Лидерство и руководство в малых группах

Слово "лидер" заимствовано из английского языка в 20-х г. XX в. Оно произошло от английского "leader" – ведущий, руководитель, суффиксальное производное от "to lead" – вести, возглавлять. В русском языке слово "лидер" описывает весьма широкий круг явлений, его относят не только к людям, но и к товарам, организациям, занимающим главенствующее положение среди себе подобных. Рассмотрим основные подходы к изучению этого феномена в зарубежной и отечественной психологии.

Широкое распространение в психологии это понятие получило после того, как в 30-е гг. XX в. американский социальный психолог К. Левин и сто последователи опубликовали результаты своих исследований. Ими было введено понятие "стили лидерства", обозначающее совокупность приемов и методов, применяемых лидером для воздействия на "ведомых" членов группы. Экспериментальным путем они выделили три стиля лидерства:

– авторитарный (директивный, властный);

– демократичный (коллегиальный, коллективный);

– либеральный (анархический, попустительский).

Изучение лидерства с позиции когнитивной психологии направлено на решение двух основных вопросов. Во-первых, внимание исследователей привлекли причины, выделяемые лидерами для объяснения плохого выполнения группового задания последователями. Во-вторых, ученых интересовало, каким образом определенный индивид в группе начинает восприниматься как лидер, каковы механизмы и условия возникновения имиджа лидера у членов группы.

С точки зрения социально-когнитивного подхода восприятие лидерства объясняется как результат организованных информационных процессов: избирательного внимания, кодировочных стратегий, запоминания, которые направляются определенными когнитивными схемами – имплицитными теориями, в которых наблюдатели фиксируют взаимозависимость различных стимулов и объектов. Социально-когнитивный подход к исследованию лидерства можно признать одним из перспективных и динамично развиваемых зарубежными учеными, среди которых выделяются Р. Лорд, Дж. Фотис, Г. Аллигер, К. Дэ Вадер, Дж. Филлипс и другие исследователи.

Интеракционисты сделали попытку анализа лидерства как процесса. Одним из существенных вкладов в развитие этого подхода стала модель "вертикальной связи в диадах", разработанная Г. Грэеном и сто коллегами. Были выделены два типа отношений лидера и последователя: отношение к неформальному помощнику и отношение к обычному члену группы. Индикатором для их дифференциации является "широта обсуждения": она показывает, насколько лидер готов обсуждать проблемы последователя, а также открыт для оказания ему индивидуализированной помощи.

Лидерство как динамический процесс описывали в своих работах Г. Зап и Г. Вулф, считавшие, что оно является результатом взаимодействия между лидером и последователями, это взаимодействие формирует их взаимоотношения. Дж. Воффорд и Т. Шринивазан разработали модель "лидер – среда – последователь". Они утверждали, что лидер влияет на мотивацию последователей и на их способность выполнить задание через элементы ситуации.

Анализ работ интеракционистов позволяет сделать следующие выводы:

– ситуация, в которой происходит лидирование, представляется как динамический процесс;

– интеракция между лидером и последователями влияет на последующие действия каждого из его участников;

– лидеры и последователи являются взаимозависимыми как по содержанию, так и по процессу реализации их действий. Действие лидера или последователя осуществляется в ответ на предшествующие ожидания и возможные реакции другого, которые, в свою очередь, определяются предыдущим взаимодействием между ними.

В рамках системной теории делается акцент на то, что "лидерство – функция группы" (Р. Бейле, Ф. Слеттер), одновременно могут существовать лидеры двух типов: инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе успех, достижение; эмоциональный (экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и обеспечивающий в группе благоприятную атмосферу. Каждый из этих лидеров обладает преимущественной ориентацией в первом случае на "дело", во втором случае – на "сотрудников". В разных ситуациях групповой жизни один из этих типов лидера может быть востребован больше, а другой меньше.

Среди теорий происхождения лидерства наиболее популярными являются:

– теория черт, или харизматическая;

– ситуационная теория;

– синтетическая теория лидерства.

Согласно теории черт, лидером может стать не любой человек, а лишь тот, который обладает определенным набором личностных качеств, совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты. В 1940 г. американский психолог К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как "лидерских". Среди них были названы: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие и другие. Позже к этим качествам были добавлены бдительность, популярность и красноречие.

К "теории черт" близка по своему содержанию харизматическая теория (от слова "харизма", переводимого как "благодать"). Французский психолог С. Московичи (1998) считает, что харизма – это не что иное, как авторитет вождя, особая форма его могущества. Людям, обладающим силой авторитета, не надо использовать физическую силу или красноречие для того чтобы им верили и за ними следовали. Данный авторитет основан на даре – способности, которой некоторые люди наделены, как другие способностями рисовать, петь.

Результатом работ американского психолога Д. Майерса (1997) стало выявление черт наиболее эффективных лидеров в современных условиях. Отмечены следующие черты: уверенность в себе, порождающая поддержку со стороны последователей; наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщить о них окружающим простым и ясным языком; достаточный запас оптимизма и веры в своих людей, чтобы вдохновлять их; незаурядность; энергичность; добросовестность; покладистость; эмоциональная устойчивость.

Теорию черт сменила ситуационная теория, где было высказано утверждение о том, что лидерство – в основном продукт ситуации. В конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других именно в том качестве, которое необходимо в данной ситуации. Один из представителей этой теории, американский ученый Э. Хартли, предложил четыре "модели", позволяющие проинтерпретировать, почему определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение:

– если человек стал лидером в данной ситуации, то не исключено, что он станет лидером и в другой ситуации;

– из-за воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются как лидеры "вообще";

– человек, став лидером в определенной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что он будет избран лидером и в другой раз;

– отдельным людям свойственно искать "посты", они ведут себя именно так, что получают "посты".

Синтетическую теорию можно назвать компромиссной (по отношению к двум ранее рассмотренным). Лидерство здесь – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект управления этим процессом. Таким образом, лидерство можно интерпретировать как функцию группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач группы (хотя и структура личности лидера не должна игнорироваться).

Для большинства отечественных исследований лидерства (Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин, Р. Л. Кричевский, E. М. Дубовская и др.) характерно рассмотрение феномена "лидерства" в контексте совместной групповой деятельности. Во главу угла ставятся конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач.

Отличие лидера от других членов группы заключается не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния. Считается, что посредством лидерства осуществляется организация и управление системой неофициальных отношений, а руководство оказывает (или может оказывать) влияние практически на все системы внутригрупповых отношений: и официальных, и неофициальных.

Лидерство является чисто психологической характеристикой поведения определенных членов группы, а руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе с точки зрения распределения ролей подчинения и управления. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Р. Л. Кричевский (1991) предложил концепцию ценностного обмена как механизма выдвижения в позицию лидера группы. Суть данной концепции состоит в том, что статус личности пропорционален ее ценностному вкладу в жизнедеятельность группы. Под ценностным вкладом подразумеваются любые полезные, т.е. представляющие ценность и, следовательно, работающие на удовлетворение потребностей как отдельных субъектов, так и социальной группы.

Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являются для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, с которым она как бы идентифицируется, поскольку он полнее других выражает ее ценности.

Таким образом в ходе многочисленных исследований этого феномена специалистами выделены стили лидерства (К. Левин, 1930), сформулированы различные теории происхождения лидерства (К. Бэрд, 1940; С. Славсон, 1962; и др.), проанализирован структурный аспект феномена лидерства (Р. Бейлз, Ф. Слейтор, 1950; Р. Л. Кричевский, 1990; и др.). Исследователи подчеркивают отличия терминов "лидер" и "лидерство" от других терминов "руководитель", "авторитет" (Б. Д. Парыгин, Г. М. Андреева и др.).

Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных участников группы, в нем в наибольшей степени представлены ценности группы.

Важнейшим основанием для эффективного управления людьми является создание условий для реализации ее участниками трех статусов: социального, служебного, персонального. Для социального статуса необходимо соблюдение личностных прав. Для служебного – следование четкой регламентации служебных прав и обязанностей, использование его в соответствии с профессиональной квалификацией. Для персонального – осознание удовлетворенности работника своими отношениями в группе и проявление собственных способностей и склонностей.

Самому руководителю важно обладать тремя достоинствами: доступностью, доброжелательностью, добропорядочностью. Чтобы обладать данными качествами, надо: искренне уважать людей, быть принципиально требовательным к себе и адекватно воспринимать критические замечания в свой адрес.

Лидерствоестественный социально-психологический процесс в группе, в которой личный авторитет какого-либо индивида влияет на поведение ее членов.

В зависимости от самооценки лидеров их можно разделить на три группы.

Лидер с низкой самооценкой оказывается более зависимым от мнения других людей. Он испытывает постоянное недовольство собой, это и может быть той силой, которая толкает его на преодоление все новых и новых барьеров. Он как бы все время доказывает самому себе, что он чего-то стоит, однако преодоленные барьеры его уже не радуют. И он стремится к новым, чтобы вновь удостовериться в собственной значимости.

Заниженная самооценка толкает лидера на "великие" завоевания, неожиданные для окружения экстравагантные решения. Стремление к власти такого лидера нередко и есть одна из возможных компенсаций его низкой самооценки.

Лидер с высокой самооценкой менее зависим от внешних обстоятельств. Он имеет более стабильные внутренние стандарты, на которых и основывается его самооценка. Лидер с завышенной самооценкой переоценивает собственные качества, нередко не замечает внешней и внутренней реакции на свое поведение. Он "упивается" собственным успехом, как бы он ни был мал, и относится к критике как к нападкам на него его злобствующих завистников. У него явно нарушена обратная связь между ним самим и его деятельностью и поведением.

Лидер с адекватной самооценкой – наилучший вариант для соответствующей социальной роли. Его деятельность и поведение не мотивируются стремлением к самоутверждению. Обратная связь между последствиями его деятельности и поведения и им самим работает надежно. Такой лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает других лидеров. Он не боится, что его унизят, обойдут. Он твердо знает собственную значимость, считает себя не хуже других, с кем ему приходится взаимодействовать. В совместной деятельности он выбирает стратегию, которая дает ему взаимную выгоду и позволяет добиваться поставленных целей оптимальными средствами. Отсутствие у него невротического компонента в самооценке приводит, как правило, к отсутствию такового и в его деятельности, и в поведении.

В общем психологическом типе лидера выделяются компоненты: эмоциональность, деловитость, информированность. Преобладание одного из этих компонентов определяет проявление более частного тина лидера.

Эмоционального лидера можно назвать "сердцем группы", каждый член группы может обратиться к нему за сочувствием, "поплакаться в жилетку".

Деловой лидер – "руки группы", способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

Информационный лидер – "мозг группы", к нему все обращаются с вопросами, он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Поведение лидера в группах характеризуется определенными стилями, некоторые из них считаются классическими.

Авторитарный стиль – жесткое единоличное принятие лидером всех решений (минимум демократии), жесткий постоянный контроль за выполнением решений (максимум контроля); подавление инициативы последователей, отсутствие и даже игнорирование интереса к последователям, их личностям, потребностям и индивидуальным особенностям. Выраженная ориентация на задачу и дело.

Кооперативный (коллегиальный, демократический) стиль – принятие решений на основе обсуждения проблемы с учетом мнений и инициативы последователей (максимум демократии); выполнение решений обеими сторонами, то есть лидером и последователями (максимум контроля); интерес лидера и доброжелательное внимание к личности последователей, учет их интересов, потребностей, психологических особенностей. Выраженная ориентация на людей.

Тренерский стиль – систематическое выяснение лидером сильных и слабых сторон последователей, попытка научить их самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Ориентация на людей.

Нейтральный (либеральный, попустительский) стиль – с одной стороны, максимум демократии, с другой – минимум контроля. Выраженное безразличие как к делам группы (задачам), так и к последователям, их интересам, потребностям, индивидуальным особенностям.

Поведение лидера в группе проявляется в различных тактических приемах. К ним, в частности, относятся следующие.

Рациональное убеждение (лидер использует логические аргументы и факты, чтобы убедить последователей в выполнимости поставленных задач).

Вдохновляющий призыв (лидер выдвигает предложение, которое вызывает энтузиазм у последователей в силу того, что оно соответствует их ценностям, идеалам и ожиданиям или усиливает их веру в собственные силы).

Обращение за советом (лидер стремится привлечь последователей к планированию стратегии, активному проведению изменений и ждет от людей поддержки).

Обмен (лидер предлагает последователям обмен услугами или различные блага в ответ на их участие в выполнении задачи).

Личный призыв (лидер апеллирует к чувствам лояльности и дружбы людей как мотиву их участия в выполнении задачи).

Коалиционирование (лидер ищет помощи у других, чтобы убедить своих последователей принять участие в выполнении задачи).

Легитимизация (лидер оправдывает свое предложение ссылками на собственный авторитет или доказывает соответствие предложения практике, правилам, традициям, нормам).

Принуждение (лидер использует требования, жесткие напоминания или угрозы, чтобы заставить последователей выполнить задачу так, как он того требует).

Материал, накопленный по проблематике лидерства, позволяет не только выносить изучение этого феномена за пределы социальной психологии, но и разрабатывать новые направления в его изучении.

Выводы

1. Малая группа – совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

2. К факторам, влияющим на структуру группы, социальные психологи чаще всего относят: цель группы, особенность совместной деятельности, общение ее членов между собой, групповые нормы, величину группы, социальнодемографические и психологические особенности членов группы. В структуре выделяются внешняя (формальная) и внутренняя (неформальная) подструктуры.

3. В основе классификации малых групп деление на: "первичные" и "вторичные", "формальные" и "неформальные", "группы членства" и "референтные группы". В зависимости от характера совместной деятельности, от степени внутреннего единства группы выделяются уровни ее развития: ассоциация,кооперация, коллектив, корпорация.

4. Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать влияние на поведение остальных участников группы, в нем в наибольшей степени представлены ценности группы. Лидерство – естественный социальнопсихологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета индивида на поведение ее членов. В общем психологическом типе лидера выделяются компоненты: эмоциональность, деловитость, информированность.