Логистические посредники в распределении
Выделяют три группы посредников в распределении:
а) логистические посредники, выполняющие функции (операции) физического распределения (транспортировка, складирование, упаковка, грузопереработка и т.п.). К ним относятся транспортные компании, экспедиторские фирмы, складские операторы и др. Эффективным является привлечение услуг ЗРЬ-, 4РЬ-провайдсров;
б) посредники, выполняющие функции обмена (купли-продажи). Это прежде всего торговые посредники. Одни торговые посредники приобретают право собственности на товары, к этой группе относятся дистрибьюторы, дилеры, предприятия оптовой и розничной торговли, стеллажные и фургонные джобберы. Наиболее тесно с производителями сотрудничают дистрибьюторы и дилеры. Они продвигают товары на определенной территории и организуют их продажу. Другие посредники не приобретают права собственности на товары, это агенты, брокеры, консигнанты, комиссионные купцы. Торговые посредники также могут выполнять функции физического распределения;
в) посредники, выполняющие поддерживающие функции (страхование рисков, информационная поддержка, финансирование и т.п.). К этой группе можно отнести страховые компании, банки, информационные центры, консалтинговые фирмы.
Наличие посредников, с одной стороны, позволяет снизить издержки и повысить качество логистических операций, а с другой стороны, значительно усложняет принятие эффективных решений. Основные проблемы возникают в области согласования целей фирмы — организатора логистического процесса, локальных и глобальных групп посредников, что часто приводит к неудовлетворенности участников цепи поставок распределением вознаграждения и рисков, фактическим сбоям в выполнении операций распределения и другим последствиям, снижающим качество услуг и повышению затрат в цепи поставок.
Необходимо при принятии решений в области распределения продукции с использованием логистических посредников также учитывать кооперацию посредников (ассоциации, союзы, связанные взаимоотношения и другие формы), их конкуренцию и возникающие между ними конфликты.
Логистический конфликт в канале распределения — это ситуация, когда один участник канала считает, что поведение другого участника противоречит или препятствует достижению им своих собственных целей[1].
Различают горизонтальные (между посредниками одного уровня) и вертикальные (между посредниками разных уровней) конфликты.
Логистический сервис в распределении
Сегодня потребители хотят не только приобрести товар, они ожидают получить логистический сервис высокого качества. Требования относительно уровня сервиса постоянно растут, что вынуждает предприятия все больше внимания уделять решению проблемы качества логистического обслуживания. Высокое качество сервиса наряду с качеством самого товара выступает условием для формирования лояльности покупателей.
Для повышения качества логистического сервиса разрабатываются стратегии обслуживания потребителей, основной целью таких стратегий являются повышение "чуткости" логистики в отношении потребностей потребителей, которые выражаются в требовании более быстрого обслуживания (например, доставки), своевременного выполнения заказа, быстрого реагирования па изменившиеся условия и потребности потребителей и т.д. Приемы реализации стратегий обслуживания для оказания логистического сервиса высокого качества достаточно разнообразны. Например, некоторые компании предлагают отсрочить момент учета требований потребителей, такая отсрочка называется отсрочкой кастомизации, или логистической отсрочкой. Другие фирмы размещают запасы ближе к потребителю, часто перенося производства в регионы проживания потребителей. Третьи — переходят к производству продукции исключительно по заказу потребителей.
Далеко не всегда представления потребителя о качестве логистического сервиса совпадают с представлениями компании. Существует четыре основные причины, приводящие к таким расхождениям.
Расхождение 1 связано с тем, что компания неправильно интерпретировала пожелания потребителя, касающиеся обслуживания, и установленные стандарты логистического сервиса в принципе не соответствуют ожиданиям клиентов и не могут их удовлетворить.
Расхождение 2 возникает в случае, когда в компании после определения пожеланий потребителей не смогли довести до сотрудников, непосредственно занимающихся логистикой, эти ожидания, и сотрудники не знают пожеланий и требований клиентов.
Расхождение 3 — это расхождение между клиентскими ожиданиями и реальным обслуживанием, которое может оценить только потребитель.
Расхождение 4 возникает из-за того, что системы оценки качества у потребителя и у компании имеют различия.
Из-за несовпадений представлений о сервисе становятся актуальными такие действия, как сегментирование потребителей по важным для логистики параметрам, выяснение ожиданий потребителя в отношении качества обслуживания, изучение лучшей практики области логистического сервиса (бенчмаркинг), разработка стратегий обслуживания и внедрение ключевых показателей, на основе которых можно провести оценку качества логистического сервиса.
Своевременность оказываемого сервиса является одной из характеристик качества. Для управления своевременностью существуют такие операционные стратегии, как производство на склад, сборка по заказу и производство по заказу. Важными аспектами производства на склад (аналогом такого подхода в торговле можно считать организацию хранения запасов рядом с потребителем) являются высокая, практически немедленная, доступность запасов, короткие логистические циклы, высокая устойчивость к неожиданным колебаниям спроса. Распределительные системы при таких стратегиях организовываются по толкающему принципу и характеризуются значительными издержками, которые главным образом объясняются высоким уровнем запаса — многие компании вынуждены в каналах распределения поддерживать 98%-ное наличие товаров. Снижение уровня запасов может привести к уменьшению доходов от продаж.
Чтобы избежать такого риска и при этом снизить уровень запасов готовых изделий, предприятия формируют запасы почти готовой продукции или изделия в базовой комплектации и при поступлении заказа потребителя доводят полуфабрикат до нужного потребителю вида. Такая стратегия имеет название сборка по заказу и не предполагает наличия запасов готовой продукции в каналах распределения (за исключением тех, которые находятся в пути). Время выполнения заказа потребителя увеличивается.
Производство по заказу отличается от предыдущей стратегии тем, что пока не поступит заказ, компания не начинает изготовление, а иногда и закупки компонентов. Распределение в этом случае аналогично сборке по заказу. Время выполнения заказа становится еще больше.