Логистические издержки в промышленно развитых странах и в Российской Федерации
Вступая в конкурентную борьбу, предприятия и организации стремятся найти баланс между лидерством на основе издержек и лидерством по продукту. Поскольку ценовая конкуренция — это наиболее распространенный тип конкуренции на различных рынках товаров и услуг, во многих странах большое внимание уделяется проблеме логистических издержек как элемента общих затрат, являющихся фактором конкурентоспособности предприятий и их эффективной работы.
Переоценить важность исследований, посвященных логистическим издержкам и затратам, достаточно трудно. Можно, на наш взгляд, констатировать, что степень нашего познания логистики определяется глубиной и точностью понимания механизмов формирования и управления логистическими издержками. Учитывая важность данной проблемы, рассмотрим общую оценку логистических издержек в разных странах и соотношение между различными видами логистических затрат.
Общая оценка логистических издержек в разных странах
Многие страны расходуют сотни миллиардов долларов на логистические процессы, при этом на протяжении ряда лет наблюдается тенденция увеличения этих затрат. Дж. Сток и Д. Ламберт приводят сведения о расходах на логистику, сопоставляя их с другими видами общественной деятельности в США: объем средств, затрачиваемых на логистику, в 10 раз превышает расходы на рекламу, в 2 раза — на национальную оборону и сопоставимо со средствами, выделяемыми па здравоохранение[1].
На рис. 1.2 показана доля затрат на логистику в ВВП; по этому рисунку видно, что доля логистических затрат в ВВП в развитых странах находится на уровне ниже 10% и является важным компонентом ВВП. Если мировой
Рис. 1.2. Доля затрат на логистику в ВВП в 2013 г., %
ВВП составлял, например, в 2012 г. свыше 70 трлн долл., то затраты на логистику в мире — 8,35 трлн долл.
Р. Баллоу, комментируя данные о логистических затратах, отмечает, что по оценкам Международного валютного фонда они составляют, в среднем, 12% валового национального продукта[2]. Спустя 20 лет, в 2012 г., Armstrong & Associates Inc. оценила показатель логистических издержек в мире примерно на том же уровне — в размере 11,6%.
В России доля логистических издержек в сфере распределения продукции в ВВП, например, в 2002 г. была равна 17,2%[3], в 2012 г. - 19%.
Многие специалисты отмечают сложность анализа логистических затрат и предостерегают от поспешных выводов, так как зачастую авторы по-разному определяют перечень затрат, относящихся к логистическим.
Например, Д. Уотерс считает, что "на логистические издержки приходится 15—20% общего оборота... Однако к этим данным следует подходить очень осторожно, поскольку разные исследователи дают разные результаты. Так, правительство Великобритании утверждает, что 12% ВВП поступает из оптовой и розничной торговли, а 6% — от транспортировки и хранения. Эти данные позволяют высказать предположение, что общие логистические издержки следует считать значительно более высокими, что, возможно, соответствует высказанным в свое время оценкам Чайлдерли (Childerly), утверждающего, что на логистику приходится 32,5% ВВП Великобритании"[4].
Таким образом, можно сделать вывод, что значения доли логистических затрат в ВВП различных стран находятся в широком диапазоне.
Несомненный интерес представляет систематизация данных о логистических издержках на протяжении продолжительных временных интервалов. Тем не менее в большинстве стран серьезных статистических исследований не проводится, а отдельные результаты ограничиваются довольно узким периодом. Исключением являются США, где в течение многих лет издается специальный отчет о логистических процессах в национальной экономике. Анализ данных о логистических издержках в США показывает, что наряду с устойчивым ростом абсолютных показателей ВВП и общих логистических затрат наблюдается постоянное (с небольшими колебаниями) снижение доли логистических издержек в ВВП. Например, только за период с 1990 по 2006 г. данный показатель снизился с 11,4 до 9,9%, т.е. сократился в 1,2 раза.
В то же время, рассматривая данные о логистических издержках в США, Ч. Сковронек и . Сариуш-Вольский пишут, что неясно, как рассчитывался показатель затрат, связанных с поддержанием запасов; учитывались ли затраты на хранение, привлечение капиталов для финансирования запасов и их устаревание; каковы компоненты административных затрат[5].