Ликвидация коммерческой организации

В отличие от реорганизации ликвидация коммерческой организации не предполагает никакого правопреемства, так как ее права и обязанности, как и их субъект, подлежат прекращению. Статья 61 ГК устанавливает, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация коммерческих организаций производится как в добровольном, так и принудительном порядке.

В добровольном порядке ликвидация коммерческих организаций может иметь место: по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, в частности, в связи с истечением срока, на который создана организация, или с достижением цели, ради которой она была создана. На практике встречаются и другие основания для ликвидации: неудовлетворенность учредителей ходом работы организации, ее низкая прибыльность, недостаточный уровень выплачиваемых дивидендов и др.

Учредители (участники) или орган, принявшие решение о ликвидации коммерческой организации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме сообщить об этом в регистрирующий орган, с приложением решения о ликвидации. По согласованию с этим органом назначают ликвидационную комиссию или ликвидатора и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК. К ликвидационной комиссии или ликвидатору с момента их назначения переходят полномочия по управлению делами коммерческой организации и выступлению в суде от ее имени.

В принудительном порядке коммерческая организация ликвидируется по решению суда в случаях: осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); либо деятельности, запрещенной законом; либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных нормативных актов (п. 2 ст. 61 ГК). Последние формулировки на практике вызывают неоднозначное понимание, поэтому следует их прокомментировать.

Первое — неоднократность нарушений, т.е. когда они имели место два и более раз, например, в случае торговли без наличия сертификатов, удостоверяющих качество товаров. При этом обязательным условием оценки нарушений как неоднократных должна служить их констатация не менее двух раз компетентным органом и письменная информация торговой организации о выявленных нарушениях с применением к ней (при необходимости) мер государственно-правового воздействия.

Второе основание — грубость нарушения. Для выдвижения требования о ликвидации коммерческой организации достаточно и одного факта грубого нарушения. Судебная практика исходит из того, что грубым нарушением может считаться лишь неустранимое нарушение, которое причинило существенный ущерб правам и охраняемым законом интересам других лиц. Например, неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налогов и непредставление в налоговые органы бухгалтерской отчетности считается грубым нарушением законодательства и влечет принудительную ликвидацию юридического лица.

Кроме этого принудительная ликвидация может наступить, когда судом признается недействительной регистрация коммерческой организации в связи с допущенными при се создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Принудительная ликвидация наступает, в частности, при признании коммерческой организации (кроме казенных предприятий) несостоятельной (п. 1 ст. 65 ГК); уменьшении стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала. Это касается коммерческих организаций, созданных в форме ООО, АО, унитарных предприятий (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК).

Требование о принудительной ликвидации коммерческой организации предъявляется в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, если такое право предоставлено им законом (п. 3 ст. 61 ГК). В настоящее время таким правом по отношению к коммерческим организациям обладают:

— ФАС России (се территориальные управления), которая имеет право обратиться в суд с иском о ликвидации объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности, направленную на защиту конкуренции;

— ФНС России (ее подразделения) — вправе предъявить в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации торговой организации любой организационно-правовой формы по установленным законодательством РФ основаниям (п. 1 ст. 31 НК);

— прокурор, который вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации коммерческой организации или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан, общества или государства (п. 1 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Осуществление ликвидации коммерческой организации возлагается решением суда на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию организации ее учредительными документами.

Каков порядок ликвидации коммерческой организации?

Во-первых, в соответствии ст. 3 ст. 63 ГК на ликвидационную комиссию возлагается обязанность поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, объявление о ее ликвидации и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия обязана письменно уведомить кредиторов о ликвидации коммерческой организации и принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

На данном этапе ликвидационная комиссия обязана переоформить в банке карточку с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом, на руководителя п членов ликвидационной комиссии. Далее, она должна сообщить о ликвидации коммерческой организации налоговому органу и во внебюджетные фонды по месту учета в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения (абз. 5 п. 2 ст. 23 НК). Кроме этого ликвидационная комиссия обязана произвести инвентаризацию имущества ликвидируемой торговой организации, увольнение работников, выполнив при этом требования, установленные трудовым законодательством.

Во-вторых, ликвидационная комиссия после истечения двухмесячного срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он содержит сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой торговой организации; перечень требований, предъявленных кредиторами, и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) торговой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В-третьих, если у ликвидируемой коммерческой организации недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества торговой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. При недостатке и этого имущества ликвидационная комиссия может обратиться с иском об удовлетворении оставшейся части требований к учредителям (если это касается казенного предприятия или учреждения) либо участникам юридического лица (полных товарищей, участников ОДО, производственных кооперативов). В таком случае кредитор не связан сроками утверждения ликвидационного баланса и работы ликвидационной комиссии.

В-четвертых, удовлетворение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, предусматривающей четыре очереди:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо песет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди подлежат удовлетворению после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае если имущества недостаточно для удовлетворения требований оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Удовлетворение требований кредиторов, заявленных после истечения установленного срока для их заявления, осуществляется из имущества ликвидируемой торговой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Имущество ликвидируемой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении коммерческой организации.

Надо иметь в виду, что считаются погашенными требования кредиторов не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемой организации; требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией (если кредитор не обращается с иском в суд); а также требования, в удовлетворении которых кредитору отказано решением суда.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с Федеральными законами от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и от 30.04.2008 .49 54-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.

Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а торговая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.