Логистические центры

Логистические центры (далее — ЛЦ) играют важнейшую роль в инфраструктуре современной логистики.

В документе ЕЭК ООН "Терминология комбинированных перевозок" дается следующее определение логистического центра: логистический центр — это территориальное объединение независимых компаний и органов, занимающихся грузовыми перевозками (например, транспортных посредников, грузоотправителей, операторов перевозок, таможенных органов) и сопутствующими услугами (например, но хранению, техническому обслуживанию и ремонту), включающее, по меньшей мере, один терминал.

В приведенном определении подчеркивается основная идея ЛЦ — компактная группировка складов и других объектов логистической инфраструктуры вокруг интермодального терминала. Благодаря реализации этой идеи достигается три группы эффектов:

1) создание ЛЦ позволяет сохранять интеграцию товаропотоков и эффект масштаба транспортировки в глобальных цепях поставок. Потоки товаров, которые в противном случае "распылялись" бы в морских портах, направляются контейнерными поездами в Л Ц, где имеются достаточные мощности для их переработки и хранения. Тем самым достигается своего рода "сухопутное продление" коммуникаций глобальной морской контейнерной системы с сохранением главных ее особенностей: эффективной индустриальной технологии и низкозатратных магистральных перевозок;

2) прямой доступ к регулярным интермодальным транспортным сервисам дает владельцам логистических объектов, размещенных на ЛЦ, возможность прямого сообщения с морскими портами и другими узловыми пунктами транспортной системы. Использование ЛЦ позволяет странам, лишенным выхода к морю, эффективно интегрироваться в глобальную систему цепей поставок. В некоторых странах с недостаточным развитием железных дорог создаются ЛЦ, которые обслуживаются, в основном, автотранспортными терминалами. Но и в этом случае прямой доступ к регулярному транспортному сервису даст компаниям, размещенным на территории "терминальной деревни", преимущество перед другими субъектами рынка;

3) логистические центры являются объектами, где наиболее выгодна концентрация дополнительных логистических услуг. Перечень таких услуг постоянно расширяется по мере развития концепции логистических центров (табл. 5.4).

Таблица 5.4. Функции "добавленной стоимости", осуществляемые логистическими центрами

Наличие ЛЦ в цепи поставок позволяет не только осуществлять операции с товарами, но и управлять товарными потоками, распределяя объемы товаров между пунктами назначения, определяя оптимальный момент поставки, размер партии, выбирая перевозчика и т.д.

Для обеспечения наилучшей реализации указанных эффектов ЛЦ размещаются в узловых пунктах международных транспортных коридоров, в крупных контейнерных портах, в индустриальных районах и в свободных экономических зонах. Часто ЛЦ создаются вблизи больших городов, что сокращает нагрузку на улично-дорожную сеть, создаваемую крупнотоннажными автомобилями, и позволяет освободить городскую территорию от грузовых железнодорожных станций, складов и других подобных объектов.

ЛЦ играют в экономике развитых стран все более значимую роль, во многом определяя развитие их товаропроводящих систем. Они обеспечивают концентрацию и оптимальное направление товарных потоков, стыковку международных и национальных транспортных коридоров, эффективное взаимодействие различных видов транспорта. ЛЦ предоставляют всем участникам логистической деятельности широкий спектр дополнительных неперевозочных и нетранспортных услуг. Только в Германии, которая считается пионером создания национальной системы логистических

центров, в настоящее время действует 36 ЛЦ, на которых задействовано более 1300 предприятий различного профиля и почти 50 тыс. работающих. Средняя площадь ЛЦ в Германии составляет 150 га (рис. 5.10).

Рис. 5.10. Логистический центр в Нюрнберге (Германия):

1 — интермодальный железнодорожно-автомобильный терминал; 2 — автотранспортный терминал; 3 — причал для обработки речных судов; 4 — контейнерный склад и контейнерное депо; 5 — железнодорожные пути для приема и отправления наливных и генеральных грузов; 6 — таможенный склад; 7 — территория, арендованная логистическими операторами; 8 — территория, предлагаемая в аренду

На этом ЛЦ, который занимает площадь 337 га и где действует 260 компаний с персоналом 5300 человек, перерабатывается около 15 млн т. грузов и более 250 тыс. TEU ежегодно.

Формы осуществления идеи ЛЦ в разных странах весьма многообразны, как и применяемые названия объектов такого типа.

Термин Logistic Centre (ЛЦ) наиболее распространен в США, Японии, Китае. Во многих англоязычных странах используется термин Terminal Village (терминальная деревня) или Freight Village (грузовая деревня), в Германии и Австрии — Guter Verkehr Zentrum, GVZ (грузовой транспортный центр). В Италии применяется термин Interporto (перевалочный пункт), в Нидерландах — Rail Service Center (центр железнодорожных услуг), во Франции — Platform de Fret или Plate-Foime Logistique (грузовая или логистическая платформа). ЛЦ, расположенные па территории морских портов, носят иногда название Distriport (сокращенное Distribution Port — портовый распределительный центр).

В России логистическими или распределительными центрами нередко называют просто крупные складские комплексы. Можно встретить применение понятия ЛЦ к транспортному узлу или к населенному пункту, где размещены различные не связанные между собой склады, имеется морской порт и железнодорожная станция.

Чтобы обеспечить однозначность трактовок многочисленных терминов, ассоциация разработала концепцию логистического центра, согласно которой ЛЦ обладает следующими признаками:

1) обслуживание различными видами транспорта для обеспечения ЛЦ интермодальными перевозками. Обязательное наличие в составе ЛЦ "...по меньшей мере, одного терминала", чаще всего — интермодального, включенного в систему регулярных сообщений, является основным условием эффективной интеграции транспортного сервиса и других видов логистической деятельности;

2) открытость для компаний, задействованных в транспортировке, хранении или распределении товаров, которые могут быть владельцами или арендаторами соответствующих мощностей на территории ЛЦ. Это требование не исключает, однако, предъявления к компаниям-арендаторам определенных требований относительно характера их бизнеса, который должен соответствовать замыслу создания ЛЦ;

3) оснащенность инфраструктурой общего пользования, необходимой для выполнения операторами ЛЦ своих функций. К ней относятся, прежде всего, транспортные подходы к ЛЦ, имеющие достаточную пропускную способность и обеспечивающие выход на железнодорожные и автомобильные магистральные пути, иногда — на водные пути сообщения. На ЛЦ создаются таможенные зоны и контейнерные депо, имеются отделения банков и страховых компаний, предприятия по ремонту контейнеров и подвижного состава, АЗС, предприятия общественного питания, стоянки для личного автотранспорта. ЛЦ соединяются автобусными маршрутами с ближайшими населенными пунктами, что делает доступ на них удобным для персонала;

4) обязательное единое управление деятельностью ЛЦ, осуществляемое государственной или частной структурой. Речь идет не о едином управлении транспортной, складской или распределительной деятельностью, поскольку каждая компания, действующая на ЛЦ, ведет свой бизнес самостоятельно. Единое управление относится к созданию и развитию инфраструктуры ЛЦ, к распределению мощностей ЛЦ между пользователями, к организации взаимодействия с транспортными операторами и с другими ЛЦ, к представлению общих интересов ЛЦ перед органами власти и т.д.

Государство играет в создании логистических центров особую роль. Компетентные государственные структуры определяют размещение ЛЦ, решают вопросы землеотвода, планируют и финансируют создание автомобильных и железнодорожных подходов, организуют взаимодействие ЛЦ с внутренним водным и морским транспортом.

Решение этих и других задач выходит за пределы полномочий и финансовых возможностей частных компаний. Поэтому создание системы ЛЦ является, в основе своей, государственным проектом, который реализуется с широким привлечением бизнеса, часто — на основе государственно-частного партнерства.