Лимиты в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Установление лимитов как составной части экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования имеет своей целью недопущение чрезмерного негативного воздействия на окружающую среду антропогенной деятельности, а также предотвращение истощения природных ресурсов. В этой связи все лимиты можно подразделить на лимиты па использование природных ресурсов и лимиты на негативное воздействие на окружающую среду.

Лимиты на использование природных ресурсов.

Общее понятие данной группы лимитов было закреплено в ст. 19 Закона РСФСР "Об охране окружающей среды" и под ними понимались установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов. В самом деле, даже если речь идет о так называемых возобновляемых природных ресурсах (воде, лесах, объектах животного мира), бесконтрольное их использование неотвратимо приведет к истощению, выражающемуся, например, в нарушении водного баланса на конкретной территории или в регионе, исчезновению лесов, являющихся легкими планеты, истреблению поголовья диких животных. Что в таком случае говорить о нефти, газе и угле, которые относятся к невозобновимым природным ресурсам и запасы которых неуклонно уменьшаются? Углеводородное сырье пока еще является одним из основных источников энергии, разумной альтернативы которым человечество пока не придумало.

Кроме того, установление лимитов позволяет осуществить доступ к использованию природных ресурсов большему числу потребителей и учесть при этом интересы большинства. Отмеченное лишь подчеркивает необходимость ограничения объемов потребления соответствующих природных ресурсов и объектов.

Вопросы правового регулирования разработки и установления лимитов использования конкретных природных ресурсов и объектов закреплены в соответствующих отраслевых законодательных актах природоресурсного законодательства. Например, ст. 33 ЗК определяет, что предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения отдельных видов сельскохозяйственной деятельности, устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В свою очередь ст. 35 Закона о недрах к задачам государственного регулирования в сфере использования и охраны недр относит определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам. Кроме того, ст. 12 этого Закона предусматривает, что в лицензии на право пользования недрами должен быть определен согласованный уровень добычи минерального сырья.

Механизм реализации перечисленных норм законодательных актов достаточно подробно изложен в изданных в их развитие нормативных правовых актах Правительства РФ, а также специально уполномоченных государственных органов в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Так, постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 583 утверждено Положение об определении и утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений. В свою очередь МПР России был издан приказ от 07.05.2001 № 398 "Об установлении лимитов водопользования субъектам Российской Федерации", которым устанавливались соответствующие лимиты на 2001 г.

Лимиты на негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Закона об охране окружающей среды под названными лимитами понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды. Смысл установления таких лимитов заключается в том, чтобы по возможности снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду в целях предотвращения ухудшения ее состояния.

Одним из действенных рычагов экономического механизма сохранения благоприятной окружающей среды и выступают лимиты на негативное природопользование, когда хозяйствующим субъектам специально уполномоченными на то государственными органами устанавливаются на определенный срок объемы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, превышение которых влечет за собой повышенный размер платежей.

В настоящее время на федеральном уровне данные вопросы регулируются постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".