Логистические системы: понятие, декомпозиция, классификация
Рассмотрим основное понятие логистики — логистические системы, которые организуются для управления основными и сопутствующими потоками.
Логистическая система — это сложная, структурированная экономическая система, состоящая из элементов — звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными, сервисными и сопутствующими им потоками.
Для целей управления, исследования и проектирования логистическая система может быть разделена на подсистемы, звенья и элементы.
Подсистема логистической системы — это часть логистической системы, выделенная в соответствии с организационной структурой для того, чтобы решать задачи управления как логистической системой в целом, так и (или) комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса предприятия.
Принято выделять функциональные и обеспечивающие подсистемы логистической системы. Функциональными подсистемами (функциональными областями логистики) являются снабжение, производство и распределение. Обеспечивающими подсистемами — организационное, экономическое, правовое, кадровое обеспечение и информационная система логистики.
Звено логистической системы — некоторый экономический и (или) функционально обособленный объект (подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие), выполняющий свою локальную цель, связанную с реализацией одного или нескольких видов логистической деятельности. Звенья одной логистической системы должны иметь единое управление логистическим процессом. В качестве примеров звеньев логистической системы можно назвать поставщиков, потребителей и логистических посредников. Промышленные или торговые предприятия часто называют центральной компанией, по отношению к которой первой и второй сторонами являются поставщики и потребители, а третьей стороной — логистические посредники. Внутри центральной компании также можно выделить звенья логистической системы, например: склад материальных ресурсов, производственные подразделения, склад готовой продукции и т.п.
Элемент логистической системы — это неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования логистической системы часть звена логистической системы. Например, если склад рассматривать как звено логистической системы, то зоны комплектации, приемки, паллетирования, отгрузки — это элементы логистической системы.
Классификация логистических систем
Можно выделить три основных критерия классификации логистических систем: масштаб, тип структуры, последовательность передачи ресурсов (рис. 2.2).
Пол масштабом понимается широта рассеяния элементов логистических систем по географической территории. С развитием логистики изменились взгляды на классификацию систем по данному признаку. Так, сначала существовало деление логистических систем на микро- и макрологистические.
Рис. 2.2. Классификация логистических систем
К микрологистическим отнесли логистику промышленных, торговых, сервисных и других предприятий, в том числе холдингов, финансово-промышленных групп. Макрологистические системы разделили по объектно-функциональному (отраслевые, ведомственные, межотраслевые и другие логистические системы) и по административно-территориальному признакам (районные, городские, региональные, национальные, международные системы). Со временем представление о классификации логистических систем изменилось. В настоящее время классификация логистических систем по масштабу включает в себя четыре уровня: микро-, мезо-, макро-, мега-(гига-)логистические системы.
Микрологистическая система — это система логистики отдельного предприятия. Построение микрологистической системы осуществляется исходя из целей логистики, заданных стратегией развития организации. Основное предназначение логистики в рамках микрологистической системы — обеспечить процессы производства и распределения продукции с оптимальными затратами ресурсов и требуемым уровнем сервиса. Можно выделить микрологистические системы производственных, торговых, сервисных, транспортных и других предприятий.
Иногда в литературе по логистике встречается такой "экзотический" вид систем, как нанологистические системы, под которыми понимаются логистические системы подразделений предприятий, например, производственных подразделений, служб снабжения, сбыта. Нам представляется, что данный уровень иерархии логистических систем не имеет большого смысла, так как он дублирует такой уровень декомпозиции логистических систем, как подсистема.
Объединение предприятий (группы предприятий) в рамках корпораций, финансово-промышленных групп, холдингов образуют мезологистические системы. Отличие хозяйственной деятельности таких групп от отдельных организаций позволяет говорить об особенностях логистики па мезоуровне. Большое значение в рамках таких систем придается управлению информационными потоками, поддержке единых стандартов качества, в том числе и логистического сервиса. Поскольку корпорации могут быть национальными и транснациональными, деятельность в рамках мезологистических систем может осуществляться за пределами какого-либо одного государства.
Макрологистические системы объединяют предприятия в рамках отраслей экономики отдельной страны (отраслевые логистические системы), а также они формируются для осуществления логистических функций управления административными образованиями (районные, городские, региональные, национальные и другие системы).
Мегалогистические (гигалогистические) системы — это глобальные логистические системы, объединяющие административные макрологистические системы разных стран, мезологистические системы корпораций и микрологистические системы отдельных предприятий, связанных с созданием добавленной ценности в разных странах.
Второй признак классификации логистических систем — структура, под которой понимается характер взаимного расположения элементов системы. Можно выделить четыре основных тина структур: линейная (последовательная), концентрированная (сборочная), распределительная и комбинированная (комплексная). Характеристика логистических систем с разной структурой представлена в табл. 2.2.
Таблица 2.2. Классификация логистических систем в зависимости от структуры
Третий признак классификации логистических систем — характер связей между элементами. В зависимости от данного признака различаются логистические системы: с прямой связью; с обратной связью (с возвратными основными потоками); с горизонтальными связями; системы с резервными связями (гибкая связь); комбинированные.
Логистические системы с прямыми связями — системы, в которых материальный поток от одного уровня к другому уровню передается только в одном (прямом) направлении (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Логистическая система с прямыми связями
Логистические системы с обратной связью — системы, в которых возможны возвратные материальные потоки между элементами, находящимися на различных уровнях (рис. 2.4). Такие системы характерны для восстанавливаемых объектов (например, запасные части) и ремануфактуринга (переработка отходов, брака и т.н.).
Рис. 2.4. Логистическая система с обратной связью
Логистические системы с горизонтальными связями (внутрисистемный отпуск, lateral transshipment). В подобных системах возможен взаимный обмен материальными ресурсами, находящимися в запасах и размещенными па одном и том же иерархическом уровне (рис. 2.5).
Логистические системы с резервными связями (с гибкой связью) — системы, в которых движение материального потока возможно не только между элементами соседних иерархических уровней, но и через один или несколько уровней (рис. 2.6). Такие системы характерны для сферы распределения
Рис. 2.5. Фрагмент логистической системы с горизонтальным обменом
Рис. 2.6. Логистическая система с резервными связями (с гибкой связью)
продукции, когда между конечными потребителями и производителем существует несколько возможных каналов продвижения материального потока, часто дублирующих друг друга, а потребители разных уровней выбирают наиболее приемлемый для них вариант. Например, поставка автомобилей может осуществляться в дилерские центры как с региональных складов компании, так и с центрального склада при производстве.
Как показывает практика, часто в логистических системах встречается сразу несколько типов связей между элементами.