Литература Великобритании
Конец XIX в. совпал с началом заката викторианской эпохи в английской культуре и литературе. Литературный процесс рубежа веков впечатляюще представлен творчеством О. Уайльда, Т. Гарди, Р. Киплинга, Дж. Голсуорси и Б. Шоу.
Джон Голсуорси (1867-1933), лауреат Нобелевской премии, автор значительного количества произведений в различных жанрах. Он впитал в себя лучшие традиции викторианской Англии, стал достойным наследником классического реализма У. Теккерея и Ч. Диккенса, многому научился у Бальзака, Золя, Флобера и Мопассана. Он трепетно относился и к великой русской литературе, признавался, что многие лучшие его традиции навеяны творчеством И. Тургенева и Л. Толстого.
Влияние Тургенева чувствуется уже в романе "Вилла Рубейн" (1900), в котором проявляется самобытность автора, вошедшего в большую литературу. Сатирическое начало в творчестве Дж. Голсуорси заявлено в романе "Остров фарисеев" (1904), наиболее талантливо проявляется в романе "Собственник" (1906), положившем начало форсайтовскому циклу. История богатой буржуазной семьи, лежащая в основе романов о многочисленном клане Форсайтов, позволяет писателю дать развернутую во времени и пространстве картину становления в Англии капиталистической формации и слияния ранее противостоящих друг другу аристократии и буржуазии. Герои "Саги о Форсайтах" - любящие, ищущие, бунтующие против навязываемого стиля жизни, и в противоположность им другие - твердо стоящие на земле, упорствующие в своих собственнических убеждениях, составляющие "соль" буржуазно-капиталистического общества, - все "живые", запоминаются яркой индивидуальностью. Романы "В петле" (1920), "Сдается внаем" (1921) хронологически не входят в рамки данного курса. Они, а также две интерлюдии "Последнее лето Форсайта" (1918) и "Пробуждение" (1920) стали органическим продолжением знаменитой саги. Позднее написана "Современная комедия", включившая романы "Белая обезьяна", "Серебряная ложка", "Лебединая песня" и две интерлюдии "Идиллия" и "Встречи". В "Сагу о Форсайтах" включается также трилогия "Конец главы" и рассказ "Спасение Форсайта".
Имя Бернарда Шоу (1856-1950) связано прежде всего с понятием "новой драмы". Специфика времени требовала проблемной драматургии, нового героя. Школой Шоу стал Г. Ибсен и его "Аналитический театр". В работе "Квинтэссенция ибсенизма" (1891) он выразил свое творческое кредо драматурга, а также заявил о себе как блестящий литературный критик. Возникшему в Лондоне "Независимому театру" (1891) Шоу предложил свой первый цикл "Неприятные пьесы". "Профессия миссис Уоррен" (1894) и другие "пьесы-дискуссии" характеризуются обширными предисловиями и ремарками, другими новаторскими приемами. Искусство Шоу - искусство максимально идейной насыщенности.
Американская литература рубежа веков уверенно заявила о себе талантом многих мастеров слова, среди которых М. Твен, Т. Драйзер, Дж. Лондон, Г. Джеймс.
Формирование Теодора Драйзера (1871 -1945) происходило под влиянием корифеев реализма и натурализма О. Бальзака, Э. Золя, Г. Спенсера. Анализируя роман "Сестра Керри" (1900), по мысли автора, "образец философии человеческого существования", необходимо обратить внимание на сложности формирования творческого почерка, где ощутимо проявляются особенности его реализма и натурализма, тематики и образа героини. Важным видится создание широких социальных полотен накануне Первой мировой войны - "Трилогия желания" ("Финансист", "Титан", "Стоик").
Джек Лондон (1876-1916) завоевал мировое признание магией слова, глубиной и мастерством изображения человеческих характеров, коллизией рассказов и романов. Пройдя сложный жизненный и творческий путь, он передал его перипетии в "Северных рассказах", романах "Железная пята", "Мартин Иден" и др.