Лоббисты ЕС
На 17 января 2013 г. в Транспарентном Регистре ЕС были зарегистрированы 5522 организации, указавшие лоббизм одним из направлений своей деятельности. Доступ в помещения институтов ЕС по данным па октябрь 2012 г. получили 3100 чел.
Исходя из интересов, которые они представляют, лоббисты делятся на отраслевых (корпоративных) лоббистов, НКО и региональные представительства. Их задачи несколько отличаются. Например, корпоративные лоббисты, помимо лоббизма, занимаются сбором полезной информации, тогда как региональные лобби осуществляют продвижение своих территорий в аппарате ЕС.
При регистрации лоббисты указывают форму организации, к которой они себя относят (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Классификация брюссельских лоббистов (по состоянию на 31 октября 2013 г.)
Класс |
Состав |
Количество, чел. |
I |
Профессиональные консалтинговые агентства/юридические фирмы/самостоятельные консультанты В том числе: |
715 |
профессиональные консалтинговые агентства |
446 |
|
юридические фирмы |
58 |
|
самостоятельные консультанты |
211 |
|
II |
Корпоративные лоббисты и торговые/отраслевые ассоциации В том числе: |
2972 |
компании и группы |
847 |
|
торговые, отраслевые и профессиональные ассоциации |
1821 |
|
отраслевые союзы |
107 |
|
прочие схожие организации |
197 |
|
III |
Неправительственные организации, объединения, сети и т.п. |
1536 |
IV |
Фабрики мысли, исследовательские и академические институты В том числе: |
422 |
фабрики мысли и исследовательские институты |
303 |
|
академические институты |
119 |
|
V |
Организации, представляющие интересы церквей и религиозных сообществ |
32 |
VI |
Организации, представляющие региональные, муниципальные и территориальные органы власти, а также прочие общественные объединения и т.п. В том числе: |
275 |
региональные, муниципальные и территориальные органы власти (на субнациональном уровне) |
118 |
|
прочие общественные объединения и т.п. |
157 |
Как видим из данной классификации, основное число лоббистских организаций, базирующихся в Брюсселе, это корпоративные лоббисты (49,93%) и НКО (25,81%), а доля профессиональных лоббистов весьма невелика (12,01%). Споры о том, кто из них успешнее, не прекращаются и по сей день. Однако если в 2005 г. было распространено мнение, что НКО и корпорации – в равной степени эффективные лоббисты, то к 2009 г. корпорации упрочили свое лидерство.
При регистрации лоббисты также указывают сферы, в которых они собираются заниматься представительством интересов: от сельского хозяйства до социальных вопросов и региональной политики. В целом в большой степени распространена специализация лоббистов по различным отраслям и подотраслям. Но есть и такие, которые занимаются широким спектром вопросов.
Форма представительства зависит от сектора экономики и размера фирм. В секторах, где работают крупные фирмы – они лоббируют свои интересы через собственные представительства. В секторах, где много маленьких фирм – они объединяются в отраслевые ассоциации.
Анализ эффективности работы НКО и корпоративных лоббистов в середине 2000-х гг. в разных секторах показывает, что значительные инвестирования в лоббирование собственных интересов наблюдаются со стороны химических, транспортных и энергетических корпораций – их считают эффективными лоббистами. В сфере транспорта и химии также эффективен лоббизм НКО. Успехи НКО в лоббировании эксперты склонны объяснять гем, что от них меньше всего ожидают предложений неэтичного характера.
Зато корпорации значительно опережают по эффективности НКО в следующих отраслях: энергетика, финансы, электрическая и электронная промышленность, оборонная и аэрокосмическая промышленность. И куда менее эффективны корпоративные лоббисты в фармацевтике и медицине, а также IT и телекоммуникациях. Наибольшие успехи НКО видны в сфере продовольственных товаров и товаров народного потребления. Это отражает последние дебаты в ЕС насчет ожирения, питания и отметок о полезности продуктов питания для здоровья.
Кроме этого, эффективность агентств публичной политики как лоббистов оценивается представителями ЕС ниже, чем эффективность корпораций, отраслевых объединений и НКО. Это связано с тем, что прозрачность последних оказывается значительно выше, чем прозрачность агентств публичной политики. Причем прозрачность в данном случае не связывается с регистрацией в качестве лоббистов.
Фирмы, оказывающие консультации по лоббизму, в связи с этим корректируют свои подходы к работе: "Мы выступаем в качестве сборщиков информации, составителей сообщений, разработчиков стратегий и программных менеджеров для наших клиентов. И редко выступаем в качестве публичных представителей, потому что политики и чиновники предпочитают выслушивать аргументы непосредственно от наших клиентов" (Джереми Гэлбрэйт, генеральный директор Burson-Marsteller Europe, Middle East & Africa)[1].
Наименьшая эффективность при лоббировании институтов ЕС, но мнению экспертов, у стран третьего мира. Им не рекомендовано открыто лоббировать решения еврочиновников. Также все эксперты приходят к единодушному заключению, что наиболее эффективными лоббистами являются члены национальных правительств.