Логистическая поддержка производства

Проблемы логистической поддержки производства (внутрипроизводственной логистики) требуют особого предисловия. Классифицируя микрологистические системы, мы подразделили их на два вида, один из которых включает только внутренние потоки фирмы, а второй в дополнение к названным еще и входные и выходные потоки. Подразделение на заготовительную, внутрипроизводственную и распределительную логистики осуществляется на несколько иных принципах, чем разделение систем на макро- и микрологистические. Микрологистическая система воплощает логистику основного звена рыночной экономики, представляющую собой сосредоточенную систему, в этом случае приходится работать с входными, внутрисистемными и выходными потоками.

Внутрипроизводственная логистика занята изучением и управлением потоками и запасами внутри самой системы; входной же и выходной потоки для внутрипроизводственной логистики - это некая заданность, условия, ограничения. Структура логистики фирмы в целом представлена па рис. 7.5.

Рис. 7.5. Структура логистической поддержки производства

В своем функционировании логистическая система должна находиться в тесной взаимосвязи с другими структурными подразделениями фирмы. Кроме того, на нынешнем этане конкурентной борьбы логистика выполняет функцию целеполагания и постановки конкретных узких задач другим подразделениям фирмы. В интегрированном виде задачи (функции) внутрипроизводственной логистики могут быть сформулированы следующим образом:

- планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;

- разработка план-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям предприятия;

- разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

- установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

- оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;

- участие в загрузке производственных мощностей заказами потребителей;

- контроль количества и качества готовой продукции;

- участие в разработке и реализации производственных нововведений;

- контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Материальная логистика во внутрипроизводственном проявлении представляет собой достаточно сложное формирование; она включает в себя логистику производственного процесса, складскую, внутритранспортную логистику и т.д.

Внутрипроизводственная логистика занимает в нашей типологии особое место. Логистический поток в данном случае практически сводится к потоку материальному, так как финансовые потоки при отсутствии товарно-денежных отношений не образуются, а информационные - в достаточной мере детерминированы технологическими процессами. Логистические процессы перемещения и складирования предметов труда, неотъемлемая часть любого производственного процесса, являются следствием разделения труда. Внутрипроизводственную логистику как таковую рассматривать вне предпринимательского контекста можно лишь с сугубо технологических позиций. Интегральная же концепция логистики требует видеть место внутрипроизводственной логистики в воспроизводственном цикле. В соответствии с этим целесообразно представить производство в ряду основных функций предприятия (табл. 7.6).

Во внутрипроизводственной системе погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ чисто технически выделяют склады (структурные элементы, выступающие с логистической точки зрения как запасы) - сооружения, специально оборудованные площадки или устройства, предназначенные для приема, хранения и выдачи грузов, и грузопотоки - определенное количество однородных грузов, перемещаемых по заданному направлению за установленный период.

Таблица 7.6. Основные функции предприятия

Наименование функции

ОГЛАВЛЕНИЕ функциональной деятельности

Примечание

Маркетинг

Изучение, анализ и формирование рынков, направленные на удовлетворение потребностей получателей

Основной предмет функциональной деятельности - информация

Сбыт (продажа)

Распределение и доведение готовой продукции и услуг до потребителей

Основной предмет функциональной деятельности товар

Финансовое

(финансирование)

Мобилизация и привлечение финансовых и денежных ресурсов: собственных ресурсов и ресурсов инвесторов и кредиторов

Финансы - метаресурс, необходимый для приобретения всех других ресурсов

Обеспечение

Кадровое (найм персонала)

Поиск, подбор, найм, подготовка, переподготовка, обучение персонала предприятия (менеджеров, специалистов, рабочих, служащих)

В некоторых классификациях этой функции не придается самостоятельное значение

Материально-техническое

Приобретение, доставка, сохранение и подготовка к использованию материально-технических ресурсов во всех видах функциональной деятельности предприятия

Материально-техническому обеспечению подлежат все виды деятельности предприятия

Производство (изготовление)

Соединение материально-технических ресурсов и живого труда в процессе превращения предметов труда в продукт труда (продукцию предприятия)

Характерна для производственного предпринимательства

Управление (менеджмент)

Системная функциональная деятельность, направленная па достижение цели предприятия

Особый вид целенаправленной деятельности предприятия

В этом случае схема логистических потоков может принять вид, изображенный на рис. 7.6. В данном случае все потоки носят материальный характер, при этом выделены внешние потоки, межцеховые потоки материалов и комплектующих изделий, а также межцеховые производственные потоки.

Рис. 7.6. Схема внутрипроизводственных логистических потоков

Существует множество факторов, оказывающих влияние как на размер запасов, так и на интенсивность потоков внутрипроизводственной логистики. Эти факторы, оказывающие как прямое, так и опосредованное влияние, могут быть объединены в четыре группы:

1) отраслевые факторы (сгруппированные по технологическому, а не административному принципу):

- номенклатура, габаритные размеры и масса потребляемых фирмой материалов и комплектующих изделий;

- количество поставщиков материальных ресурсов;

- количество получателей готовой продукции;

- существующая система организации внешних перевозок;

- наличие или отсутствие посреднических фирм;

2) региональные (межотраслевые) факторы:

- существующая в регионе система связей с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции (непосредственная, через оптовые базы в регионе или вне его);

- наличие или отсутствие специализированных предприятий, обеспечивающих перевозки внутри региона, осуществляющих ремонт средств механизации и автоматизации загрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ;

- наличие специализированных транспортных и логистических предприятий;

3) внутрипроизводственные факторы:

- габаритные размеры и масса изготавливаемой продукции;

- объем выпуска продукции;

- тип производства (единичный, серийный, массовый);

- форма организации производственного процесса (технологическая, предметная, подетальная);

- генплан предприятия (взаимное расположение производственных подразделений и складов, рельеф местности, наличие подъездных путей и т.д.);

- компоновка технологического оборудования;

- строительные характеристики складских и производственных помещений (количество пролетов, высота помещений, допустимые нагрузки на иол и перекрытия и др.);

4) управленческие факторы:

- наличие автоматизированной системы управления производством;

- степень охвата технологических процессов автоматизированной системой управления.

Особую роль в данном случае играют логистические операции - обособленные совокупности действий, направленные на преобразование материального (во внутрипроизводственной логистике - в основном) и информационного потоков. Логистические операции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегий, характеристиками целевой функции.

При рассмотрении типологии логистики уже указывалось, что возможна ее дальнейшая декомпозиция. Так, в составе производственной логистики следует отмстить разницу в организации внутрипроизводственной логистики промышленных и строительных предприятий. На промышленном предприятии логистический материальный поток состоит из сырья, материалов, комплектующих изделий, сборочных узлов, покупных полуфабрикатов, вспомогательных материалов, запасных частей, закупаемых на рынке средств производства. В результате производственной деятельности создаются готовые изделия, подлежащие сбыту. При посредничестве торговых и логистических предприятий эти изделия становятся предметом дистрибьюции па рынках средств производства или предметов потребления. В интегральных продуктовых линиях в роли готовых изделий могут выступать продукты (обработанные детали, комплектующие, сборочные узлы), которые в соответствии с долгосрочными соглашениями о производственной кооперации поступают непосредственно другим производителям.

Во внутрипроизводственной логистике логистический подход приобретает особые черты и находит свое воплощение в реализации принципа "точно в срок"). Данный факт носит совершенно неформальный характер, так при этом по существу изменяется характер причинно-следственной связи и предпринимательские системы на информационном, а в ряде случаев (в зависимости от типа применяемых логистических систем) и технологическом уровне превращаются из толкающих в вытягивающие. Сравнение характера менеджмента в случаях традиционного и логистического подходов представлено в табл. 7.7.

Таблица 7.7. Сравнение логистического и традиционного подходов в менеджменте фирмы

Факторы

Логистический подход

Традиционный подход

Запасы

Оцениваются как пассивы. Все усилия должны быть направлены на их устранение. Страховые запасы стремятся к нулю

Оцениваются как активы. Защищают производство от ошибок прогнозирования и ненадежности поставщиков. Большинство запасов имеет страховой характер

Размер запаса,

количество

закупок

материальных

ресурсов

Размер показывает текущую потребность. Минимальное количество материальных ресурсов в поставке применяется как для производителя, так и для поставщика

Количество запаса определяется экономичным размером. Не учитывается изменение запаса при изменении затрат в сбыте при переходе на меньшее количество готовой продукции

Сбыт

Высокий приоритет. Отслеживание изменений спроса путем быстрой переналадки оборудования. Ориентация на производство небольших партий готовой продукции

Низкий приоритет. Обычная цель - максимизация объема выпуска готовой продукции

Запасы незавершенного производства

Стремление к устранению запасов незавершенного производства

Являются необходимым элементом. Аккумулируются между структурными подразделениями и являются основой производственно-технологических циклов

Поставщики

Рассматриваются как партнеры по бизнесу. Поддерживаются отношения с небольшим количеством надежных поставщиков

Наличествует большое количество поставщиков, между которыми искусственно поддерживается конкуренция

Качество

Идеология TQM. Наличие дефектов рассматривается как недостаточная эффективность снабжения, производства и дистрибьюции

Допускается незначительное количество дефектов. Выборочная инспекция качества готовой продукции

Поддержка технологическим оборудованием

Существенна предварительная поддержка. Процесс может быть прерван, если поддержка не обеспечивает непрерывность доставки материальных ресурсов и незавершенного производства вовремя

Осуществляется по мере необходимости. Не считается критичной, пока поддерживаются необходимые запасы

Ведущее время

Поддерживается как можно короче, при этом возрастает скорость реакции каналов снабжения и уменьшается неопределенность, связанная с прогнозом потребности

Допускается длинное ведущее время, поскольку нет потребности в его уменьшении, пока возможна компенсация за счет страховых запасов

Персонал

Требует согласованности действий как рабочего, так и управленческого персонала. Не допускаются изменения в логистическом процессе, без опережающей согласованности

Управление осуществляет общий менеджмент. Изменения не зависят от персонала нижних уровней.

Применительно к материальной логистике наиболее часто встречающимися логистическими операциями являются складирование, транспортировка, комплектация, загрузка, разгрузка транспортных средств, внутреннее перемещение грузов, т.е. перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции при реализации логистической функции производства. В широком смысле к логистическим операциям относятся также сбор, хранение и обработка данных информационного потока, соответствующего рассматриваемому материальному потоку (во внутрипроизводственной материальной логистике - грузопотоку).

Для определения на предприятии объема логистических операций следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутри складские и прочие грузопотоки.

Перечисленные грузоперевозки зависят от целого ряда факторов, в первую очередь от уровня организации производства. Так, на объем межцеховых грузопотоков значительное влияние оказывают сложность производственной структуры, существующая система складирования и организации межцеховых перевозок. В зависимости от этих факторов межцеховые грузопотоки могут существенно превышать объем внешних грузопотоков предприятия.

Внешний грузооборот не учитывает внутризаводских перевозок и перевозок грузов. Перевалка представляет собой законченный цикл процесса перемещения в пределах грузопотока.

Учитывая вышеизложенное, можно предложить следующую модель определения объема логистических операций для организации материальных потоков в производстве:

где 0 - общий объем логистических операций; ()" - объем логистических операций на грузопотоках внутрипроизводственной логистической системы; ¿ = 1," - количество грузопотоков внутрипроизводственной логистической системы; - объем логистических операций на складах внутрипроизводственной логистической системы; ) = ,т - количество складов внутрипроизводственной логистической системы.

В наиболее распространенной организационной структуре предприятия общий объем логистических операций примет следующий вид:

где 0^т - объем логистических операций на внешних грузопотоках (прием, отправление); С£ - объем логистических операций на общезаводских складах; 0^а - объем логистических операций на межцеховых грузопотоках; - объем логистических операций па цеховых и межцеховых складах; (£1у - объем логистических операций на межучастковых грузопотоках; 0^у - объем логистических операций на межучастковых складах; ££о - объем логистических операций на межоперационных грузопотоках.

Отдельные составляющие данной модели определяются следующим образом:

где К'^ =/(См) - количество внешних грузопотоков; С сложность изготавливаемой продукции; = /(0",МС) -величина внешних грузопотоков прибытия и отправления; Ом - объем производства предприятия; Ме - материалоемкость продукции; К^р = /(ВГ,У0) - количество перевалок на внешних грузопотоках; В, - вид груза; У0 - уровень организации логистических операций;

где К^=/(К^^ - количество общезаводских складов;

Квн - количество внешних грузопотоков; К"|1С = /(К"м) -количество внутрискладских грузопотоков; Фх - факторы, зависящие от условий хранения грузов; К^^, = /(У") " количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

3С=/(П|Ш) - объем складских запасов; Пвн - объем внешних грузопотоков;

где Кми=/(Усп) - количество межцеховых грузопотоков; У£п - уровень специализации цехов предприятия;

ПМ1| =/(К^-с,У"1|) - межцеховых грузопотоков; Кс - количество межцеховых и цеховых складов; К^р = /(У") - количество перевалок на межцеховых грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где К"и = /(К"шУП|) - количество внутрискладских грузопотоков; К" количество межцеховых грузопотоков; Уси - уровень специализации цехов предприятия;

Кми.ц = /(У"п) - количество межцеховых и цеховых складов; П|И. = /(Пмц) - величина внутрискладских грузопотоков; Пмц - объем межцеховых грузопотоков; Зс - объем складских запасов; К^у||1|| =/(У") - количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; Уо - уровень организации логистических операций;

где К^, =/(У^,) - количество межучастковых грузопотоков; Уу - уровень специализации производственных участков; с"Пму = /(К"фс,У*п) - объем межучастковых грузопотоков; К",],' - количество межучастковых складов полуфабрикатов; К"|ури = /(У") - количество перевалок на межучастковых грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где: К"ф' = /(Ус") - количество межучастковых складов полуфабрикатов; - уровень специализации участков; КШ1 = /(Кму'^си) - количество внутрискладских грузопотоков; К" - количество межучастковых грузопотоков;

=/(Пму,Уе") - объем внутрискладских грузопотоков; Пму - объем межучастковых грузопотоков; Зс - объем складских запасов; Фх - факторы, зависящие от условий

храпения грузов; К^утрп=/(У0) - количество перевалок на внутрискладских грузопотоках; У - уровень организации логистических операций;

где К"10|| = /(ОБ(Л - количество межоперационных грузопотоков; ОБс - доля складского и транспортного оборудования с совмещением технологических и транспортных операций в общем количестве; ПМО|| =/ГОБс) -объем межоперационных грузопотоков; К",',1',,, = /(У") - количество перевалок на межоперационных грузопотоках; Ус -уровень организации логистических операций.

Дальнейшее перемещение сырья, материалов, полуфабрикатов уже не является функцией внутрипроизводственной логистики, так как это перемещение является уже частью технологического процесса обработки, а хранение осуществляется в накопительных устройствах технологического оборудования. Значительный интерес представляет совмещение технологических и логистических операций (к примеру, на роторных линиях обработки), но это должно быть темой самостоятельного рассмотрения, к тому же в большей степени в рамках не логистики, а организации производства.