Лекция 7. ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
– определение понятий "вопрос" и "ответ",
– виды вопросов и ответов;
уметь
– логически правильно задавать и отвечать на вопросы,
– отвечать оппоненту на некорректно поставленные вопросы;
владеть
– навыками постановки вопросов и ответов в различных дискуссиях.
Существенную роль в развитии научного знания выполняет вопросно-ответная форма ведения научной дискуссии. В форме вопроса осуществляется постановка новых проблем в науке; в повседневной практике общения мы получаем множество новых сведений, восполняем недостаток информации, уточняем и констатируем наши общие представления об окружающих предметах, событиях и явлениях. Основная функция вопроса – познавательная.
Проблемы логики, прагматики, психологии, этики и эстетики использования вопросно-ответной формы коммуникативной стороны общения составляют специальную область научного познания, которая называется эротетикой.
О значении данной формы общения очень точно сказал выдающийся немецкий философ И. Кант, который писал: "Умение ставить разумные вопросы есть уже важный необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создают смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето".
Почему же так велика роль и значение вопросно-ответной функции общения, мы попытаемся выяснить в данной главе, рассмотрев сущность, структуру и функции вопроса и ответа.
Вопрос как форма мысли. Виды вопросов
Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо предмете и требующее ответа, объяснения.
Таким образом, в вопросе, во-первых, содержится некоторая имеющаяся исходная информация о предмете вопроса, и, во-вторых, отмечается ее недостаточность или недостоверность и формулируется требование дополнить или уточнить эту информацию.
Но вопрос не только выражает требование получения новых знаний, сведений, но и направляет их поиск, и более или менее точно указывает ту область, где можно обнаружить искомую информацию. Эта область называется областью поиска ответа. Например, в вопросе "Правда ли, что автор романа “Мастер и Маргарита” М. Бз'лгаков отказался от получения Нобелевской премии в области литературы?" содержится информация, что М. Булгакову была присуждена, возможно, Нобелевская премия в области литературы (предпосылка вопроса), и выражается требование уточнить эту информацию. Слово "ли" вместе с особым строем предложения и особой интонацией при произношении задает область поиска ответа, понуждающих к выбору одной из альтернатив: "да" или "нет".
В логическую структуру вопроса входят: 1) предпосылка вопроса – исходная информация, явно или неявно содержащаяся в вопросе, ее в ряде случаев именуют "базис вопроса";
2) оператор вопроса – требование дополнить, объяснить, уточнить недостаток информации, которое выражается с помощью вопросительных слов "кто", "что", "почему", "зачем" и т.п.
Предметом вопроса называется любой объект информационного интереса, который связан с обсуждаемой темой.
В качестве предмета, вопроса могут выступать:
а) любой материальный объект или идеальный объект;
б) характеристика объекта;
в) суждение, истинность которого доказывается или опровергается.
г) понятие, смысл которого уточняется в данном вопросе.
Например, в одной из телевизионных передач, посвященной встрече с народной артисткой СССР Л. М. Гурченко, один из молодых ее участников задал вопрос: "Людмила Марковна, а что означает для Вас любовь?". На этот вопрос Л. М. Гурченко ответила следующим образом: "Понимаете, молодой человек, любовь – это такое понятие, смысл которого меняется с годами. В молодом возрасте, когда еще все впереди, я вкладывала в ОГЛАВЛЕНИЕ этого понятия один смысл, в зрелом возрасте, когда многое оцениваешь уже по-иному, – другой смысл, а в возрасте, когда мне уже о-го-го сколько лет, – это уже абсолютно другой смысл. Но, тем не менее, я бы выразила смысл понятия “любовь” следующими словами, пусть я не буду очень оригинальной, но скажу примерно так: “Любовь – это не значит смотреть друг на друга, а означает смотреть в одном направлении”".
В данном примере с помощью вопросно-ответной процедуры делается попытка уточнить смысл понятия "любовь".
В вышеприведенном вопросе: "Что означает для Вас любовь?" – содержится информация, что любовь, как высокое человеческое чувство, есть в жизни каждого человека (предпосылка вопроса), а словом "что" выражено требование дополнить информацию (оператор вопроса).
Предпосылка вопроса совместно с оператором вопроса формируют его ОГЛАВЛЕНИЕ и задают объем вопроса.
ОГЛАВЛЕНИЕ вопроса – это неявно присутствующая в вопросе информация о предмете вопроса, которой располагает спрашивающий, а также требование восполнить недостающую информацию.
Например, в содержании вопроса: "Приехал ли он вчера утром из г. Климова Брянской области?" неявно предполагается:
а) что спрашивающему что-то известно о личности предмета вопроса;
б) данное лицо уехало в г. Климово и должно было вернуться вчера утром;
в) г. Климово находится в Брянской области;
г) ОГЛАВЛЕНИЕ вопроса требует подтвердить или опровергнуть информацию, содержащуюся в вопросе.
Поэтому совершенно обоснованно утверждают, что в содержании вопроса содержится половина ответа.
Объемом вопроса называется множество альтернативных возможностей истинного или ложного ответа на поставленный вопрос.
Так, например, вышеприведенный пример вопроса: "Приехал ли он вчера утром из г. Климова Брянской области?" – предполагает две альтернативы ответа на поставленный вопрос: "да" или "нет".
В то же время существует достаточно большое количество вопросов, которые предполагают неопределенное множество ответов, что делает вопрос неопределенным по объему. Например, что-вопрос: "Что Вы можете сказать по поводу своего опоздания на лекцию?".
Поэтому существует вполне конкретное правило: "Когда задаешь вопрос, то подумай, какой объем альтернативных возможностей ответа ты предполагаешь получить". Сказанное выше можно представить в виде рис. 7.1.
Рис. 7.1
Вопрос в разговорном языке выражается с помощью вопросительного предложения и не является суждением, поскольку для суждения применимо наличие таких характеристик, как "истина" и "ложь", а вопрос не может быть оценен по данным параметрам.
Всякий вопрос не возникает на пустом месте, он преследует определенную цель.
Цель вопроса – установление истинности или ложности, вероятности или необходимости утверждений, которые имеют отношение к обсуждаемой проблеме.
Мотивацией вопроса – стремление уменьшить неопределенность информации или меру ее неупорядоченности, а также осуществление контроля за информацией оппонента.
Тем не менее, как показывает практика общения, мотивами вопроса часто служат чисто прагматические соображения, а именно:
а) стремление переложить тяготы доказательства на "плечи" оппонента. Например, получив в ходе диалога вполне определенный вопрос: "Как можно улучшить взаимоотношения в коллективе?", оппонент, в свою очередь, задает вполне закономерный встречный вопрос: "А Вы что думаете по этому поводу?";
б) стремление расширить поле аргументации противника для его последующей критики;
в) чисто спортивная позиция. Наш собеседник – "по-спортивному" настроенный человек, поэтому он склонен к соперничеству в ходе диалога и проверке наших способностей. Он хочет узнать, задавая вопросы:
– насколько мы опытны в данной сфере деятельности,
– с какими трудностями мы можем справиться,
– узнать границы наших возможностей,
– насколько далеко он может "зайти", критикуя нашу аргументацию,
– как мы выходим из неприятных ситуаций;
г) тактическое обдумывание – потребность в данной мотивации возникает, когда в ходе аргументации возникают затруднения, и мы стремимся выиграть время, чтобы обдумать варианты ответа, получив дополнительный материал для размышления или перестроить стратегию и тактику аргументации.
Логический анализ основных видов вопросов ведется с учетом их: 1) семантического статуса; 2) функций в процессе дискуссии;
3) структуры; 4) отношения к обсуждаемой теме.