Логико-гносеологические проблемы современной науки

По мнению Э. Кассирера, образование понятий в конкретных науках происходит совершенно иначе, чем это предписывает логика абстрагирования. Отдельные эмпирические наблюдения приводят к теоретическому понятию не путем абстрагирования последнего из первых, а посредством установления специфического для данной науки отношения, "формирующего" тот или иной ряд наблюдений. Эта "форма ряда" и есть искомое теоретическое понятие (закон), то общее, которое относится к единичному (отдельному эмпирическому наблюдению) не как более объемное понятие к менее объемному, а как принцип к члену ряда. Образец законченного концептуального развития, завершения процесса поэтапного упорядочения чувственного, многообразия в рамках все более общего принципа связи, "формирующего" все более представительный ряд единичного, демонстрирует химия, где высшим теоретическим принципом выступает периодическая система элементов, – в ней свое подлинное место обретают понятия "атом", "частица", "валентность", которые уже сами стали символами многообразия эмпирических явлений, принципом упорядочения последних. В подобном прогрессирующем "преодолении" эмпирического материала проявляется своеобразие логического процесса, когда понятие, следуя за фактами, в то же время приобретает господство над ними.

Философы науки обсуждают множество проблем современной науки: вопросы периодизации, теоретизации, описания, объяснения и его видов. Для истории науки объяснение, если подойти к этому понятию теоретически, дает качественно иные результаты, чем для других областей. Для того чтобы написать заново историю науки, необходимо обратиться к принципам се написания, т.е. созданию историографии науки. Многие науковеды считают, что необходима новая критическая философия истории науки. Она должна синтезировать понятие истории, выработанное Б. Кроче, с анализом научного объяснения, данным М. Скривеном, учитывать различия понятий научного открытия и доказательства научного открытия, теории науки и научной практики.

Все удовлетворительные объяснения должны обладать свойством потенциальной предсказуемости, быть законосообразными, отвечать на вопрос: "Почему?" Различие между логикой открытия и логикой подтверждения – это различие пути, каким ученый приходит к формулированию своей идеи, и способов ее общезначимого доказательства, установления се прав в системе научного знания.

Потребовались многовековые усилия математической и философской мысли, чтобы восстановить гармонию между арифметикой и математикой. Логическая теория математического континиуума – одно из позднейших достижений математической мысли. Наука больше не говорит на языке опыта здравого смысла – она использует теперь метод математизации. Чистая символика числа вытесняет и преодолевает символику обыденной речи. Теперь на этом языке можно описать не только макрокосм, но и микрокосм – мир внутриатомных явлений: это и знаменует открытие совершенно новой систематической интерпретации.

Ученые, политики и публицисты нередко называют "обществом, основанным на знании", тот тип общества, который формируется под воздействием компьютерной революции. Информация и знание рассматриваются в качестве стратегического ресурса общества, "наличное знание" – в качестве основного лимитирующего фактора экономического развития. Создание банков знания и баз знаний, возникновение инженерии знаний, разработка средств представления знаний в компьютерных системах, осознание создателями систем искусственного интеллекта своей деятельности как работы со знаниями – все это выражения связанных с интенсивным развитием и все более широким применением электронно-вычислительной техники изменений в способах производства, фиксации и использования знаний, в характере рефлексии над знанием, в ее проблематике и направлениях. Такого рода изменения и составляют эпистемологическое ОГЛАВЛЕНИЕ компьютерной революции.