Логика исследования
1. Определение темы, проблемы, цели, объекта, предмета и задач исследования.
2. Составление плана исследования и первого варианта плана выполнения самой работы.
3. Составление списка литературы по проблеме исследования.
4. Определение общей методики и методов исследования, базы исследования.
5. Изучение теории и истории вопроса, анализ базовых понятий (понятия, на которых строится исследование).
6. Изучение опыта решения данной проблемы на практике.
7. Сбор констатирующего материала.
8. Анализ и обобщение полученных результатов и построение на их основе гипотезы — предположения о возможном способе разрешения возникнувшей проблемы.
9. Разработка методики проверки гипотезы.
10. Проведение опытно-экспериментальной работы (пилотный/ пробный и преобразующий/формирующий эксперименты, опытная работа).
11. Проведение контрольных срезов.
12. Анализ и обобщение полученных результатов, формулировка теоретического обоснования проведенного исследования,
13. Выработка практических рекомендаций.
14. Оформление и литературная редакция работы.
Основные критерии качества педагогического исследования: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.
Методологическая культура учителя
Учитель занимается педагогической деятельностью, в ходе которой он использует знания, полученные в процессе профессиональной подготовки. Это совсем иная, в отличие от научной, деятельность: иная цель (учитель воспитывает и обучает, исследователь выясняет какие методы воспитания и обучения и при каких условиях будут эффективны), иной объект (в педагогическом процессе — ребенок, в научном педагогическом исследовании — педагогические явления и факты), иные методы и средства (у учителя это методы воспитания и обучения, у исследователя — методы исследования изучаемых явлений и процессов) и др. Зачем учителю, если он не собирается заниматься наукой, знать методологию и методику педагогического исследования? Педагогическая деятельность требует от учителя постоянного решения задач, возникающих в тех или иных педагогических ситуациях. Это, конечно, не решение каждый раз новой научной проблемы, по владение методологической культурой поможет учителю правильно и более корректно справляться с возникающими вопросами. "Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя на тропку исследователя", — призывал В. А. Сухомлинский
Методологическая культура учителя — особая культура научного мышления учителя, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии самосознания профессионала, пытающегося попять свою деятельность. Методологическая культура учителя включает знание методологии педагогики и умение ее применять в педагогической деятельности.
Логика применения методологии педагогики учителем:
• осознание целей и задач учебно-воспитательного процесса в конкретной пространственно-временной ситуации;
• критическое отношение к "самоочевидным" положениям и аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
• диагностика на основе отбора соответствующих методик и методов уровня готовности детей к выполнению предстоящих задач;
• проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса на основе полученных результатов;
• формулировка и творческое решение педагогических задач;
• психолого-педагогическая и методическая рефлексия (умение объективно и отстраненно проанализировать и оценить свою деятельность, увидеть удачи и ошибки, выйти на уровень осознания и формулирования новых педагогических задач).
Формирование у учителя методологической культуры требует диалектического подхода, который включает ряд последовательно развертывающихся звеньев:
• побуждение к осознанию и разрешению заключенного в предъявленной ситуации противоречия;
• раскрытие непродуктивности решений, опирающихся на обыденный опыт, суждения здравого смысла, показ их односторонности, метафизичности;
• демонстрация путей продуктивного разрешения проблемной ситуации на основе требований диалектической логики;
• обобщение опыта работы над предложенным заданием и возможностей переноса усвоенной логики в различные сферы педагогической практики.
Наличие у педагога методологической культуры считается главным признаком высшего уровня его профессиональной подготовки. На таком уровне работает далеко не каждый учитель. Но учитель-мастер, учитель-творец работают именно так, и высокие результаты их деятельности являются подтверждением того, что каждый настоящий учитель должен обладать сформированной методологической культурой, являющейся показателем его педагогической компетентности и мастерства.