Литература
Начало XVII столетия вызвало к жизни целый ряд произведений, описывающих бедствия Смутного времени, прославлявших мужество и героизм защитников Московского государства, страдальцев за православную веру, разъяснявших права новых государей из дома Романовых на царский трон. К лучшим из этих сочинений относятся "Иное сказание", "Повесть о преставлении и погребении М. В. Скопина-Шуйского", "Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском". Следует отметить "Сказание Авраамия Палицына", завершенное в 1620 г. Келарь Троице-Сергиева монастыря Палицын был одним из видных деятелей эпохи, описавшим многие драматические события того периода и прежде всего 16-месячную осаду врагом своей обители. На страницах другого произведения той эпохи – "Плача о пленении и конечном разорении Московского царства", написанном летом-осенью 1612 г., возникает яркий образ патриарха Гермогена как непоколебимого "столпа благочестия", требующего от своей паствы спасительного всенародного покаяния. Восславлен там и пример жителей Смоленска, решившихся умереть, но не изменить православной вере.
Русская словесность середины и второй половины XVII в. широко представлена несколькими сатирическими произведениями. "Повесть о Шемякином суде" и "Повесть о Ерше Ершовиче" едко высмеивают неправедный суд и корыстолюбие судей, "Сказание о куре и лисице", "Калязинская челобитная" обличают тех представителей духовенства, которые, забыв божьи заповеди, заняты стяжанием земных благ. Популярный сюжет о кознях дьявола, с помощью которого только и можно добиться успеха и разбогатеть, был использован в чрезвычайно популярных "Повести о Фроле Скобееве", "Повести о Горе-Злосчастии" и самой интересной из них – "Повести о Савве Грудцыне", среди героев которой есть и реальные персонажи – царь Михаил Федорович, боярин Стрешнев, воевода Шеин. Впрочем, и главный герой принадлежит к известной купеческой семье Грудцыных-Усовых. Он принимает участие в Смоленской войне 1632–1634 гг., проявляя отвагу, побеждает на поединке трех польских "исполинов". Богородица помогает Савве избавиться от одолевающего его беса и постричься в иноки в Пудовом монастыре.
Выдающимся памятником русской литературы XVII в. стала автобиографическая повесть, написанная знаменитым вождем староверов протопопом Аввакумом. Написанное ярким и образным языком, понятным простому народу, "Житие" огнепального протопопа содержало резкие нападки на власть и официальную церковь, дышало фанатичной верой в правоту своего дела, ради которого Аввакум готов был принять любое наказание и любую муку.
Первым русским поэтом стал Симеон Полоцкий, живший при дворе царя Алексея Михайловича и учивший его детей – царевича Федора и царевну Софью. Для обучения царских отпрысков им было написано три книги: "Житие и учение Христа Господа и Бога нашего", "Венец веры кафолической" и "Краткий катехизис". Впоследствии Симеоном Полоцким был напечатан и "Букварь" со следующим наставлением своим ученикам: Отроча юный, от детства учися,
Письмена знати и разум потщися;
Не возленися трудов положити,
Имать бо польза многа быти.
Аще ся видит досадно стужати,
Но сладко плоды трудов собирати.
Обучением царских детей Симеон Полоцкий не ограничился. Неподалеку от Кремля, в Заиконоспасском монастыре, где он проживал, им была открыта латинская школа, где обучались молодые подьячие Приказа тайных дел – личной канцелярии царя Алексея Михайловича.
Несколько раньше, во время церковного Собора 1666 г., на котором разбирался запутанный конфликт государя с оставившим патриаршеством, но не сложившим своего сана московским патриархом Никоном, Полоцкий был переводчиком. Таким образом, он стал непосредственным очевидцем вновь обострившегося противостояния официальной церкви и старообрядцев во главе с протопопом Аввакумом Петровым. По поручению собора Симеон написал свой первый богословский трактат "Жезл правления", направленный как против патриарха Никона, так и против видных идеологов раскола – попа Никиты и попа Лазаря. По личной просьбе царя Алексея Михайловича он трижды ездил увещевать протопопа Аввакума, однако услышан не был. Сохранился отзыв Симеона о своем оппоненте: "Острота, острота телесного ума, да лихо упрямство; а се не умеет науки!"
Однако и тогда, и впоследствии Симеон Полоцкий оставался прежде всего поэтом, причем чрезвычайно плодовитым. В 1679–1680 гг. он подготовил сборник вирш (стихотворений) "Рифмологион, или Стихослов". В нем собрано 800 панегирических поэм на различные случаи придворной жизни и несколько драматических произведений. К сожалению, "Рифмологион", как и другая объемная книга стихов придворного пиита "Вертоград многоцветный" были изданы далеко не полностью.
"Рифмологион", ставший важной вехой в творчестве Симеона Полоцкого, состоит из пяти поэм, самим автором обозначенных как "книжицы":
1) сочинение, известное как "Благоприветствование". Оно целиком посвящено рождению царевича Симеона Алексеевича (1665);
2) "Орел Российский" (1667) – "книжица", приуроченная к церемонии официального объявления наследником престола Алексея Алексеевича;
3) "Френы, или плачи" – отклик поэта на смерть царицы Марии Ильиничны, первой супруги царя Алексея Михайловича (1669);
4) "Глас последний" – в этой "книжице" автор оплакал кончину самого царя Алексея Михайловича (1676);
5) "Гусль доброгласная" – поэма по случаю восшествия на престол царя Федора Алексеевича (1676).
Каждую из "книжиц" Симеон сразу же после написания лично вручал царю – это был роскошной, специально изготовленный экземпляр.
Кроме того, в "Рифмологион" были включены две пьесы в стихах: "Комидия притчи о блудном сыне", воспроизводившая известный евангельский сюжет притчи о блудном сыне, и трагедия "О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных", представляющая собой инсценировку библейского рассказа из Книги пророка Даниила.
"Вертоград многоцветный" – своеобразная поэтическая энциклопедия XVII столетия. В этой книге содержатся сведения по истории, в том числе античной и средневековой, перемешанные с мифологическими сюжетами, легендами о Диогене, Александре Македонском, Юлии Цезаре, Юстиниане и других героях древних времен. "Вертоград" содержит сведения о сказочных и диковинных животных и птицах (птице Феникс, кентавре, крокодиле, саламандре, страусе и пеликане), драгоценных камнях, устройстве мира. Книга состоит из 1155 стихотворений, или стихотворных циклов (от 2 до 12 стихотворений), расположенных строго по алфавиту.
Позднее на юного Ломоносова произведет огромное впечатление еще одна книга Симеона Полоцкого "Псалтырь рифмотворная". Изначально автор собирался дать россиянам не только полный, положенный на стихи текст "Псалтыри царя и пророка Давида" – он хотел, чтобы эти стихи нс только ласкали слух, но и годились для пения. Этот замысел успел осуществиться. Напечатана "Псалтырь" была в 1680 г., и тогда же певчий дьяк Василий Титов написал на нее музыку, тем самым заложив основы русской камерной вокальной музыки.
Театр. Во второй половине XVII в. при дворе царя Алексея Михайловича появился первый русский театр. Еще в 1664 г. в Посольском доме на Покровке было показано представление, поставленное приглашенной из Европы группой комедиантов. Но только в 1672 г. была создана русская труппа из дворовых людей боярина Артамона Сергеевича Матвеева, которая 17 октября сыграла пьесу "Артаксерксово действо", написанную жившим в Немецкой слободе пастором Иоганном Готфридом Грегори. Сюжет ее восходил к событиям библейской истории, но в персонажах пьесы зрители узнавали знакомые черты. Так, в кроткой Эсфири угадывалась новая жена Алексея Михайловича, молодая царица Наталья Кирилловна, в мудром и добродетельном Мардохсе – се воспитатель А. С. Нарышкин, а в царе Артаксерксе – сам Алексей Михайлович.
Работу труппы обеспечивал целый штат специалистов: Л. Рингубер и И. Пельцер, писавшие пьесы, декоратор ("перспективного дела мастер"), голландец П. Иглис, переводчик Посольского приказа Юрий Гибнер, русский учитель Ю. Михайлов, музыканты С. Гутовский, Т. Газенкрух и дворцовый оркестр А. С. Матвеева, инженер Н. Лим и другие.
Впоследствии были поставлены пьесы на светские сюжеты: "Темир- Аксаково действо" о нашествии Тамерлана (постановка Ю. Гивнера) и "Комедия о Бахусе с Венусом". В 1673 г. придворная публика увидела и первый русский балет "Орфей".
Вскоре появились домашние театры и в усадьбах некоторых близких ко двору вельмож – А. Матвеева, И. Б. Милославского, Я. Н. Одоевского.