Линейно-функциональная структура
В значительной степени преодолеть недостатки функциональной структуры смогла линейно-функциональная, или линейно-штабная, структура. Считается, что впервые она возникла в конце XIX столетия на железных дорогах США в качестве попытки найти подход к эффективному управлению транзитными перевозками по отдельным веткам железных дорог. Сущность этой структуры состояла в том, что "линейные менеджеры несли ответственность за руководство работниками, выполнявшими базовые для данного предприятия операции, а функциональные менеджеры – находившиеся в центральной штаб-квартире компании – устанавливали производственные стандарты".
Американские авторы часто называют данную структуру функциональной, так как Назад структура не нашла себе достойного применения и, противопоставляя ей более новые структуры, им важно подчеркнуть именно функциональный, а не какой-либо еще принцип построения отделов внутри этих структур. На самом деле, линейно-функциональная структура является самой популярной и понятной среди всего многообразия известных структур. Это структура, в которой наряду с цехами, филиалами и другими линейными подразделениями существуют еще бухгалтерия, плановый отдел, отделы сбыта, маркетинга, НИОКР и т.д.
Из двойного названия следует, что в данной структуре была сделана попытка воплотить преимущества линейной и функциональной структур. Принцип единоначалия здесь дополняется возможностью привлекать профессионалов к подготовке (а не принятию!) решений. Функциональные специалисты образуют штаб при линейном руководителе и готовят ему решения. Чем выше руководитель – тем больше у него штаб. У директора предприятия это может быть администрация, насчитывающая несколько десятков человек, у начальника цеха – два заместителя, например главный инженер и заместитель по кадрам. За принятое решение целиком несет ответственность линейный руководитель, поэтому неразберихи, свойственной функциональной структуре, в данном случае не происходит (рис. 7.3).
Рис. 73. Линейно-функциональная организационная структура
К достоинствам линейно-функциональной структуры следует отнести:
• сохранение принципа единоначалия и личной ответственности линейных руководителей;
• профессиональную подготовку управленческих решений;
• экономичность, которая достигается за счет централизации;
• простоту построения и принципиальную прозрачность для персонала.
Эти немалые достоинства сделали линейно-функциональную структуру популярной и, можно сказать, основополагающей для последующего развития принципов организационного строительства. Однако есть у нее и существенные недостатки. С позиций этих недостатков такую структуру можно скорее назвать бюрократической, и это действительно так. Никакая иная структура не воплотила в себе в столь явном виде бюрократические принципы организации со свойственными им негативными сторонами.
Недостатки линейно-функциональной структуры заключаются прежде всего в коммуникативных проблемах, с которыми связано ее функционирование:
• коммуникации плохо осуществляются между различными функциональными подразделениями в силу различия в их целях, критериях истины, ценностях и даже языках;
• большие трудности наблюдаются при осуществлении обратной связи, т.е. прохождении информации от исполнителя к руководителю.
Коммуникативные проблемы приобрели особое значение, когда на смену традиционному индустриальному обществу начала XX в. пришло сначала общество потребления, а затем и постиндустриальное общество. Кризис линейно-функциональных структур, по мнению известного социолога и специалиста в области менеджмента А. Чандлера, "стал следствием того, что операции компании заметно усложнились, а проблемы координации, оценки экономических результатов и разработки деловой стратегии превысили возможности немногочисленных менеджеров высшего звена, ведь им приходилось одновременно заниматься долгосрочной и краткосрочной деятельностью, решать предпринимательские и административные задачи". Данные проблемы обусловили низкую степень адаптивности обладающих ими организаций, а это самым пагубным образом стало сказываться на их выживании. Но несмотря ни на что, линейно-функциональные структуры не утратили своей значимости и сегодня. Они хорошо зарекомендовали себя в инфраструктурных отраслях, тяжелом машиностроении, оборонной промышленности, т.е. там, где изменения внешней среды не носят стремительного и непредсказуемого характера.
Для современных российских организаций данный тип структур имеет особое значение. В отличие от западных компаний, которые всю послевоенную эпоху занимались структурными перестройками, наши предприятия застыли в тех структурных формах, которые были характерны для 1930-х гг. – времени зарождения планового хозяйства в СССР. Поэтому и рядовые работники, и руководители часто воспринимают данные структуры чуть ли не как единственно возможные. Кроме того, даже если руководство организации пытается внедрить более современные структуры, оно часто сталкивается с проблемой поиска необходимых дополнительных ресурсов, ведь при разрушении линейно-функциональной иерархии, как правило, возникают децентрализованные структуры, которые в начале своего функционирования требуют дополнительных вложений.