Лидерство и поступок
В исследованиях по менеджменту немало копий было сломано вокруг типов и стилей лидерства. Некоторые классификации стали классическими, другие по-прежнему остаются спорными. Постороннему взору предстает проблемное "поле", многократно перечерченное "межами", которые пролегли одна поверх другой. Но исследователи недостаточно внимания уделяли, так сказать, структуре самой почвы, тому из чего состоит воспроизведение лидерства. Нас заинтересовал сам процесс осуществления лидерства, принятия ответственности лидером на себя.
Лидерство и принятие ответственности
Что же это такое – единичное проявление лидерства, которое при систематическом воспроизведении ведет к признанию лидера другими членами группы? С нашей точки зрения – это поступок. Причем поступок не в обыденном понимании, когда на этот статус может претендовать почти любое человеческое действие. Нам необходимо более строгое понимание поступка, произрастающее из его направленности на групповые ценности в большей мере нежели на цели, что характерно для действия. О таком поступке размышляли и писали М. М. Бахтин (1986) и М. К. Мамардашвили (1982, 1983).
Напомним читателю некоторые следствия из размышлений этих исследователей.
При совершении поступка исчезает различие между внешним и внутренним. Человек реализует себя в нем как целое, к тому же как новое целое, как "собранный человек". Поэтому постороннему наблюдателю поступок нередко кажется беспредпосылочным, необъяснимым. Таким же он может выступать и для совершившего его лидера. Последующее осмысление относительно совершенного поступка рождает в человеке уверенность в себе, веру в свои силы и возможности, меняет представление о самом себе.
Личность проявляет себя в поступке как целое. Жизнь исторической личности – это "хронический поступок". Такая личность соединяет в себе и "поступающее мышление" и деяние.
Борьба мотивов вызывает эмоциональную напряженность человека, стоящего перед жизненным выбором. Эти переживания сопровождают внутреннюю работу по приведению ценностей в хотя бы относительный порядок. Именно поэтому подготовка к поступку обладает значительным развивающим эффектом. Только "...вперившись глазами в смерть, мы что-то понимаем в жизни", – писал по этому поводу М. К. Мамардашвили .
Нечто подобное описывалось в гуманистической психологии понятие "пиковый опыт", переживаемый человеком в процессе его самоактуализации.
Поступок и принятие решений
В изложенном смысле само по себе исполнение поступка имеет гораздо меньшее значение для становления лидера по сравнению с процессом выбора, подготовки к поступку. Сам по себе поступок есть уже свершившийся факт. В то же время подготовка к поступку – это акт, процесс, требующий значительного мужества и откровенности в разбирательстве с самим собой.
Что может дать такое исследование? Во-первых, нам нужна фактура процесса осуществления лидерства. Во-вторых, лидерам нужны приемы самоуправления при подготовке поступка. И, в-третьих, эти приемы пригодятся тем, кто хотел бы стать лидером.
Исследование "периодов повышенной интенсивности"
Полагая, что некоторые этапы совершения поступка наиболее важны для его понимания, мы решили провести исследование моментов повышенной интенсивности. Это прежде всего моменты начала и завершения подготовки поступка, моменты исполнения и ощущения после его завершения. Нас интересовали длительности подготовки поступков, субъективные ощущения при этом и некоторые обстоятельства совершения поступков.
В исследовании участвовали 15 испытуемых в возрасте от 19 до 27 лет.
Испытуемым предлагалось довольно лаконичное определение поступка: поступок – это действие, совершенное в опоре на общественно одобряемые нормы и требующее сознательного выбора.
Затем экспериментатор просил испытуемых припомнить обстоятельства какого-либо одного собственного поступка, отвечающего зачитанному определению. Вслед за этим испытуемые письменно отвечали на пять зачитываемых вопросов.
1. Сколько процентов эмоций и сколько разума присутствовало в совершенном вами поступке?
2. Для чьей пользы был совершен ваш поступок?
3. Кто в результате выиграл от этого поступка?
4. Сколько времени вы колебались перед совершением поступка?
5. Сколько свидетелей присутствовало при совершении поступка?
Обсуждение результатов
Здесь не место для формул, выкладок и таблиц. Поэтому ограничимся самым главным.
Наиболее значимые корреляции связывают попарно такие характеристики поступка, как количество свидетелей и уровень эмоциональности его подготовки, количество свидетелей и длительность его подготовки, длительность подготовки и уровень эмоциональности.
1. Первая пара понятна. Значительное число свидетелей инициирует большее эмоциональное напряжение перед поступком. Публичность поступка, необходимость оказаться перед лицом оценивающей публики оказывает сильнейшее влияние не только в сам момент действия, но и задолго до него. Перефразируя, можно сказать, что "на миру красна не только смерть, но и последняя часть жизни".
2. Вторая пара понятна гораздо меньше. Наверняка должны различаться ситуации, в которых человек знает о том, что ему предстоит публичное действие, и ситуации, когда он меньше ориентировался на аудиторию и больше на сам поступок. Это может означать и то, что для подготовки поступка в ситуации тет-а-тет не надо много времени. Очевидно, необходимы дальнейшие исследования.
3. А вот третья пара и понятна, и нетрадиционна. Она нарушает бытующее представление о том, что длительная подготовка – это что-то хладнокровное и рациональное, а поступок, вызванный внезапными обстоятельствами, импульсивен и подчас иррационален. Оказывается, длительно готовясь к поступку, человек все больше эмоционально включается в подготовку.
4. Четвертый важный результат. Всеми респондентами отмечены положительные эмоциональные переживания после совершения поступка вне зависимости от его исхода. При любом исходе чувство облегчения составляет важную часть переживания, становится своего рода наградой за действие, ориентированное на ценности.
Рекомендации лидерам
При формировании собственного стиля лидерам важно помнить следующие особенности такого рода поведения:
а) чем быстрее лидер отреагирует на внезапные обстоятельства, тем меньше эмоциональных издержек будет иметь;
б) длительная подготовка поступка, как правило, требует эмоционального напряжения и борьбы мотивов;
в) эмоций при подготовке тем больше, чем больше людей будет присутствовать при совершении поступка;
г) не стоит готовиться слишком долго, так как можно "перегореть";
д) независимо от результатов поступка после его завершения человек испытает облегчение.