Лицензирование отдельных видов транспортной деятельности
Некоторые виды деятельности, в том числе и транспортная, при непрофессиональном их осуществлении с нарушениями установленных правил могут причинить существенный вред. Поэтому на них распространяется разрешительная система, имеющая целью ограждение граждан, общества и государства от вреда, который может быть причинен такими непрофессиональными действиями. Ее составной частью является лицензирование, которое регулируется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с законом подлежат лицензированию перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом, перевозки пассажиров и грузов (в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ – опасных грузов) железнодорожным, внутренним водным, морским транспортом. Кроме того, лицензируются перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Подлежат лицензированию также некоторые виды деятельности, касающиеся перевозки, например, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном, внутреннем водном транспорте, в морских портах, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом. Государственным органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, является Ространснадзор. Лицензирование перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов производится Росавиацией.
Как один из методов управления лицензирование включает комплекс мероприятий по предоставлению разрешения на соответствующие виды деятельности в транспортной сфере[1]. К ним относятся не только мероприятия, которые связаны непосредственно с предоставлением лицензий. Это также переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновление или прекращение действия лицензий, их аннулирование. Кроме того, это контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензионных видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведение реестров лицензий, предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Основными принципами этого метода управления являются: 1) обеспечение единства экономического пространства на территории РФ; 2) установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; 3) закрепление единого порядка лицензирования; 4) установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; 5) гласность и открытость лицензирования; 6) соблюдение законности при лицензировании.
Лицензирование начинается с предоставления разрешения на осуществление определенного вида деятельности. Его можно назвать собственно лицензированием, которое обусловливает все остальные мероприятия. Собственно лицензирование в транспортной сфере – это предоставление компетентными органами юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям при их соответствии предъявляемым требованиям и условиям письменного разрешения на осуществление конкретного вида деятельности на транспорте.
Участники лицензионной деятельности – лицензирующий орган, лицензиат и соискатель лицензии. Лицензирующий орган – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий лицензирование в соответствии с законом. Таким органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, является Ространснадзор. Лицензиат на транспорте – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление отдельных видов транспортной деятельности. Что касается соискателя транспортной лицензии, то им является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида транспортной деятельности.
Существуют общий и упрощенный порядок лицензирования. Общий порядок лицензирования заключается в следующем. Соискатель лицензии направляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. В нем должны быть указаны полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемой деятельности, которую намерен выполнять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц.
Если соискатель – индивидуальный предприниматель, то он указывает фамилию, имя и отчество, место своего жительства, адреса мест осуществления вида деятельности, подлежащего лицензированию, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в заявлении должны быть указаны идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе, а также лицензируемый вид деятельности.
К заявлению прилагаются: копии учредительных документов (для юридических лиц); копии документов, наличие которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, предусмотренного законодательством; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии.
Лицензирующий орган проверяет полноту и достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также возможность выполнения соискателем лицензионных требований и условий. Решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в виде акта принимается в срок, не превышающий 45 дней с момента поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. В этот срок лицензирующий орган обязан уведомить в письменной форме соискателя лицензии о принятом решении.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии должно содержать указание причин отказа. Законом о лицензировании отдельных видов деятельности установлены две причины: 1) наличие в заявлении и (или) документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; 2) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.
В течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии лицензирующим органом она вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ)).
В ранее действовавшей редакции Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" упрощенный порядок лицензирования применялся только в отношении определенных видов деятельности, к числу которых относились все виды деятельности, касавшиеся транспортной сферы. В соответствии с этим порядком соискатель лицензии представлял в лицензирующий орган дополнительно к указанным документам также заверенную нотариально копию договора страхования гражданской ответственности либо сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида транспортной деятельности международным стандартам, если он обладал таким документом.
При упрощенном порядке лицензирования не проводилась проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Кроме того, срок принятия лицензионным органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении не превышал 15 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. В настоящее время упрощенный порядок лицензирования в действующем законе не упоминается.
Существенная роль в лицензионной деятельности принадлежит лицензионному контролю, его осуществляет лицензионный орган. Цель контроля заключается в проверке: во-первых, полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных им заявлении и документах, а также возможности выполнения им лицензионных требо
ваний и условий; во-вторых, сведений о лицензиате и соблюдении им требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Проверка проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Такую информацию лицензирующий орган получает в порядке, установленном Правительством РФ, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий. Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.
В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. При этом лицензирующий орган может приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Суд может принять решение об аннулировании лицензии, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства.
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии, о прекращении действия лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится им в письменной форме до лицензиата с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня после принятия.
Лицензиат вправе обжаловать в установленном порядке решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии.