Лекция I. ЛИТЕРАТУРА 1800-1840-Х ГОДОВ
В результате изучения данного раздела студент должен:
– знать основные тенденции развития русской литературы 1800–1840-х гг.; положение жанров в этот период; основные течения романтизма и его периодизацию; своеобразие русского реализма;
– уметь выявлять закономерности развития литературного процесса, находить сходные литературные явления и видеть их специфику;
– владеть понятийным аппаратом, связанным с историко- литературным процессом; навыками анализа литературного произведения.
В русской литературе первой трети XIX в., представлявшей собой сложное и противоречивое явление, сосуществовали разные течения и стили. В начале века еще активно выступали в печати классицисты, образовавшие общество "Беседа любителей русского слова" (1811–1816), во главе которого встали А. С. Шишков, Д. И . Хвостов, А. А. Ширинский-Шихматов, А. А. Шаховской. Вместе с тем сильные позиции сохраняли сентименталисты (Η. П. Брусилов, В. В. Измайлов, П. И. Шаликов), признанным главой которых был Η. М. Карамзин, уже отошедший от сентименталистской традиции и сосредоточившийся на деятельности иного рода: в 1803 г. специальным указом Александра I он был назначен историографом и приступил к работе над "Историей государства Российского". Активно печатались в это время и представители просветительского реализма: В. Т. Нарежный, А. Е. Измайлов.
Заявляли о себе и писатели, литературное творчество которых связывают с предромантизмом; это члены "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств" (1801–1825) И. П. Пнин, А. Ф. Мерзляков, Н. И . Гнедич, К. Н. Батюшков, А. X. Востоков.
В. А. Жуковский, декабристы, А. С. Пушкин, Е. А. Боратынский, Ф. И. Тютчев и другие активно развивали новое литературное направление – романтизм, который отличался от западного целым рядом признаков. Во-первых, в русском романтизме произошло существенное ослабление личностного начала. Во-вторых, иным было отношением к мистике: тайное постигалось не столько инстинктом, сколько разумом, фантастическое тяготело к неявным формам. В-третьих, нс получила развития теория "романтической иронии".
Романтики провозгласили свободу основным законом творчества, каждый поэт творил свой мир, каждый формировал глубоко личностную художественную систему, поэтому русский романтизм – явление неоднородное. Долгое время исследователи говорили о двух течениях в романтизме, обозначая их как "активный" и "пассивный", гражданский и отвлеченно-психологический и т.д. Однако в современной науке утвердилась более разветвленная типология. Так, например, У. Р. Фохт выделял семь разновидностей романтизма: отвлеченно-психологическую (Жуковский, Козлов), гедонистическую (Батюшков), гражданскую (декабристы), социальную (Н. А. Полевой), философскую (Веневитинов, Боратынский, Одоевский), славянофильскую (Аксаков, Хомяков), синтетическую (Пушкин, Лермонтов). Е. А. Маймин давал иную классификацию, в которой было пять течений: созерцательное (Жуковский), гражданское, или революционное (декабристы), синтетическое у Пушкина, синтетическое у Лермонтова, философское (Веневитинов, Тютчев, Одоевский).
В развитии русского романтизма различают несколько этапов.
Первый этап (1801 – 1815) – время возникновения романтизма в русской литературе. Ведущими поэтами этого периода являются В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, в творчестве которых формируются психологические течения. Жуковский закладывает основы психологического анализа, а ключевым в его лирике становится понятие "душа". Батюшков "реабилитирует" материально-телесную красоту, развивает эпикурейские мотивы, но также остро откликается на события современности (Отечественная война 1812 г.), воссоздает мир античности.
Второй этап (1816–1825) характеризуется интенсивным развитием романтизма, который становится самостоятельным и разнообразным направлением. Так, например, в творчестве Ф. Н. Глинки, П. А. Катенина, К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева (Марлинского) формируются гражданские (социальные) течения. Е. А. Боратынский развивает психологическую ветвь. П. А. Вяземский в жанры "легкой поэзии" вводит гражданские мотивы, сочетает социальную и психологическую проблематику. Центральной фигурой в литературе становится А. С. Пушкин, который создает и развивает в русской литературе жанр "романтической поэмы", а также пишет ряд романтических стихотворений.
Третий этап (1826–1840) – период углубленного, сосредоточенного раздумья над сущностными проблемами бытия и, как следствие, развития философского романтизма, связанного с деятельностью поэтов-любомудров, творчеством Боратынского, Тютчева, Одоевского. Одной из важных тенденций в литературе данного этапа стало проникновение романтизма в прозу, благодаря чему формировался жанр русской романтической повести. Вершинными явлениями романтизма в литературе этого периода стало творчество Лермонтова и Гоголя. В это время появляется огромное количество произведений эпигонов романтизма; самым показательным примером является творчество В. Г. Бенедиктова.
В 1840-е гг., которые можно назвать временем заката романтизма, последний вытесняется с литературной сцены, все чаще становится объектом пародии.
В середине 1820-х гг. формируется русский реализм, появление которого связано с именем Пушкина, работавшего в Михайловском над первой реалистической трагедией "Борис Годунов". Еще раньше, на юге, появились первые главы "Евгения Онегина".
Серьезные процессы происходят и в жанровой сфере.
Начало XIX в. ознаменовалось разрушением лирической жанровой системы, унаследованной от эпохи классицизма. В это время изживал себя принцип системности, который предполагал стойкую нормативность и строгую иерархию жанров. В результате изменялось соотношение жанровой "периферии" и "центра": гораздо больший интерес для поэтов стали представлять те жанры, которые в поэзии классицизма были малопродуктивными (например, послание, элегия, пародия, эпиграмма), или же новые, воспринятые из фольклорной традиции (баллада, дума). Вместе с тем ода, почитаемая классицистами, пребывала в явном кризисе и все больше становилась достоянием эпигонов. Реанимировать ее не удалось ни за счет расширения тематики (как это пытался сделать В. К. Кюхельбекер), ни за счет усиления личностного авторского начала (как это происходило в творчестве Μ. Н. Муравьева). Очевидный упадок переживала и эпическая поэма, а все более популярной становилась поэма шутливая, ироничная, порой буффонадная (вспомним успех "Опасного соседа" В. Л. Пушкина, произведений И. С. Баркова). Эти тенденции можно объяснить усилением интереса к личности и ее частному бытию, формированием культа суверенного существования поэта и более глобальным процессом смены типов художественного мышления: жанровое мышление сменялось стилевым. Лирика того или иного поэта начинала соотноситься с определенным комплексом настроений, чувств, идей, которые были обусловлены особенностями его душевной жизни. Так, лирика Жуковского ассоциировалась с меланхолией, культом воспоминаний, а жизнь в его стихотворениях представала как цепь утрат и потерь. Батюшкова современники воспринимали как поэта- эпикурейца, воспевающего наслаждение жизнью. Герой Боратынского был носителем разочарованного, раздвоенного сознания.
Новые возможности открывались и в результате привнесения иного содержания в традиционные жанровые формы, а также соединения разных, ранее не сопрягаемых жанровых начал. Так, для выражения гражданских идей Пушкин использовал элегию, мадригал, послание, поэтому сами идеи приобретали особую интимность, личностность. Философская лирика формировалась на основе межжанрового синтеза: в "Бесах" Пушкина очевидно балладное начало, элементы одического стиля ярко представлены в лирике Тютчева. Для выражения философских идей часто использовалась форма элегии (Пушкин, любомудры, Боратынский). В элегию же проникало, например, сатирическое начало ("Как часто пестрою толпою окружен..." Лермонтова).
Первая треть XIX в. – время становления русской прозы. В. Т. Нарежный создал первый в русской литературе просветительский реалистический роман "Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова". Успехом пользовалась проза писателей-сентименталистов, в которой вырабатывались способы психологического анализа, приемы лирического описания, формировался портрет и пейзаж, однако в ней использовались одни и те же сюжетные ситуации и образы, восходящие к "Бедной Лизе" Η. М. Карамзина ("Темная роща, или Памятник нежности" П. И. Шаликова, "Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор" В. В. Измайлова, "История бедной Марины" Η. П. Брусилова). Литературным штампом стала сюжетная основа повестей сентименталистов – история несчастной любви двух молодых людей, один из которых обладает чувствительной душой, другой – ветреник и эгоист – является причиной страданий и гибели чистого существа.
Ярким художественным явлением 1820–1830-х гг. стала русская романтическая повесть. Очень популярными в широкой читательской среде были произведения А. А. Бестужева-Марлинского, который создал жанровые каноны исторической ("Ревельский турнир", "Роман и Ольга"), таинственной ("Страшное гадание"), светской ("Испытание"), кавказской ("Аммалат-бек", "Мулла-Нур") повести.
В. Ф. Одоевский вел поиски в области философской прозы. В 1844 г. он издал первый русский философский роман "Русские ночи", в который вошли многие из его ранних философских повестей: "Город без имени", "Бригадир", "Импровизатор" и др.
В 1820-с гг. Пушкин работает над первым, написанным в стихах русским реалистическим романом "Евгений Онегин", законченным в 1830 г. в Болдине.
Первым законченным прозаическим произведением Пушкина стал цикл "Повести Белкина". Не оцененные современниками, повести вызвали бурную полемику не только в критике, но и в творчестве (достаточно вспомнить "Потерянную для света повесть" О. Сенковского), обозначили новый путь развития русской прозы.
Становление русской прозы проходило в борьбе с "торговым" направлением в литературе, идеологами которого были Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч. Произведения этих писателей опирались на занимательные происшествия, а сюжет представлял собой ряд неожиданных событий, происходящих с героем авантюрного типа. Так появились Иван Выжигин и барон Брамбеус, имена которых были известны каждому читателю той поры.
Серьезные изменения происходили в рассматриваемую эпоху и в русской драматургии. Традиционные для классицизма жанры эволюционировали в предромантизм и романтизм. В творчестве В. А. Озерова ("Фингал", "Димитрий Донской", "Эдип в Афинах") эти процессы были еще осторожными, но показательными. В его трагедиях, обращенных в прошлое, историческая канва была почти опущена. Автора интересовали частные, интимные взаимоотношения героев. В. А. Озеров перенес в трагедию темы, мотивы, стиль поэзии сентиментализма. В его произведениях высокий, "звучный" стих, произносимый "с силою, с важностию в голосе" сочетался с "самыми простыми и обыкновенными выражениями и оборотами", произносить которые актер должен был, по мнению Озерова, "почти как прозу". Высокий герой в трагедиях Озерова заговорил как чувствительный герой, в монологах было заметно влияние элегии.
Своей вершины русская романтическая драма достигла в творчестве декабристов, например, В. К. Кюхельбекера ("Ижорский", "Аргивяне"). Эту традицию продолжил Лермонтов (драма "Маскарад").
Оставаясь во многом несамостоятельной, ориентированной на западные образцы, русская драма активно откликалась на общественные проблемы, тревожившие общество. Так, комедии А. А. Шаховского были направлены против космополитизма представителей высшего света, ложной просвещенности, свое отражение нашла в них и литературная полемика. В 1815 г. состоялась премьера комедии "Урок кокеткам, или Липецкие воды", в которой драматург в образе поэта Фиалкина изобразил Жуковского. Ответом на сатиру стало создание литературного общества "Арзамас".
Уникальное явление драматургии первой трети XIX в. – "Горе от ума" А. С. Грибоедова. Комедия возникла па скрещении классицизма, романтизма и реализма. Грибоедов использовал классицистические "правила", традиционные театральные амплуа, но переосмыслил, преодолевал их. Он добился удивительной легкости стиха, приблизил его к разговорной речи. Почти половина всех стихов комедии написана шестистопным ямбом, который сочетается с другими формами ямбического стиха (от одностопного до пятистопного); именно это и придало естественность, непринужденность языку комедии. Вольный ямб подготовил переход драматургии к прозе, и уже через 10 лет появился "Ревизор" Н. В. Гоголя, утвердивший новый тип языка в комедии и новый тип драматической интриги.