Лирика

Свой творческий путь Тургенев начинал как поэт. Лирика раннего Тургенева музыкальна, но у нее есть спой оттенок: лирический герой медленно плывет по элегической реке. В этом проявляется темперамент автора. Характерная живописность отличает "Вечер" (1837) – одно из ранних стихотворений Тургенева. Вечерняя тишина пробуждает особое чувство в душе лирического героя, напряженно вслушивающегося и всматривающегося в окружающий его мир засыпающей природы, в которой разум человека ищет ответы на вечные вопросы бытия:

Что, если этот сон – одно предвозвещанье

Того, что ждет и нас, того, что будет нам!

Здесь света с тьмой – там радостей, страданий

С забвением и смертию слиянье:

Здесь ночь и мрак – а там? что будет там?

Мотивы лирики Тургенева были восприняты современниками, знавшими его поэзию. Так, строчка из стихотворения "Цветок" (1843) "...он был создан для того, // Чтобы побыть одно мгновенье // В соседстве сердца твоего" была взята Достоевским в несколько измененном виде ("Иль он был создан для того, // Чтобы побыть хотя мгновенье // В соседстве сердца твоего") в качестве эпиграфа к повести "Белые ночи", рассказывающей о загубленном чистом женском чувстве, трагическом разладе внутреннего мира человека и окружающей его жестокой действительности. Стихотворение Тургенева "Утро туманное, утро седое..." (1843), вошедшее в небольшой цикл "Вариации", стало впоследствии популярным романсом, "откликнувшимся" в лирическом сборнике А. А. Блока "Седое утро", объединившем стихотворения поэта 1907–1916 гг.

В лирике Тургенева слышатся отзвуки поэзии Лермонтова. Стихотворный цикл "Деревня" (1846) открывается вариацией лермонтовской "Родины". В самом ритме стиха проявляется образ мелодического рисунка и ясно проступает лирический вариант развития "деревенской" темы "Родины". Так же как и у Лермонтова, деревенская, исконная Россия вызывает у лирического героя Тургенева чувство покоя и гармонии с самим собой:

Люблю я вечером к деревне подъезжать,

Над старой церковью глазами провожать

Ворон играющую стаю...

Задумчиво глядишь на лица мужиков –

И понимаешь их; предаться сам готов

Их бедному простому быту...

Первое стихотворение открывает тему "малой" родины, образ которой конкретизируется в следующих стихах цикла: "На охоте – летом", "Безлунная ночь", "Дед", "Гроза", "Первый снег". Перед читателем проходят, сменяя друг друга, картины деревенской жизни и лирические зарисовки чувств человека, вызванных природными явлениями, которые говорят с ним на понятном ему языке. В стихотворении "Гроза" Тургенев еще раз обращается к нерифмованному стиху (первый опыт – "Один, опять один я. Разошлась..."). Этот своеобразный эксперимент весьма примечателен: Тургенев по-своему оригинально ищет выходы за пределы стихотворного метра в метричность прозы.

В стихотворениях Тургенева заметно стремление к новой психологической разработке старых тем романтической литературы – одиночества, разочарованности. Герой лирики – человек, страдающий самоанализом, теряющий способность непосредственного восприятия мира и поэтому не знающий ни настоящей любви, ни настоящего счастья. Тургеневский лирический герой уже не гордится своей ярко выраженной индивидуальностью, своим отличием от "беспечных людей", его окружающих. На этой характерной антитезе построено стихотворение "Толпа" (1843), а также одно из лучших стихотворений Тургенева – "Нева" (1843).

Расцвет поэтического творчества Тургенева приходится на 1840–1843 гг. После этого он продолжает регулярно писать стихотворения до конца 1840-х гг., позднее же обращается к стихотворной форме в так называемой поэзии "на случай" – эпиграммах, посланиях, надписях.