Литература путешествий и реклама как образы дестинаций в Новое время
Стереотипные образы дестинаций складываются под воздействием многих социокультурных факторов, но в конце XVIII–XX вв. формирование привлекательных для туристов образов отдельных регионов принимает вполне целенаправленный характер. Расширение контингента путешественников в Новое время превратило специфический вид литературного творчества – литературу путешествий - в вид художественной литературы, которая воздействует на читателя эмоционально. Наличие путеводителей и карт снимало задачу простого описания маршрута. Литература путешествий сформировала мотивацию приключений и межкультурных коммуникаций в туризме, представила последний как один из самых полезных и увлекательных способов проведения свободного времени. Литература путешествий радикально отличается от путеводителей как жанр, в котором на первый план выдвигаются мысли, впечатления и личность самого путешественника, его мотивация и оценки увиденного, в то время как путеводитель сосредоточивает внимание на месте путешествия, описывая условия и сервис маршрута, адресуясь при этом к возможно более значительному кругу читателей. Однако и та, и другая литература создают своего рода "миф места", который составлен из реальных фактов, эмоциональных впечатлений и индивидуализированных представлений о месте путешествия и ожиданиях того, кто предпринимает путешествие. В отличие от путевых заметок прежних времен с подробными описаниями маршрута и практическими советами, литература путешествий XIX в. начала выполнять почти рекламную функцию. Она усиливала и разнообразила мотивацию путешествий, возбуждая интерес к приключениям, демонстрируя красоты и достопримечательности других мест, поддерживая стереотипные представления об их привлекательности.
В конце XVIII и особенно в XIX в. – "веке мемуаров" – этот род литературы занимал важное место, отвечая широкому кругу запросов читателей. В это время в жизни среднего европейского горожанина возникает практика проведения досуга, вообще появляется понятие "свободное время". Замена ручного труда индустриальным массовым производством создала пространство и условия для личного свободного времени, а путешествие представало как один из самых привлекательных способов использовать такую возможность.
Появилось множество художественных и документальных описаний различных мест мира, полных авторских размышлений об обычаях, культуре, природе иных стран. "Персидские письма" французского просветителя III. Монтескьё были любимым чтением просвещенного дворянства в России, давая начальные сведения о государственном устройстве восточных стран, содействуя выработке мировоззренческих основ оппозиционного дворянства, его неприятию политического деспотизма. Романы Ж.-Ж. Руссо познакомили европейского читателя с горной Швейцарией и возбудили интерес к альпинизму. В конце XVIII в. увлекательное чтение представляли собой "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии" Л. Стерна, "Годы странствий Вильгельма Мейстера" И. Гете. Подобного рода литература нередко предпочитала форму романа в письмах, написанных путешественником как бы с дороги и под влиянием сменяющихся дорожных впечатлений.
В начале XIX в. создание романов путешествий составило целое направление литературы. Это "Путешествие из Парижа в Иерусалим" Ф.-Р. Шатобриана, "Прогулки по Риму" А.-М. Стендаля, "Путешествие на Восток" А. де Ламартина, "Путешествие в Египет" А. Дюма и А. Доза, "Путешествие в Россию" Т. Готье, "Путевые впечатления в России" А. Дюма, "Книга путешествий" Г. Флобера и многие другие. Сочинение французского дипломата маркиза А. де Кюстииа "Николаевская Россия в 1839 году" знакомила европейцев с загадочной страной времен императора Николая I, когда сервис путешествий уже имел значение, а обычаи, политика, быт и достопримечательности России для иностранцев были все еще в диковинку. Отрицательные впечатления французского дипломата выражены в политических и сервисных оценках "несправедливостей" и "чудовищных жестокостей", тяготы "жить в этой пустыне без покоя, в этой тюрьме без отдыха, которая именуется Россией". Так, литература путешествий получила еще и политическое направление. Культурная составляющая описаний России этого же времени представлена в сочинении писателя А. Дюма. Французский писатель и путешественник повидал окрестности Петербурга (Кронштадт, монастырь на острове Валаам), затем посетил Москву и Троице-Сергиеву лавру и с Черноморского побережья отправился морем в родной Марсель. Путешествие показалось ему разнообразным и чудесным по новизне и силе впечатлений от истории, культуры и людей этой страны. Одна из глав его сочинения посвящена тому, "как вас обслуживают в России", которая написана с юмором и точностью деталей российского сервиса гостеприимства.
Получивший оглушительную известность роман Д. Дефо "Робинзон Крузо", а затем трилогия "Путешествие Гулливера" Д. Свифта породили целый жанр литературного творчества о приключениях личности, оказавшейся в условиях изоляции, – "робинзонада". "Паломничество Чайльд Гарольда" Дж. Байрона, одного из самых пленительных поэтов начала XIX в., предлагало приключения романтического героя. Знаменитое произведение английского классика Джером К. Джерома "Трое в лодке, не считая собаки" рисовало увлекательную ироническую картину повседневных привычек, мировоззрения и поведения английского джентльмена, что на десятилетия сформировало массовые представления об англичанах. Р. Киплинг прославлял мужество и отвагу людей, осуществлявших мировую культурную миссию Британии в восточных странах, давал представление об иных культурах и обычаях. Его формула "Запад есть Запад и Восток есть Восток, и вместе им не сойтись" па столетие вперед определила суть целых мировоззренческих систем.
Начиная с Вальтера Скотта, европейцы зачитывались увлекательными приключениями во время разнообразных путешествий. К тому же В. Скотт буквально создал Шотландию как культурный миф. Само по себе путешествие представлялось самым подходящим и достойным употреблением свободного времени. В XIX в. в Британии существовало твердое убеждение по поводу своих граждан: "Мы должны быть путешественниками".
Роман Ж. Верна "Вокруг света за 80 дней" стал настоящим мировым бестселлером в 1860–1880-е гг. Он породил массу подделок и подражаний ("Вокруг света в 24 часа", "Вокруг света за 80 страниц"), стал основой целого направления рекламной индустрии: трюки в цирке, театральные постановки, настольные игры, сувениры с рисунками героев романа, изображения на упаковках шоколадных конфет, на обложках и альбомах, открытках, тарелках, обоях, игрушках и др. Романтика дальних путешествий постоянно присутствовала в литературе путешествий, невольно выполняя рекламное воздействие на читателей.
Европейцы XIX в. с восторгом осваивали новые места, с упоением читали записки других путешественников, описания новых мест, народов и культур. В это время для жителей Европы открылись культуры восточных пародов, что вызвало к жизни стиль "ориентализм" и сделало модным путешествие на Восток. Даже российский император Николай II, еще будучи цесаревичем, посетил Японию.
Значительную роль в создании образов разных регионов мира сыграла иллюстрация. Появление в начале XIX в. литографии позволило предложить потребителям иллюстрированные журналы. Один из старейших и известнейших журналов мира Illustrated London регулярно помещал рисунки знаменитых мест, городов, экзотических птиц, животных, растений, изображения морских лайнеров и железнодорожных вагонов. Социокультурная практика Grand Tour молодого англичанина подкреплялась картинками тех достопримечательностей и городов, которые входили в маршрут предстоящей поездки. Приветствовалось также посещение обширных английских колоний с целью получения опыта и знаний.
В XX в. стремительно расширился арсенал средств коммуникации, а значит и воздействия на потребителя с точки зрения создания привлекательного "образа места" для путешествия. К прежней печатной продукции и иллюстрации присоединилась вся мощь индустрии массовой культуры: кино, реклама, PR-акции, выставки, средства массовой информации (далее – СМИ). Первая городская ежедневная газета в Лондоне – London gazette – появилась еще в 1666 г., а уже в конце XVIII в. в британской столице ежедневно продавалось 278 газет. Флит-стрит и сейчас называется "газетной улицей". Лондонские газеты немало потрудились над отталкивающим образом города в XIX в., сообщая о несчастных случаях, пожарах, преступлениях, совершаемых в Лондоне. Одна история о Джеке-потрошителе, жестоком убийце, которого так и не поймали, могла напугать не одного туриста. Для СМИ XX в. осталось немало работы, чтобы сделать образ Лондона более привлекательным для посетителей.
Напротив, СМИ, реклама η Париже создали образ города необыкновенной красоты, полного удовольствий и достопримечательностей. В конце XIX – начале XX в. в Париже работала великолепная плеяда художников-афишеров: П. Боннар, Э. Грассе, А. Муха, Т. Стейнлен, А. Тулуз-Лотрек и др. Они показали, что такое Париж развлечений для туриста, создавая афиши кабаре "Мулен-Руж", артистического кафе "Шануар" ("Черная кошка"), уникальную рекламу для мюзик-холла "Фоли Бержер", варьете "Баль Табареи" и "Ла Нувель Ив", кабаре "Лидо". Рекламную роль сыграли фотоальбомы, серии открыток и почтовые карточки с видами Парижа.