Литература и журналистика
О русской культуре XIX в. говорят, что она "литературоцентрична", подчеркивая ведущую роль в культурном процессе этого времени именно литературного творчества. Правильнее, если иметь в виду журналистику, было бы сказать, что в центре указанного процесса в России XIX в. находилось печатное слово, которому искренне верили, поклонялись, в соответствии с указаниями которого строили свое поведение и мировоззрение. Однако влияние, оказанное на развитие русской культуры первой половины столетия именно литературой, поистине огромно.
Это влияние было предопределено теми особыми общественно-политическими условиями, которые господствовали в империи. Именно они, и прежде всего отсутствие общественной свободы, заставили литераторов заняться не только художественно-эстетическим освоением "словесного" познания действительности, но и ставить перед читателем социально-философские, политические, нравственно-познавательные вопросы. В результате литература перестала быть только искусством слова в ряду других искусств, став особым, самостоятельным явлением культуры.
Богатство и стремительность развития литературного процесса в первой половине XIX в. отразились в калейдоскопической смене художественных стилей и методов - классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. В основе классицизма лежали основные принципы просветительской идеологии: гражданский долг, общественное служение, подчинение поступков человека разуму и т.п. Этот стиль недолго господствовал в России, однако имел своих ярких представителей, наиболее интересным из которых был Г.Р. Державин. Он смело сочетал "высокий" и разговорный стили, заметно демократизировав поэтическое слово.
Уже в конце XVIII в. классицизм в России стал вытесняться сентиментализмом. Знаменитые "Письма русского путешественника" и повесть "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина сыграли заметную роль в разработке писателями проблемы личности, в изображении внутреннего мира человека, обогащении литературного языка. Сентименталисты изображали человека с собственным миром чувств и переживаний, не обращая внимания на сословную принадлежность героя, чем, безусловно, противостояли деспотизму и крепостничеству. Творчество Карамзина оказало столь серьезное влияние на его современников, что можно говорить о том, что в 1810-е гг. русская культура жила "в присутствии Карамзина".
В 1801 г. защитники традиционализма в литературе, сторонники классицизма создали общество, назвав его "Беседой любителей русского слова" (во главе с адмиралом А.С. Шишковым, И.А. Крыловым и др.). В ответ карамзинисты объединились в общество "Арзамас", боровшееся с архаикой в различных ее проявлениях. Борьба "Арзамаса" и "Беседы..." определяла развитие языка, литературных стилей, образа мыслей и поведения до 1816 г., когда Карамзин был назначен придворным историографом.
Наполеоновская эпопея, война 1812 г. вызвали к жизни новый культурный стиль - романтизм. Смена социально-экономических и политических систем в Европе, разрыв старых связей между людьми заставили романтиков признать самоценность человеческой личности и приписать ей неограниченные возможности. В России в эти годы также происходил разлом сознания образованных людей, распадавшегося на соблюдение казенных предписаний и личный образ мыслей и действий. Сугубо европейский индивидуализм на русской почве почти не прижился, смешавшись с осознанием человеком ответственности за судьбу страны, с идеей самопожертвования ради блага отчизны. Поэтому одни романтики жаждали борьбы и подвигов, призывали к тираноборчеству, презирая "просто существование", повседневность, другие стремились пробудить в согражданах лучшие чувства, уверенность в превосходстве добра и справедливости над пороками, мешавшими развитию России.
Эти два направления романтизма нашли свое отражение и в литературе. Первое было представлено стихами и поэмами К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, раннего М.Ю. Лермонтова. Другое - балладами В.А. Жуковского, который воспевал дружбу, добродетель, любовь к отечеству. Его "мечтательность", "неопределенность" резко критиковали оппоненты, отстаивавшие идеалы новгородской "свободы", волю казачества, антидеспотические призывы героев прошлого. В отличие от Жуковского, равно ценившего и русский эпос, и произведения Гомера, Фирдоуси, Шиллера, они писали о национальной самобытности (которая отождествлялась с особенностями уклада народного быта), об одиночестве подлинно романтической личности.
В 1830-е гг. в российской культуре наступает эра реализма, направления необычайно глубокого и противоречивого. Реализм возникает в России в тот момент, когда искусство остается едва ли не единственной возможностью заниматься общественными проблемами. Он ставит перед собой чрезвычайно трудную задачу - воспроизвести конкретно-историческую личность в ее полной взаимосвязи с окружающей средой. Русский реализм изначально распадался на два течения: социальное (критическое) и психологическое (синтетическое). Именно второе направление пыталось раскрыть вечный дуализм жизни - единство физического и духовного начал.
Человеком, давшим имя целому периоду развития русской культуры, был А.С. Пушкин. Его творческий путь есть постепенное овладение новыми художественными стилевыми системами, языковыми формами, новыми идеями своего времени. Он, прекрасно знавший традиции классицизма, стал одним из вождей российского романтизма, а во второй половине 1820-х гг. перешел от романтизма к реализму. Пушкин сумел ввести повседневную жизнь в область поэзии, глубоко и правдиво изобразить события русской истории, поднять важнейшие политические и философские вопросы своего века. Он начал поэтический период "золотого века", и им же этот период завершился.
В 1840-е гг. начался гоголевский период литературы, т. е. период господства в ней прозы, отмеченной острыми литературными дискуссиями. В их ходе свергались прежние кумиры, авторитеты, понятия и провозглашались новые ориентиры. Социальный (критический) реализм в полной мере начинается с творчества Н.В. Гоголя, одного из самых противоречивых и сложных русских писателей. Социальность литературы он видел не в ее обличительной силе, а в той пользе, которую она может принести обществу, объективно указывая на недостатки и намеренно тенденциозно превознося добродетели. В конце концов несоответствие между действительностью и идеалом привело к тяжелому духовному кризису писателя.
Гоголя считают основателем "натуральной школы" в русской литературе, к которой принадлежали И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, А.Н. Островский, В.И. Даль и др. Позже Тургенев и Достоевский, вместе с пришедшим в литературу в 1850-е гг. Л.Н. Толстым, пойдут каждый своей дорогой, но все вместе они примут участие в создании русского романа - одного из важнейших явлений в мировой культуре XIX в.
Роль своеобразных клубов, где происходил обмен литературными, политическими, философскими мнениями, где узнавали новости российской и зарубежной жизни, играли в начале столетия литературные салоны. Наиболее известными из них были салоны А.Н. Оленина, А.П. Елагиной, Е.П. Ростопчиной, З.А. Волконской. Ту же роль выполняли вечера: субботы В.А. Жуковского, С.Г. Аксакова, четверги Н.И. Греча, пятницы А.Ф. Воейкова и т. п.
Все большую роль умного информатора и собеседника начинают играть "толстые" журналы, а имена их издателей делаются не менее популярными, чем имена модных литераторов. Разные по направлениям, взглядам издателей, они знакомили читающую публику с новостями европейской жизни, новинками в научных областях и прикладных занятиях, с произведениями зарубежных и отечественных поэтов и прозаиков. Наиболее популярными у читателей были "Вестник Европы" Н.М. Карамзина, "Сын Отечества" Н.И. Греча, "Северная пчела" Ф.В. Булгарина, "Телескоп" Н.И. Надеждина, "Библиотека для чтения" О.И. Сенковского, "Отечественные записки" А. А. Краевского.
В 1832 г. в России издавалось 67 журналов и газет. Изданий на русском языке среди них насчитывалось 32, в основном это были ведомственные журналы. Литературных общедоступных журналов выходило всего 8. В 1840-50-е гг. писателей, издателей, властвовавших над умами и душами читателей, заслоняет собой литературный критик. Читательская аудитория начинает нуждаться в опытном наставнике, способном научить ее ценить подлинное искусство.
Именно в эти годы социальный реализм достигает своего апогея. От писателя требуется изображение не просто человека, а определенных типажей; провозглашается любовь не просто к личности, а к "маленькому человеку"; критикуются не отдельные недостатки, а вся традиционная система социачьно-экономических и политических отношений. "Толстый" журнал перестает быть только умным информатором и приятным собеседником. Он вырастает, благодаря прежде всего отделам критики, до уровня наставника и "учителя жизни".