Литература французского Просвещения
Просветительское движение во Франции тесно связано с аналогичным феноменом в других странах, прежде всего в Англии. Если английское Просвещение развивалось в послереволюционную эпоху и потому носило отпечаток компромисса, французское Просвещение оформлялось и крепло в период обострения борьбы передовых общественных сил против феодально-абсолютистского строя и имело конечной целью идейную подготовку буржуазной революции. Участие широких народных масс обусловило более демократический и революционный характер французского Просвещения. И французская литература эпохи характеризуется боевым духом, крайней революционностью своих политических, философских и эстетических идей.
В истории французского Просвещения и его литературы выделяются два периода. Раннее Просвещение (1715-1750) представлено его идейными вождями Монтескье и Вольтером. На этом этапе оно имело умеренный характер и несло на себе заметную печать английского влияния. Идеалы просветителей не простирались дальше деизма и политического конституционализма.
В зрелом Просвещении (1751 -1794) публиковались издания "Энциклопедии", а Вольтер уступил роль вождя Дидро. В философских и эстетических взглядах просветителей преобладали элементы атеизма и материализма, их политические идеалы - просвещенная монархия и даже республика. Вся литература пропитывалась революционными, просветительскими идеями. В художественном отношении она неоднородна. Просветители выработали свои литературные стили, которые оформлялись в такой последовательности: классицизм (Монтескье, Вольтер), просветительский реализм (Вольтер, Дидро), сентиментализм (Руссо).
Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), прославившийся под псевдонимом Вольтер, явился главой старшего поколения французских просветителей. Поэт, прозаик, он оставил блестящий, неизгладимый след в самых различных областях творчества как смелый борец за обновление мира. Разнообразная литературно-общественная деятельность Вольтера развертывалась на фоне исключительно содержательной, богатой разнообразными фактами и событиями жизни. Его литературная деятельность продолжалась почти 70 лет, что и стало причиной противоречивости художественного и философского наследия.
Вольтер стал выразителем интересов и настроений буржуазной верхушки третьего сословия, а не его плебейских, демократических низов. Данное обстоятельство явилось причиной того, что взгляды Вольтера в области философии, политики и искусства более умеренны, чем у представителей младшего поколения французского просветительского движения (Дидро, Руссо) сосредоточены преимущественно на моральных и нравственных проблемах, религии. Он был противником революционных методов борьбы, врагом народовластия, а идеалом для него являлся просвещенный монарх. Перу Вольтера принадлежит много исторических трудов, интересных с научной и художественной стороны, среди которых "История Российской империи при Петре Великом".
Принципиальный сторонник классицизма, он вместе с тем вводил в свои произведения реалистические элементы. В литературном наследии великого просветителя значительное место занимает драматургия, так как театр был для него серьезным увлечением и Вольтер на протяжении жизни отдал дань драматургии: "Эдип" (1718), "Ирина" (1779) и еще 50 пьес (трагедии, прозаические драмы, комедии, оперы). Вслед за Корнелем и Расином он является величайший трагическим поэтом французского классицизма. Им написаны эпические поэмы "Генриада" и подлинный поэтический шедевр - "Орлеанская девственница" (высоко оцененная А. Пушкиным, Ф. Шиллером, М. Твеном, А. Франсом, Б. Брехтом), дидактические поэмы, анакреонтические эпиграммы. В своем творчестве Вольтер обратился также и к художественной прозе - это "Философские повести", каждая из которых написана для иллюстрации определенной общественно-философской идеи: "Кандид, или Оптимизм", "Задиг, или Судьба", "Мемнон, или Человеческая мудрость" и другие.
Мировое значение творческого наследия Вольтера огромно. Его многосторонняя титаническая личность наложила властный отпечаток на весь XIX в. "Он был больше, чем человек, - он был эпоха" (В. Гюго).
Высшим достижением драматургии французского Просвещения явилось комедийное творчество Пьера Огюстена Карона, писавшего под псевдонимом Бомарше (1732-1799). Он - крупнейший после Мольера французский комедиограф. Его комедии "Севильский цирюльник" и "Женитьба
Фигаро" заслуженно вошли в золотой фонд мировой драматургии.
Бомарше как творческая личность типичен во многих отношениях для третьего сословия: вступив в смелую, отчаянную борьбу против привилегированных классов, он стремился сломать сословные перегородки, утвердить свое личное достоинство и занять надлежащее место под солнцем. Жизнь Бомарше, полная многочисленных превратностей, подобна удивительному, пестрому, причудливому роману. Сын часовщика и сам вначале бедный часовщик, он совершил головокружительную карьеру, позволившую ему стать всесильным миллионером, человеком, оказывавшим огромное влияние на судьбы общества и государства. К сочинению своих бессмертных комедий он пришел зрелым автором, имеющим за плечами большой жизненный и литературный опыт. К тому времени он уже опубликовал свои первые пьесы в духе "мещанской драмы" и приобрел громкую известность и репутацию выдающегося сатирика, автора "Мемуаров против советника Гезмана" (1773-1974). Это - гениальная сатира не только на французский суд, но и на весь социально-общественный порядок абсолютистской Франции. Выпавший на долю его сатиры успех убедил Бомарше в истинном - комедийном - характере его дарования: он решил обратиться к новому для себя жанру общественно-политической комедии.
Действие знаменитых комедий "Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность" (1775) и "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1784) происходит в Испании, но маскарад не может никого ввести в заблуждение: перед зрителем и читателем Франция XVIII в. с ее нравами, обычаями и пороками.
Вторая комедия о Фигаро - "Безумный день, или Женитьба Фигаро" - своеобразно продолжает линию "Севильского цирюльника", и здесь развязка знаменует второе поражение графа Альмавивы: представители третьего сословия, как бы говорит Бомарше, могут и должны бороться с несправедливыми притязаниями дворянства, так как при достаточном умении и необходимой энергии они могут и должны одержать победу.
Подлинным героем обеих комедий Бомарше выглядит талантливый сын народа Фигаро - ловкий, изобретательный, всегда готовый постоять за себя. Этот образ имеет свою предысторию: предками Фигаро являются ловкие, продувные рабы из античных комедий Плавта и Теренция, слуги из комедий Лопе де Вега, Мольера и Гольдони, вполне вероятно, Панург из бессмертного романа Рабле. Фигаро - живое воплощение лучших черт человека из народа. Под-стать ему и его возлюбленная Сюзанна, "Фигаро в юбке" (К.С. Станиславский).
Комедии Бомарше прозвучали в условиях феодальной абсолютистской Франции как прямой призыв к революции, о чем догадался и король Людовик XVI. Сыграв существенную роль в ее подготовке, Бомарше отшатнулся от нее, что проявилось в завершающей трилогию о Фигаро-комедии "Преступная мать", не прибавившей ничего к добытой драматургом славе. Комедиография Бомарше явилась высшей точкой не только в развитии французского театра XVIII в., но и во всей французской литературе. Его комедии обрели долгую и прочную жизнь на сценах театров всего мира, в том числе и России. На сюжеты комедий написаны оперы: "Севильский цирюльник" Россини и "Женитьба Фигаро" Моцарта.