Литература и искусство
Народная жизнь, общественно-политические события в пореформенной России получили свое отображение в литературе и искусстве. Именно эти сферы русской культуры особенно живо откликались на актуальные вопросы современности. Распространение в пореформенной России народнических идей оказало влияние на литературу и искусство.
Ведущим направлением в литературе того времени был критический реализм, для которого характерны объективное изображение "правды жизни" и вместе с тем острая критическая направленность против ее негативных сторон, в первую очередь социальной несправедливости, политического и духовного угнетения личности, правовой се незащищенности. Отличительной чертой критического реализма было также умение показать "типические черты жизненных явлений", типичные характеры в типичных обстоятельствах.
На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества выдающихся русских писателей — Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, поэтов Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета (Шеншина), А. К. Толстого.
Творчество великого русского писателя Л. Н. Толстого представляет собой вершину критического реализма в русской литературе. В своих произведениях он изобразил почти вековую полосу русской жизни — от начала XIX до начала XX в. В знаменитой эпопее "Война и мир" и в "Севастопольских рассказах" писатель раскрыл национальный характер русского народа, воспел его героизм в борьбе с внешними врагами, поставил философские проблемы постижения внутренней сущности личности и поисков нравственного идеала. В романах "Анна Каренина" и "Воскресение" им раскрыты противоречия пореформенной жизни России, показаны фальшь и разложение дворянского общества, комедия царского суда, лицемерие церкви и светских властей. В повестях, драмах и рассказах о народном быте он ярко отразил настроения миллионов крестьян, их стихийный протест против угнетения и произвола. В начале 80-х годов Толстой порвал с той средой, к которой он принадлежал по своему происхождению и воспитанию, отказался от прежнего образа жизни. Он обосновал свое миропонимание в "Исповеди", "Критике догматического богословия", "Соединении и переводе четырех евангелий" и особенно в трактате "В чем моя вера?". Толстой создал свою религиозно-философскую систему, получившую наименование "толстовства". Оно вызвало в России и за рубежом религиозно-утопическое общественное движение последователей Толстого. Толстовство призывало к преобразованию общества путем морально-религиозного самоусовершенствования, отказа от всякого насилия, проповедуя тезис "непротивления злу насилием". Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей в России, Западной Европе, в Индии, Японии и других странах мира. Он много сделал и как просветитель: в своем тульском имении Ясная Поляна основал школу для детей, по его инициативе и на его средства в 1884 г. в Москве было открыто просветительское издательство "Посредник", выпускавшее массовыми тиражами доступную по цене для народа художественную и научно-популярную литературу, а также книги для детей.
С именем И. С. Тургенева связано развитие классического реалистического романа. В произведениях "Отцы и дети", "Дворянское гнездо", "Рудин", "Дым", "Новь", "Накануне" писатель затрагивает такие темы, как: идейные искания нового поколения русской интеллигенции 50—70-х годов, конфликт поколений, "хождение в народ", им созданы образы героических и самоотверженных русских женщин. Тургенев был большим мастером русского пейзажа, обладавшим тонкой наблюдательностью. Картины родной природы в его произведениях проникнуты лирической теплотой и любовью.
М. Е. Салтыков-Щедрин был виднейшим представителем сатирического жанра в русской литературе. В ранних повестях "Запутанное дело" и "Противоречия", в серии "Губернских очерков" и "Писем из провинции", в романах "Господа Головлевы", "Помпадуры и помпадурши" и "Господа ташкентцы" писатель-сатирик подверг уничтожающей критике жизненный уклад провинциального дворянства и чиновничества, нравы больших и малых сатрапов царской бюрократии, раскрыл типы нарождающейся буржуазии — Разуваевых, Колупаевых, Деруновых. В пародийной "Истории одного города" в иносказательной и гротескно-сатирической манере он вывел галерею градоправителей (под которыми читатель угадывал характерные черты некоторых российских монархов). В "Мелочах жизни" и знаменитых "Сказках" писатель представил "премудрых пескарей"-либералов, трудяг-крестьян, паразитов-помещиков. В последнем романе "Пошехонская старина" Салтыков-Щедрин ярко изобразил быт помещичьей усадьбы в крепостное время.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский был непревзойденным мастером психологического романа. Мировую известность получили "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Идиот", "Бесы", "Подросток", в которых писатель показал глубокий психологизм и трагизм личности, отразил поиски героев общественной и человеческой гармонии, дал свое философское осмысление нравственных и социальных контрастов. Произведения Достоевского проповедуют высокие нравственные ценности, исполнены болью за "униженных и оскорбленных", за судьбы "бедных людей" и вместе с тем верой в духовные силы человека. Достоевский выступал в печати и как блестящий публицист, литературный критик и религиозный мыслитель, переводчик" лучших произведений западноевропейских писателей.
Великий русский драматург А. Н. Островский вступил в литературу в 50-х годах XIX в. В своих пьесах он обличал "темное царство" купечества, с его ханжеством и самодурством, показывал забитость и безысходность положения зависимых от своих хозяев людей. С неизменным сочувствием драматург изображал персонажи крестьян, ремесленников, бедных мещан, интеллигенции, которые были представлены им как подлинные носители правды и туманности.
Тема народа пронизывает творчество поэта-демократа Н. А. Некрасова. В его произведениях изображались нелегкая крестьянская доля, тяжкий сельский труд и вместе с тем красота сельской жизни. Им созданы замечательные образы русских женщин. В поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов нарисовал широкую картину пореформенной русской деревни, представил галерею крестьянских образов, которых противопоставлял крепостникам-"последышам" типа князя Утятина или Оболта-Оболдуева.
В 60—70-х годах XIX в. в русскую литературу вошла плеяда молодых писателей-демократов — Ф. М. Решетников, Н. Г. Помяловский, В. М. Гаршин, И. В. Федоров (Омулевский), Г. И. Успенский. Они изображали в своих произведениях жизнь и быт русской деревни, мелкого чиновничества, городского мещанства, духовенства, интеллигенции. В 80—90-е годы XIX в. в русскую литературу пришли А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. И. Мамин-Сибиряк.
Критический реализм стал господствующим направлением в изобразительном искусстве, музыке и театре пореформенной эпохи. Видным теоретиком-пропагандистом этого направления стал выдающийся художественный и музыкальный критик, историк искусства В. В. Стасов. В живописи организатором творчества молодых художников этого направления явился И. И. Крамской — один из создателей в 60-х годах XIX в. группы художников-передвижников.
В 1863 г. 14 молодых талантливых художников, учеников Академии художеств, отказались от участия в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышли из Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. она сменилась "Товариществом передвижных художественных выставок". В него вошли члены петербургской Артели, а также почти все значительные художники того времени, придерживавшиеся реалистического и демократического направлений. Они поставили своей задачей глубокое изучение народного быта, народных типов и образов, родной природы. Для пропаганды своего искусства Товарищество организовываю передвижные выставки в стране (только за 1870—1883 гг. было проведено 48 выставок). Все художники, примкнувшие к этому направлению, стали называться "передвижниками". Наиболее видными из них были И. И. Крамской, Н. И. Ге, В. И. Суриков, В. Г. Перов, К. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. А. Ярошенко, И. М. Прянишников, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов. Позднее к передвижникам присоединились художники младшего поколения — И. Е. Репин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, А. К. Касаткин, В. Е. Маковский. Каждый из мастеров, разделяя основные принципы этого направления в живописи, сохранял индивидуальность и неповторимость.
Крамской в своих картинах умел передать внутренний мир человека, обычно в момент его сложных душевных переживаний (например, картины "Неутешное горе", "Христос в пустыне"). Крамской был выдающимся мастером глубокого по своей характеристике портрета. Таковы его автопортрет, портреты видных русских писателей, ученых, публицистов и общественных деятелей — Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. В. Григоровича, С. П. Боткина, П. М. Третьякова, И. И. Шишкина,
A. С. Суворина. Он создал также галерею портретов крестьян — "Полесовщик", "Мина Моисеев", "Крестьянин с уздечкой" и др. Глубоким лиризмом проникнута его знаменитая картина "Неизвестная".
Один из организаторов творческого объединения Товарищества передвижников В. Г. Перов в начале 60-х годов создал ряд картин, в которых обличал косный быт буржуазии, нравы полиции и духовенства. Таковы его известные полотна "Приезд станового на следствие", "Чаепитие в Мытищах", "Монастырская трапезная", "Сельский крестный ход на Пасхе". В конце 60-х годов художник переходит к эмоциональной лирике, создает цикл жанровых картин на сюжеты из жизни городской и сельской бедноты: "Тройка", "Проводы покойника", "Последний кабак у заставы", в которых выражено сострадание к простым людям. В 70-х годах им создан цикл жанровых картин "отрадных" и даже анекдотичных сцен из народной жизни ("Птицеловы", "Рыболов", "Охотники на привале"). Писал Перов и портреты (А. Н. Островского, В. И. Даля, Ф. М. Достоевского), а также картины на исторические сюжеты (широко известна его картина "Суд Пугачева").
Выдающимся мастером исторической живописи был B. И. Суриков. Его первое значительное полотно "Утро стрелецкой казни" сразу обратило внимание художественной общественности и принесло автору известность. В своих картинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории и известных исторических личностей, как правило, с сильными характерами. Таковы его картины "Меншиков в Березове" — всесильный временщик Петра I в опале; "Боярыня Морозова" — монументальное полотно, изображающее главную героиню, сильную духом, проникнутую фанатической убежденностью в приверженности старой вере; "Покорение Сибири Ермаком" — отражение двух противоборствующих народных стихий. Драматизм момента, мужество и героизм русского солдата переданы в картине "Переход Суворова через Альпы", написанной к столетию этого события. Полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита отличается его картина "Взятие снежного городка" — описание народной игры на масленичной неделе. Последним значительным произведением Сурикова была картина "Степан Разин", в которой воспроизведены народные представления о вожде крестьянского восстания XVII в.
Выдающимся русским художником, наиболее полно воплотившим в своем творчестве принципы реализма и народности, был И. Е. Репин (1844—1930), прозванный "Ильей Муромцем русской живописи". Для творчества Репина характерны выразительность и монументальность его произведений, широкий диапазон разнообразных жанров и сюжетов — исторических, мифологических, бытовых. Им создана серий полотен, показывающих могучие силы и духовную красоту простого народа, — "Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Проводы новобранца", "В волостном правлении". Образы революционеров-народников представлены им в картинах "Сходка", "Арест пропагандиста", "Под конвоем", "Не ждали", "Отказ от исповеди". Широко известны картины Репина, написанные на исторические сюжеты, — "Царевна Софья", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" и особенно "Иван Грозный и сын его Иван", которая явилась крупным общественным событием и воспринималась зрителем как протест против деспотизма. Репин создал также галерею замечательных портретов своих выдающихся современников — Л. Н. Толстого, А. Ф. Писемского, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, А. К. Глазунова, П. А. Стрепетовой.
Ярким представителем русской батальной живописи был близкий к кругу передвижников В. В. Верещагин. Серии его картин посвящены Отечественной войне 1812 г., русско-турецкой войне 1877 1878 гг., истории завоевания Средней Азии ("туркестанская коллекция"). Художник сам бывал в районах военных действий на Балканах и в Средней Азии, подвергая свою жизнь опасности. Его картины, изображавшие без прикрас тяготы войны, неприглядные военные сцены, являлись осуждением войны вообще.
Видными художниками-жанристами были И. М. Прянишников, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, Н. А. Ярошенко, В. Б. Маковский. Русская пейзажная живопись была представлена крупнейшими художниками-реалистами, воспевавшими русскую природу, — И. И. Шишкиным, А. К. Саврасовым, А. И. Куинджи, В. Д. Поленовым, Ф. А. Васильевым, И. И. Левитаном.
Своеобразием отличались архитектура и скульптура в пореформенное время. Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса и совершенствование строительной техники привело к появлению новых типов сооружений, специфичных для эпохи промышленного капитализма, таких, как заводские и фабричные корпуса, железнодорожные вокзалы, торговые центры, банки, "доходные дома" и т.д. С одной стороны, на архитектуру все более оказывал влияние стиль модерн, с другой — стремление к стилизации "под старину".
В конце XIX в. внеорусском (или ложнорусском) стиле были построены хорошо известные здания культового, торгового, административного и культурного назначения: Верхние торговые ряды в Москве (ныне здание ГУМа, архитектор А. Н. Померанцев), Исторический музей (архитекторы А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Московская городская дума (архитектор Д. Н.Чичагов), храм "Спас на крови" на Екатерининском канале (на месте гибели Александра II). К. А. Тон завершил строительство в Москве храма Христа Спасителя. Эклектизм в архитектуре проявлялся в использовании ренессансных и готических форм.
Эти тенденции в развитии архитектуры нашли свое выражение и в скульптуре. Образцом эклектики является композиция М. О. Микешина в Новгороде "Тысячелетие России". Крупным культурным и общественным явлением было открытие в 1880 г. в Москве памятника А. С. Пушкину (скульптор А. М. Опекушин). В 70—80-х годах XIX в. М. М. Антокольский создал серию скульптурных образов "монументальных личностей": "Иван Грозный" (за это произведение он был удостоен звания академика живописи), "Петр Великий", "Ермак", "Христос перед судом народа", "Смерть Сократа", "Спиноза", "Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый".
Большое общественное значение в пореформенную эпоху приобретает театр. ОГЛАВЛЕНИЕ репертуара русских театров отражало насущные проблемы, волновавшие современников, а сила сценического искусства талантливых театральных коллективов формировала их эстетические вкусы, нравственные принципы и в значительной мере общественные взгляды. В этом смысле театр все более становился важнейшей частью общественно-культурной жизни России.
Главными центрами театральной культуры, как и в первой половине XIX в., оставались московский Малый и петербургский Александрийский театры. В репертуаре Малого театра ведущее место в то время занимали пьесы А. Н. Островского, с драматургией которого было в значительной мере связано развитие русского пореформенного театра. В блестящей плеяде талантливых актеров Малого театра особенно выделялись Пров Садовский, Сергей Шумский, Иван Самарин, а также начавшие в то время свой сценический путь Мария Ермолова, Александр Сумбатов-Южин, Александр Ленский. Все они хранили сценические традиции М. С. Щепкина, а многие были его учениками. В Александрийском театре играли такие выдающиеся актеры, как Мария Савина, Владимир Давыдов, Константин Варламов, Полина Стрепетова.
В 60—70-х годах XIX в. стали возникать частные театры и театральные кружки. В 1866 г. по инициативе А. И. Островского и И. Г. Рубинштейна в Москве был создан Артистический кружок из числа театральной молодежи. Артист, режиссер и драматург А. Ф. Федотов основал в 1872 г. в Москве "Народный театр", ориентированный на "массового зрителя".
Большой популярностью пользовался созданный в 1880 г. в Москве актрисой Маюго театра А. А. Бренко "Пушкинский театр". Через два года из-за финансовых трудностей он прекратил свое существование. На смену ему пришел "Русский драматический театр", основанный Ф. А. Коршем. В 1888 г. в Москве А. Ф. Федотовым, оперным певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Сологубом было создано "Общество искусства и литературы". Члены общества занимались преимущественно сценической деятельностью, ставили пьесы В. Шекспира, Г. Гауптмана, А. Н. Островского, П. П. Гнедича. Душой этого объединения стал тогда молодой Константин Станиславский. При обществе было организовано музыкально-драматическое училище.
В 1882 г. была отменена монополия казенных ("императорских") театров, что способствовало подъему провинциального театра, возникновению частных и "народных театров".
Вторая половина XIX в. — время расцвета русской музыкальной культуры. Широкого развития достигают музыкальная критика, теория музыкального искусства. Большую роль в организации музыкального образования сыграли Антон и Николай Рубинштейны. Композитор, пианист и дирижер Антон Рубинштейн в 1859 г. создает в Петербурге "Русское музыкальное общество", на базе которого в 1862 г. была основана первая в России консерватория. По инициативе его брата, пианиста и дирижера, Николая Рубинштейна в 1866 г. открылась Московская консерватория. В ряде городов России возникли отделения петербургского " Музыкального общества".
В 1862 г. в Петербурге сложился Балакиревский кружок (по имени его руководителя М. А. Балакирева) — "Новая музыкальная школа", творческое содружество композиторов, или, как образно назвал его критик В. В. Стасов, "Могучая кучка". В кружок входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных произведений, проникнутых высоким патриотическим духом, яркой реалистичностью сильных драматических образов. Оперы "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Садко", "Псковитянка", "Майская ночь" и "Царская невеста" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина стали шедеврами русской и мировой музыкальной классики.
Величайшим композитором эпохи был П. И. Чайковский (1840—1893), ученик А. Г. Рубинштейна. Расцвет его творчества приходится на 70—80-е годы XIX в. Чайковский создал высочайшие образцы оперной, балетной, симфонической и камерной музыки. Ему принадлежат 10 опер — "Воевода", "Ундина", "Опричник", "Евгений Онегин", "Мазепа", "Орлеанская дева", "Черевички", "Чародейка", "Пиковая дама", "Полнит;!", три балета "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", получившие огромную популярность в России и за рубежом и занявшие ведущее место в репертуарах многих оперных театров. Для персонажей опер и балетов Чайковского характерны глубокая лиричность, искренность и правдивость в выражении чувств. Чайковский принадлежит к великим мастерам-симфонистам. К мировым шедеврам относятся его симфония "Манфред", симфоническая фантазия "Франческа да Римини", увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", "Итальянское каприччио", фортепьянные и скрипичные концерты. В них он раскрывал конфликтное столкновение страстного порыва человека к счастью с жестокой действительностью. Оперы, балеты и симфонии Чайковского проникнуты глубоким лиризмом и тонким психологизмом. Чайковским было написано свыше ста романсов, преимущественно на стихи русских поэтов А. К. Толстого, А. Н. Плещеева, А. А. Фета и др. Он выступал также как оперный и симфонический дирижер в России, во многих городах Европы и Америки.
Конец XIX в. ознаменован появлением в музыке плеяды молодых талантливых композиторов: А. К. Глазунова, А. С. Аренского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, С. И. Танеева. В 90-е годы были поставлены балеты А. Глазунова "Раймонда", "Барышня-служанка" и "Времена года"; С. И. Танеевым создана онера "Орестея" (но мотивам древнегреческого драматурга Эсхила) и ряд произведений камерной музыки; А. С. Аренский написал оперы "Сон на Волге" и "Рафаэль", он дополнил и переработал переданное ему Чайковским либретто оперы "Воевода". А. К. Лядов написал вокальные циклы, симфонические и фортепьянные миниатюры на сказочные сюжеты. Но расцвет творчества этих композиторов приходится уже на начало XX в.
Ведущую роль в развитии русского оперного искусства и балета, как и прежде, играли петербургский Мариинский и московский Большой оперные театры.
В Москве были открыты в 1862 г. Румянцевская библиотека (ныне Российская государственная библиотека), в 1872 г. — Политехнический музей, в 1883 г. — Исторический музей. В 1892 г. в дар Москве П. М. Третьяков передал собранную им большую коллекцию картин и скульптур русских художников, она положила начало знаменитой Третьяковской галерее, ставшей одним из богатейших национальных музеев мира. В Петербурге в 1895 г. был учрежден Русский музей (открыт в 1898 г.), имевший и большой этнографический отдел. Музеи и картинные галереи появились и в ряде губернских городов.