Литература
В середине и второй половине XVIII в. литература была представлена тремя направлениями (схема 127):
• классицизм. Его характерными чертами было пафосное отображение национальной государственности и абсолютной монархии. Одним из ведущих представителей этого направления был А.П. Сумароков (1717–1777), автор множества стихотворений, басен, комедий, трагедий. Основным лейтмотивом его творчества стали проблемы гражданского долга;
• реализм. Элементы этого направления стали складываться только в конце XVIII в. Прежде всего они отразились в творчестве Д.И. Фонвизина (1745–1792), создавшего комедии "Бригадир" и "Недоросль";
• сентиментализм. Его приверженцы объявили в своих произведениях доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Путь к идеальной личности они искали в высвобождении и совершенствовании чувств. В русской литературе самым значительным сочинением сентиментального жанра стала повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".
Архитектура
В XVIII в. архитектура России получила новое развитие (см. схему 127). До 1750-х гг. господствующее положение занимал архитектурный стиль барокко (в переводе с итал. – причудливый, странный), характерными чертами которого были монументальность и пышность построек, достигавшаяся за счет изогнутых и причудливых линий фасада, обилия колонн и лепных украшений, овальных и круглых окон. Ведущим мастером барокко был В.В. Растрелли (1700–1754), по его проектам были возведены Смольный монастырь (1748–1762) и Зимний дворец (1754–1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747–1752), Екатерининский дворец в Царском селе (1752–1757).
Во второй половине XVIII в. на смену русскому барокко приходит классицизм. Для него характерен, прежде всего, интерес к античным архитектурным образцам. Отсюда – отсутствие пышности в убранстве зданий, простота, прямая линия фасада, гладкая поверхность стен, четко выделенный главный корпус, строгая симметричность планировки.
Основоположником русского классицизма являлся В.И. Баженов (1737–1799). Его самое знаменитое творение – Пашков дом на Моховой улице в Москве (старое здание Российской государственной библиотеки – бывшей им. В.И. Ленина), построенный в 1784–1786 гг.
Схема 127
В архитектурном классическом стиле работал сподвижник В.И. Баженова М.Ф. Казаков (1738–1812). Он создал много зданий, которые до сих пор сохранились в столице в прекрасном состоянии: здание Сената в Кремле (1776–1787); старое здание Московского университета (1786–1793), сгоревшее во время пожара 1812 г. и восстановленное впоследствии Д. Жилярди; Колонный зал Благородного дворянского собрания (1780-е); Голицынская больница (1796–1801, ныне 1-я градская), дом-усадьба Демидовых (1779–1791, ныне – Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии), и др.
Еще одним крупнейшим зодчим второй половины XVIII в. был И.Е. Старов (1745–1808), работавший в основном в Петербурге. Им построен Троицкий собор в Александрово-Невской лавре (1778– 1790), но главное его архитектурное сооружение – Таврический дворец (1783–1789), городская усадьба князя Г. Потемкина.
Скульптура. Общий процесс обмирщения искусства в России дал импульс к развитию скульптуры (см. схему 127).
Наиболее известным скульптором был Ф.И. Шубин (1740–1805), создавший целую галерею портретов как исторических деятелей (Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Василий Шуйский и др.), так и своих современников (М.В. Ломоносов, П.А. Румянцев, Екатерина II, Павел I и др.).
Из иностранных скульпторов, оставивших заметный след в России, самым значительным был Э. Фальконе – автор памятника Петру I ("Медный всадник"), который был открыт в Петербурге в 1782 г.
Живопись. Для русского изобразительного искусства во второй половине XVIII в. наступил новый этап развития (см. схему 127). Оно характеризовалось не только совершенствованием портретной живописи, но и появлением новых жанров: пейзажей, бытовых сюжетов, исторических полотен.
И все-таки этот период ознаменован расцветом портретного жанра, что было обусловлено многочисленными заказами вельмож, сановников и дворян, которые стремились запечатлеть себя для потомков. Наиболее известными портретистами были А.П. Антропов (1716–1795), Ф.С. Рокотов (1736–1808), Д.Г. Левицкий (1735–1822), В.Л. Боровиковский (1757–1825).
Среди художников-портретистов выделялся крепостной графа Н.П. Шереметьева И.П. Аргунов (1729–1802), писавший не только парадные портреты вельмож и императрицы Екатерины II, но и создавший поразительный по выразительности портрет "Девушка в кокошнике".
Родоначальником русской пейзажной живописи считается С.Ф. Щедрин (1745–1804), который был сыном солдата Преображенского полка. В его полотнах основное место занимает природа, определяющая ОГЛАВЛЕНИЕ и характер изображения. Самым известным его пейзажем является "Вид на Большую Невку и дачу Строгановых" (1804).
Театр. Усилиями купца Ф.Г. Волкова (1729–1763) в Ярославле был создан первый русский профессиональный театр (см. схему 127). В 1756 г. его пригласили в Петербург, где согласно специальному указу императрицы Елизаветы Петровны был основан национальный театр, репертуар которого составляла преимущественно патриотическая тематика (трагедии А.П. Сумарокова и др.).
Одновременно богатейшие русские вельможи организовывали театры у себя, где актерами были их крепостные. Наиболее известным был театр у Шереметьевых в Останкино, славу которому принесла талантливая актриса П.И. Ковалева (Жемчугова), ставшая впоследствии женой графа Н.П. Шереметьева.