрее вносить изменения, регулировать сроки начала и окончания акций.

6. Персонал магазинов можно освободить от множества функций управления таких, как пополнение запасов, решение вопросов ценообразования и т.п. Поэтому количество работников магазинов можно сократить до минимума (снизить расходы). Да и квалификация их может быть не так высока (снизить расходы еще больше); и др.