Литература
Гоголевский образ России, словно тройка, несущаяся вперед, обгоняя другие народы и государства. Просветленные и одухотворенные образы тургеневских женщин свидетельствуют, что русская литература XIX в. отвергла взгляд на мир как на юдоль страданий личности.
Русская классическая литература провела глубокий художественный анализ проблемы преодоления социального неблагополучия мира и возможностей насильственного и ненасильственного путей разрешения этого неблагополучия. "Образ мира в слове явленный" был еще шире и глубже этого художественного анализа.
Театр
По самой своей природе театр тяготеет к реализму. Театр - "внутренний синтез эпохи" (Вс. Мейерхольд); концентрированная вселенная; особый вид коллективного творчества драматурга, режиссера, художника, композитора, ансамбля актеров; осуществление "новой реальности" (П. Флоренский). Рампа выделяет спектакль из реального мира, она - знак перехода в мир художественной реальности.
"Строительный материал" театрального образа - актер, вбирающий в себя жизненные наблюдения, опыт. Актер включает в действие и придает театральность всему, что находится на сцене. Даже условные обозначения окружающей среды (дощечки с надписью "лес", "дворец" как в театре Шекспира) заживут художественной жизнью, если актер будет действовать на сцене как человек в предлагаемых обстоятельствах сада или леса. Каждое последующее исполнение роли актер обогащает новыми жизненными наблюдениями, раздумьями, учитывает опыт общения со зрителем. Сцена в одних театральных системах - "окно", в других - "зеркало", в третьих - "экран", "киноглаз".
Сама природа театра тяготеет к реалистическому воспроизведению и осмыслению действительности.
Современный режиссер Анатолий Васильев в статье "Раб Менона" отмечает, что театр постоянно меняется и не может быть зафиксирован, приостановлен, как живопись, музыка, литература. По Станиславскому, театр - энергия, выраженная в действии и реализующаяся через слово. Театр диалогичен.
В первой половине XIX в. распространяется романтический театр. Его отличают повышенная эмоциональность, лиризм, бунтарский пафос, характерность в изображении персонажей. Во второй половине века господствующим направлением в театре становится критический реализм, который развивается на основе драматургии Гоголя, Островского, Чехова, Ибсена, Шоу. Театр становится глубоко национальным. Театр демократизируется, развиваются его массовые, народные формы. Возникают театры, рассчитанные на простонародье: "бульварные" (Париж), "малые" (Нью-Йорк), театры предместий (Вена). Русское сценическое искусство XIX в. - театр реализма, острой социальной проблематики, критического отношения к действительности, доходящего до ее сатирического изобличения, типизации жизни, психологического анализа личности.
В первой трети XX в. в театре произошла Великая реформа: К. Станиславский, Вс. Мейерхольд, М. Чехов, Е. Вахтангов, М. Рейнхардт, А. Аппиа, Г. Крэг, Л. Курбас создали новые научные теории сценического искусства, которые, как правило, были ориентированы на реалистическое творчество.
На ранних ступенях развития театра драматург и исполнитель часто объединялись в одном лице. Но в Новейшее время основным принципом спектакля становится ансамбль. Во главе коллектива, создающего спектакль, выделяется режиссер. Он руководит труппой, истолковывает замысел драматурга, воплощает пьесу в спектакль и направляет его ход.
В XX в. русский театр выдвинул плеяду блестящих артистов и режиссеров. К.С. Станиславский разработал и воплотил в художественную практику принципы актерской игры в театре переживания. Система Станиславского дала ключ к сознательному владению творческим процессом и предложила такое сценическое поведение, которое приводит к реалистическому перевоплощению актера в образ.
Правда сценического действия актера вызывает к жизни правду чувств. Всеволод Мейерхольд и Евгений Вахтангов сделали принципом игры актера "отчуждение" его от исполняемой роли: исполнитель и образ не сливаются воедино, между ними сохраняется дистанция, позволяющая творцу выразить отношение к герою. В спектакле "Принцесса Турандот" в театре Вахтангова была открыта новая возможность: актер и герой то сливались в одном образе, то разъединялись.
Драматургия Николая Погодина боролась за утверждение государственности, но была ортодоксально-сервильна, укрепляла и проповедовала тоталитарную систему, хотя отчасти одновременно выступала за гуманистические ценности. Художественно же она обогащала палитру реализма на театре. Театр - искусство живых людей, "внутренний синтез эпохи" (Вс. Мейерхольд). Театр - искусство личности и особый вид коллективного творчества, объединяющий усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актера. Сложились два взгляда на сценическое искусство: театр - "смешанное искусство" (Р. Вагнер) и театр - "отрешенное бытие" с сигнативно-экспрессивными (знаково-семиотическими, эмоционально-действенными) функциями. (Г. Шпет). В театре при посредстве игры происходит осуществление "новой реальности"
(П. Флоренский). Театр - замкнутый мир, концентрированная вселенная.
Художественное произведение театрального искусства - спектакль выделяет из реального мира рампа - знак перехода в мир художественной реальности.
"Строительный материал" театрального образа - живой человек, актер, вбирающий в себя жизненные наблюдения, опыт. Если актер одухотворит вещи сценическим поведением, то простые дощечки с надписью "лес", "дворец" заживут художественной жизнью Актерское мастерство требует особого таланта - наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать жизненный материал, фантазии, памяти, темперамента, средств выразительности (дикция, интонационное разнообразие, мимика, пластика, жест).
В театре создание образа актером протекает на глазах у зрителя, что углубляет духовное воздействие на него. В кино зритель видит результат творческого процесса, в театре - сам процесс. В этом уникальная прелесть спектакля. Каждое последующее исполнение роли актер обогащает новыми жизненными наблюдениями, раздумьями, учитывает опыт общения со зрителем.
Есть различные системы театра: чувство-чувство (драматургия А. Блока), чувство-мысль (драматургия А. Чехова и принципы режиссуры Станиславского), мысль-мысль (эпический театр Б. Брехта), мысль-чувство (драматургия А. Камю).
В чеховской драме, являющейся классическим соответствием системе Станиславского, действие вызывает чувство, чувство несет мысль. Яркая и эмоционально заразительная игра актера отзывается в сердце зрителя и будит "подобные аффекты" (Аристотель). У зрителя возникает строй чувств, похожий на строй чувств актера (сопереживание). Направляя эмоции зрителя, театр формирует и его мысль.
В эпическом театре Брехта находят свое продолжение рационалистические принципы просветительского театра Дидро, выраженные последним в сочинении "Парадокс об актере". Актер для Дидро - великий притворщик, испускающий слезы не с помощью чувств, а сознательным усилием ума. Он должен быть холодным и спокойным проводником мысли драматурга. Мысль ведет все, в том числе и чувства. В стихотворении "О повседневном театре" Брехт так излагал принципы актерского творчества в эпическом театре: ...подражатель
Никогда не растворяется в подражаемом. Он никогда Не преображается окончательно в того, кому он подражает. Всегда
Он остается демонстратором, а не воплощением. Воплощаемый
"Калигула" А. Камю
Сцена из спектакля Б. Брехта
Не слился с ним, - он подражатель,
Не разделяет ни его чувств,
Ни его воззрений. Он знает о нем
Лишь немногое. В его имитации
Не возникает нечто третье, из него и того, другого.
Как бы состоящее из них обоих, - нечто третье, в котором
Билось бы единое сердце и
Мыслил бы единый мозг. Сохраняя при себе все свои чувства. Стоит перед вами изображающий и демонстрирует вам Чуждого ему человека.1
Эпический театр, говорит Брехт, "обращается к разуму", "противопоставляет зрителя событию и заставляет его изучать", "принимать решения".
В XX в. возникли и такие противостоящие реализму новые формы сценического искусства, как абсурдистский театр Беккета, театр жестокости Арто.