Лекция 12. Логические основы аргументации

Лучший и убедительнейший способ доказательства — начать свои рассуждения с безобидных, всеми принятых утверждений.

Л. Шестов

Человек разумный есть человек аргументирующий. И этим многое сказано. Каждый из нас, независимо от того, осознает он это или нет, вовлечен в аргументационную деятельность. Мы аргументируем, обсуждая вопросы обыденной жизни, занимаясь научными исследованиями, размышляя о философии, политике или решая деловые задачи.

Еще в древние времена аргументация стала предметом размышления и исследования для величайших умов человечества. Разработке методики аргументации посвящали свои усилия философы Древнего Китая и Индии. Проблемы аргументации занимали Протагора и Сократа, Платона и Аристотеля. Знаменитый древнегреческий софист Георгий в своей речи "Похвала Елене" писал: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить". Поиски Аристотелем ответа на вопрос, как должно аргументировать и как не следует этого делать, явились одной из отправных точек в создании логики. "Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце, и тогда слушатель — ваш военнопленный и сам не убежит от вас, даже когда вы отпускаете его на волю, останется вечно послушным вашим клиентом", — утверждал русский историк В. О. Ключевский.

Существует множество подходов, описаний тех или иных сторон аргументации. При этом одни исследователи обращают внимание, прежде всего, на личностные аспекты рассуждения, другие — на логическое ее строение, третьи — на лингвистические средства. Нас же интересуют собственно логические аспекты.

Понятие аргументации, ее структура и виды

Показательно, что этимология слов "аргумент" и "аргументация" фиксирует в качестве исходных значений, прежде всего, момент доказательности (логической или фактической обоснованности).

Если исходить из этимологии слов "аргумент", "аргументация", то первоначальные значения их:

1)показывать, утверждать, доказывать;

2) приведение доказательства.

Как видим, смысловое ядро этих терминов вполне однозначно — доказательность. Но это лишь ядро, которое со временем обросло оболочками дополнительных смыслов, фиксирующих не только логические, по и внелогические аспекты, подчас с упором па убедительность. Например, А. А. Ивин и А. Л. Никифоров дают такое определение: "Аргументация — это приведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать или усилить поддержку другой стороны (аудитории) к выдвинутому положению". Логические аспекты аргументации в данном определении несколько затушеваны. А в "Логическом словаре-справочнике" II. И. Кондакова, напротив, зафиксирована исключительно логическая сторона аргументации: "Аргументация (лат. приведение аргументов) — приведение логических доводов для обоснования какого-либо положения; логический процесс, в ходе которого истинность какого-либо положения выводится из истинности аргументов; совокупность доводов в пользу чего-либо". Впрочем, в этом определении заметно сужение и логического содержания аргументации — оно сведено к доказательству. И хотя доказательство (наряду с опровержением) является одним из наиболее сильных видов аргументации, но оно остается все же видом.

На наш взгляд, более удачное определение этому понятию дано В. И. Кирилловым и А. А. Старченко: "Аргументация — обоснование суждений, практических решений или оценок, в котором наряду с логическими применяются речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические приемы убеждающего воздействия".

Здесь отчетливо выражена и предметная сторона аргументации — что обосновывается, и методологическая — как, с помощью чего. Эти различия позволят нам четче разграничить виды аргументации. Предвосхищая более детальный разговор о них, заметим по поводу доказательства и опровержения, что данные виды аргументации по предметности охватывают только суждения (вынося за скобки обоснование оценок и практических решений), опираются только па логические средства убеждающего воздействия.

Следует несколько слов сказать о доказательности и убедительности.

Доказательность — это логическое воздействие по преимуществу на интеллект человека с опорой на принудительную силу рассуждения, а убедительность — это психологическое воздействие по преимуществу на ценностно-смысловую и эмоционально-волевую сферу его сознания с опорой па жизненный опыт, привычки, стереотипы и т.п.

Эти характеристики относительно независимы, хотя и взаимосвязаны. Обоснование может быть:

а) доказательным и убедительным ("принимаю и умом и сердцем");

б) доказательным, но неубедительным ("умом понимаю, но сердцем не принимаю");

в) недоказательным, но убедительным ("умом не понимаю, но сердцем принимаю");

г) и недоказательным, и неубедительным ("ни уму, ни сердцу").

Как видим, в аргументации слиты воедино начата безличностные, условно обозначенные нами словом "ум", и личностные, столь же условно обозначенные словом "сердце". Обычная аргументация, как отмечает В. Б. Родос, — это глубоко личное, индивидуальное рассуждение. Она создается автором, дополняется им, исправляется его учениками, развивается последователями. Но в ней всегда есть и совершенно независимый от личности логический каркас, который в идеализированной форме выражен в доказательстве — особом виде аргументации.

И в дополнение к вышеизложенному приведем, пожалуй, наиболее удачное определение ключевого понятия: "Аргументация — интеллектуальная деятельность по анализу и селекции оснований и доводов, необходимых для всех дальнейших рассуждений и достаточных для этой цели. Аргументация — планомерное рассмотрение альтернативных версий с верификацией и оценкой их логических следствий".