Заключение
Социальная реальность обладает одним удивительным свойством: пока мы эту реальность осмысливаем, описываем и транслируем то, что описали, она уже иная. Она меняется даже в том случае, когда человек этих перемен не замечает. Что уж говорить о таких экстраординарных ситуациях, как, например, глобальный экономический кризис, настигший нас в процессе подготовки к изданию этой книги. Такого рода событие выходит далеко за рамки экономической сферы, влияя на жизнь не только отдельных людей, но и общества в целом. Перемены коснулись:
- социальной стратификации: теперь те, кто лидировал в списках миллиардеров, "скатились" по лестнице вниз, а некоторые и вовсе разоблачены в своих махинациях. В свою очередь, ухудшилось положение представителей среднего класса и бедных;
- социальной мобильности: будущее трудоустройство тех студентов, которые изучают наш курс, становится проблематичным сфера бизнеса сокращается и переструктурируется;
- культуры: в такие острые периоды всегда переосмысливаются ценности;
- семьи: известна закономерность роста разводов и сокращения числа рождений;
- политики: за экономической нестабильностью всегда следует социальная напряженность.
Этот список можно продолжать, но вы, вероятно, заметили, что мы следуем по тематике нашего плана. Мы вовсе не считаем, однако, что экономический фактор предопределяет всю социальную жизнь. Более того, все чаще в анализе причин, приведших мировую систему на порог краха, звучит мотив социальной безответственности тех, кто правит современным миром. Миром, отличительной особенностью которого все явственнее становится всеохватывающая системность. Осознание этого факта должно привести к разочарованию относительно всемогущества рынка как якобы самого рационального экономического регулятора распределения ресурсов и оптимального с моральной точки зрения. Это разочарование в свою очередь будет стимулировать социальные исследования, направленные па прогнозирование, проектирование и установление такого социального порядка, который приведет к социальному прогрессу. Без таких исследований он невозможен.
В 1948 г. К. Ясперс писал: "Будущее человечества не придет само, как явление природы. Все то, что сегодня и каждую минуту совершают люди, как они мыслят и чего ждут, является предначертанием будущего, его истоками, которые зависят от людей... Прогноз никогда не бывает нейтральным... Прогнозирующий анализ неизбежно вызывает побуждение к действию. То, что человек считает возможным, определяет его внутреннее отношение к происходящему и его поведение. Условием его самоопределения является способность различить опасность и отнестись к ней с должной озабоченностью, тогда как иллюзорные представления и маскировка действительного положения дел ведут к его гибели... Принести помощь способна не озабоченность, вызванная угрозой личным интересам, но, быть может, питаемая ею глубокая озабоченность судьбой человека вообще".
Общество будущего - и опасное, и прекрасное одновременно - уже на пороге, его очертания видны. Кризис - каким бы он ни был глубоким - не может продолжаться вечно, кроме того, кризис - это хорошая возможность, помня о прошлом, подумать о будущем. А решения надо принимать уже сейчас.
Словарь
Аномия - понятие, введенное Э. Дюркгеймом, выражающее процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм, приводящий к развитию недостатка интеграции в обществе. Аномия проявляется в виде следующих нарушений: 1) частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных социальных ситуациях, когда прежняя система норм и ценностей разрушена, а новая еще не утвердилась; 2) низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, их неэффективность в качестве средства социальной регуляции поведения; 3) расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентации, в частности - противоречие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей.
Брак - регулируемая обществом связь между мужчиной и женщиной, преВперед цель создания семьи и продолжения рода, как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, подразумевающая ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей.
Бюрократия - социальная структура, для которой характерны: четкая иерархия должностей и ролей, основанная на разделении функций и власти, отраженном в правилах и стандартах; показатели оценки работы; принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.
Власть - способность отдельных индивидов или групп достигать определенных целей и реализовывать свои интересы, даже если это наталкивается на сопротивление со стороны других.
Воспитание - специально организованное систематическое воздействие на личность с целью развития социально желательных качеств.
Тендер - пол (разделение на мужчин и женщин), определяемый не столько в биологическом, сколько в социокультурном значении, полоролевое поведение, определяющее отношение с другими людьми, в плане характера восприятия и социальных ожиданий. В более широком смысле - любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин.
Глобализация - процесс создания единой глобальной системы экономики и социального управления.
Город - территориально концентрированная форма расселения людей, обеспечивающих свое существование в основном за счет производства несельскохозяйственной продукции.
Государство - особая организация политической власти, предполагающая занятие определенной территории, обладающая внутренним и внешним суверенитетом, выполняющая функции управления обществом и распределения общественных ресурсов.
Гражданское общество - общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, которые способствуют образованию обратных связей между обществом и государством. Гражданское общество включает три измерения - правовое (равенство перед законом), политическое (избирательное право) и социально-экономическое (например, право на охрану здоровья), при этом все права и обязанности реализуются гражданами в отношении государства, выступающего в качестве гаранта этих прав.
Группа социальная - совокупность регулярно взаимодействующих субъектов, объединенных одним или более социальными признаками и выполняющих определенную социальную функцию в обществе, для которых характерна идентификация и самоидентификация (осознание членами группы своей принадлежности к ней). Выделяют различные виды социальных групп:
- первичные социальные группы, в которых индивиды имеют непосредственные, личные, тесные связи друг с другом;
вторичные социальные группы - группы, в которых индивиды включены безличные отношения, ориентированные на достижение некой конкретной цели;
- внутренние (ин-группы) - группы, к которым индивид принадлежит и с которыми себя идентифицирует;
- внешние (аут-группы) - группы, к которым индивид не принадлежит и с которыми не идентифицирует себя;
- референтные группы, под которыми понимаются группы, на которые индивид ориентируется при оценке самого себя и окружающих при выработке индивидуальных норм, ценностей и моделей поведения.
Девиантное поведение - поведенческое отклонение от общепринятых норм.
Деиндивидуация - состояние сниженного самосознания, пониженного беспокойства по поводу социальной оценки и ослабления внутренних ограничителей, удерживающих человека от запрещенных форм поведения.
Дистанция власти - культурное измерение (Г. Хофстед), которое определяется принятым в культуре характером (степень равномерности, способы обретения власти, отношение к властным структурам) распределения власти. В культурах с высокой дистанцией власти власть видится как данность, имеющая фундаментальные основания, воспринимается как наиболее важная часть общественной жизни, а индивиды, облеченные властью, рассматриваются как сильно отличающиеся от подчиненных, акцент делается на принудительную власть, высокую ценность имеют обязательность, исполнительность, конформность, авторитарность и жесткий стиль руководства. В культурах с низкой дистанцией власти легитимности власти уделяется гораздо большее внимание, принята точка зрения, согласно которой социальное неравенство в принципе должно быть минимизировано, поэтому коммуникация в данных культурах менее формальна, в организациях в большей степени приветствуется демократический стиль руководства, эмоциональная дистанция между вышестоящими и подчиненными незначительна и большое внимание уделяется таким ценностям, как равенство в отношениях, индивидуальная свобода и уважение к личности.
Законы - правила или нормы поведения, которые определяют, предписывают или разрешают определенные отношения между людьми, обеспечивают методы обращения с этими людьми, а также наказания для тех, кто им не следует.
"Зеркальное Я" - предложенная Ч. X. Кули концепция личности, исходящая из признания решающей роли взаимодействия индивидов в формировании их представлений о себе. При этом собственное "Я" человека понимается как сумма тех впечатлений, которые человек, по его собственному мнению, производит на окружающих.
"Значимый другой" - термин, применявшийся Дж. Г. Милом для определения личности, отраженная субъектность которой оказывает на других людей влияние, выраженное в изменении их мотивационно-смысловой и эмоциональной сфер.
Идентичность - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон) представляет собой переживание индивидом тождественности самому себе, непрерывности своего существования в сочетании с чувством, что эти тождественность и непрерывность признаются окружающими.
Идеология - система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также содержатся программы социальной деятельности, направленной на закрепление или преобразование существующих общественных отношений.
Избегание неопределенности - уровень избегания неопределенности (Г. Хофстедом) - принятая в культуре степень терпимости к слабо структурированным ситуациям, т.е. таким, которые не предполагают однозначного, принимаемого всеми членами общества, "алгоритма" восприятия и поведения. Представителям культур с низким уровнем избегания неопределенности свойственны терпимость к инакомыслию, принятие разногласий в своей среде, склонность к риску и, как следствие такой плюралистичности восприятия и мышления, - более низкий уровень тревожности и деструктивных реакций на стрессы. Для представителей же культур с высоким уровнем избегания неопределенности, напротив, характерны высокая тревожность, агрессивность, низкий уровень межгрупповой толерантности.
Индивид - человек как представитель биологического вида Homo sapiens, обладающий набором характеристик, общих для всех представителей вида: определенным строением тела, обеспечивающим способность к прямохождению, структурой мозга, обусловливающей развитие интеллекта, строением руки, предполагающим возможность использования орудий труда.
Индивидуализм / коллективизм - одно из ключевых измерений культурной вариативности. Индивидуалистической называется культура, в которой индивидуальные цели ее членов более значимы, чем групповые, ведущей ценностью является самореализация каждого члена общества. Коллективистская культура характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными, восприятие мира и формирование отношения к нему происходят сквозь призму интересов группы.
Индивидуальность интегральная характеристика, объединяющая биологические и социальные свойства человека, представленные в неповторимом сочетании.
Индустриализация процесс интенсивного развития современных форм промышленности - фабрик, машин, крупномасштабных производственных процессов, которые начинают играть ведущую роль в социально-экономической системе, заменяя ведущие прежде другие формы хозяйственно-экономической деятельности (охоту, рыбную ловлю, сельское хозяйство).
Институт социальный - это совокупность социальных отношений в рамках социальных учреждений, в которых люди наделяются полномочиями со стороны общества для выполнения безличных функций в рамках определенной нормативной базы с целью удовлетворения общественных потребностей.
Интернализация - осуществляемый в ходе социализации процесс изучения и усвоения индивидом социальных ценностей и норм, перевод их на "внутренний" уровень.
Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации. в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Капитал социальный - понятие, зародившееся в экономике, где социальный капитал трактуется как товар, используемый индивидами в социальных взаимодействиях для получения ценных ресурсов (совета, финансовой поддержки, помощи в трудоустройстве или в быту) (К. Чарльз и П. Клайн), или, иными словами, для максимизации полезности и снижения трансакционных издержек. Достаточно адекватно суть социального капитала отражает метафорическое определение М. Пелдема: социальный капитал - это "клей", позволяющий мобилизовать дополнительные ресурсы отношений на основе доверия людей друг другу.
Коллективное поведение - тип поведения, образ мышления и действий индивидов или социальных групп, ориентированный на достижение общих целей, являющийся относительно спонтанным и неорганизованным.
Коммуникация - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов, осуществляемый вербальными и невербальными средствами, понимаемый либо как однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения (механистический подход), либо как совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними (деятельностный подход).
Конвенциональная толпа - толпа, образовавшаяся по поводу заранее объявленного события.
Контркультура - специфический вид субкультуры, течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создает свою собственную систему норм и ценностей.
Контроль социальный - совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций.
Конформизм - изменение установок и поведения индивида в ответ на реальное или воображаемое давление группы.
Леность социальная (социальное манкирование) - распределение ответственности, приводящее к снижению индивидуальной эффективности в процессе групповой деятельности.
Лидер - член группы, за которым группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Личность - это категория, обозначающая человека как носителя определенных социальных свойств, как продукт социальных взаимодействий.
Маскулинность / феминность культуры - культурное измерение (Г. Хофстед), которое фиксирует преобладание определенных черт носителей культуры. В маскулинных культурах доминируют такие ценности, как настойчивость, сила, независимость, материальный успех, власть, социальный статус. Культуры, в которых в качестве главных ценностей превалирует сам человек, его воспитание и смысл жизни, считаются феминными. В них большее внимание уделяется эмоциональным связям между людьми, заботе о других членах общества, проповедуется социальное равенство полов, делается упор на взаимную зависимость и служение друг другу.
Механизмы психологической защиты - неосознаваемые процессы, действие которых направлено на сохранение позитивных представлений индивида о себе и удобного для него образа мира.
Механическая солидарность - описанный Э. Дюркгеймом тип солидарности, характерный для архаических обществ, основанный па сходстве индивидов и их взаимозаменяемости.
Мобильность вертикальная - социальная мобильность, связанная с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включающая изменение социального статуса.
Мобильность горизонтальная - социальная мобильность, связанная с перемещением индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса.
Модернизация - сложный комплексный процесс изменения технологических, экономических, политических, социальных и психологических характеристик социокультурной общности, сердцевиной которого является научно-технический и технологический прогресс, определяющий необходимость и условия соответствующих изменений и в других сферах. Общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся индустриально развитыми (как процесс вытеснения традиции современностью), а также обретают целый ряд иных культурных характеристик, связанных с высоким уровнем индустриализации.
Нормы социальные можно определить как требования, предъявляемые со стороны общества, социальной группы к поведению индивидов.
Нуклеарная семья - семья, представленная супружеской парой с детьми.
"Обобщенный другой" - введенный Дж. Г. Мидом термин для определения возникающего в процессе социализации представления индивида об абстрактном другом, включающего совокупность ожиданий, установок, ценностей группы, на которые индивид ориентирует свое поведение.
Образование - социальный институт, выполняющий следующие функции: функцию социализации (воспитание, усвоение социальных навыков); функцию трансляции (передачи) культурных ценностей; экономическую функцию (формирование социально-профессиональной структуры общества, подготовка работников, владеющих необходимыми навыками, знаниями); функцию социальных перемещений (образование - как инструмент социальной мобильности).
Обучение - передача определенных знаний, умений и навыков в ходе специально организованного систематического процесса.
Общество - сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их экономическими, политическими и духовными связями, взаимодействием и отношениями.
Общность социальная может быть определена как реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия, поведения.
Огруппление мышления - способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий.
Определение ситуации - по У. Томасу и Ф. Знанецкому - процесс восприятия и интерпретации индивидом объектов и явлений в зависимости от системы социокультурных ценностей, в которой происходила социализация индивида. Согласно "теореме Томаса", тс определения, которые мы даем ситуациям, оказывают воздействие на ту реальность, которую мы создаем: "Если люди определяют ситуации как реальные, они будут реальны по своим последствиям".
Организации социальные - это вторичные группы, представители которых осуществляют совместную деятельность для достижения общей цели. Формальная организация построена на основе формализации социальных связей, разделения труда, выступающего в виде социальных позиций индивидов (должностей), упорядоченных в иерархическую структуру (по сходству - различию функциональных задач и по принципу руководства -подчинения). В основе формальной организации лежит принцип целесообразности, осознанного движения к относительно четко сформулированной цели. Неформальная организация представляет собой относительно спонтанно складывающуюся систему социальных связей.
Органическая солидарность - описанный Э. Дюркгеймом разделении труда и взаимозависимости, взаимодополняемости индивидами друг друга.
Перерождение правового сознания - осознанное игнорирование и отрицание закона, сопровождающееся формированием умысла на совершение правонарушений.
Право - система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право).
Правовое сознание - совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву.
Правовой инфантилизм - вид деформации правового сознания, заключающийся в недостаточной сформированности и пробельности правовых взглядов, знаний и представлений.
Правовой нигилизм - непризнание права как социальной ценности, проявляющийся в негативном отношении к законам, правопорядку, в неверии в необходимость права.
Правовой фетишизм - абсолютизация роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.
Преступление - сознательно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания.
Расширенная семья предполагает совместное проживание, помимо супружеской пары с детьми, также кого-либо из родственников одного из супругов.
Религия догматичное мировоззрение, система представлений, группирующихся вокруг лежащей веры в сверхъестественное, формирующих соответствующую систему практик, имеющих отношение к сакральным явлениям и вещам.
Ресоциализация - повторная социализация, которая осуществляется посредством изменения установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.
Ролевая напряженность - ситуация, когда противоречивые требования предъявляются в рамках одной роли.
Ролевой конфликт - конфликт, развивающийся в случае, когда разные роли, выполняемые индивидом, предъявляют к его поведению противоречивые требования.
Роль социальная - последовательность разных форм поведения, связанная с положением индивида в группе (группах) и настроенная на соответствующую последовательность действий других людей. Концепт роли включает три взаимосвязанных компонента: 1) существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими людьми; 2) система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение; 3) открытое, наблюдаемое поведение индивида.
Руководитель - работник, принимающий решения по важнейшим вопросам деятельности с целью обеспечения эффективного труда производственного коллектива. Авторитарный стиль руководства - стиль, который характеризуется ориентацией руководителя на единоличное принятие решений, побуждение сотрудников к беспрекословному подчинению, стремлением к контролю выполнения каждого этапа деятельности, субъективностью в оценке достижений сотрудников. Демократический стиль руководства - стиль, избирая который руководитель склонен делегировать подчиненным часть своих полномочий, осуществляет лишь общую формулировку целей, оставляя подчиненным возможность самостоятельного выбора средств их достижения и планирования собственной деятельности, оценивает лишь конечный результат, руководствуясь объективными критериями, и сам участвует в выполняемой деятельности.
Самоактуализация - термин, предложенный А. Маслоу, предполагающий стремление индивида к самовыражению и самосовершенствованию.
Санкция - мера положительного или отрицательного воздействия.
Семья - это, с одной стороны, малая группа, члены которой объединены кровнородственными и супружескими связями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью, с другой - социальный институт, охватывающий социально-статусную, досуговую, эмоциональную и сексуальную сферы и выполняющий следующие функции: репродуктивную, предполагающую физическое воспроизводство населения; воспитательную, обеспечивающую трансляцию культурных характеристик и формирование оснований для личностной и социокультурной самоидентификации индивида; хозяйственно-бытовую функцию, связанную с решением бытовых проблем; экономическую функцию, предполагающую ведение совместного хозяйства и обеспечение недееспособных членов семьи (детей, стариков, инвалидов); коммуникативную функцию, в описаниях которой внимание акцентируется на духовном общении членов семьи и на обеспечении семьей эмоциональной поддержки каждому из ее членов. Выделяют различные типы семьи. По структуре властных отношений выделяют семьи патриархальные, существующие по принципу: "муж - глава семьи", матриархальные, предписывающие сосредоточение власти в руках женщины, и эгалитарные, характеризующиеся равноправием и совместным принятием решений; по количеству детей в семьях - бездетные, мало-, средне- и многодетные семьи; по практике наследования - патрилинеальные (родословная ведется по отцовской линии, наследство передается от отца), матрилинеальные (учет родословной и наследование ведется по материнской линии) и билинеальные (обе линии родства одинаково значимы); по месту проживания - патрилокальные (после заключения брака молодожены поселяются в доме семьи мужа), матрилокальные (поселяются в доме семьи жены) и неолокальные (молодые пары живут отдельно от родственников).
Сеть социальная - горизонтальная социальная структура, состоящая из узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).
Символ - определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению обобщенное обозначение вещи, предмета, события, синтетически выражающее его смысл.
Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведения системы социальных связей и отношений.
Социология - наука, изучающая социальные системы, закономерности развития общества, социальные процессы, институты, отношения.
Средства массовой информации - организации, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки: массовость; периодичность; принудительность.
Стигматизации теория (Э. Лемерт) интерпретирует отклонение как процесс взаимодействия между людьми с отклонениями и людьми без отклонений: индивид, на которого навешивают "ярлык" преступника и смотрят как на "отверженного", снова совершает криминальные действия, тем самым увеличивая разрыв с ортодоксальными социальными нормами.
Структура социальная - система взаимоотношений людей, реализуемых в устойчивых, повторяющихся формах.
Субкультура - свод ценностей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее, и порядков группы людей, представляющий собой относительно суверенное целостное образование, часть общественной культуры.
Терроризм - практика воздействия на общественное сознание и на принятие решений официальными органами, основанная на устрашении населения и (или) иных формах противоправных насильственных действий.
Толпа - не имеющее единой ролевой структуры и общей цели большое скопление людей, объединенных общим центром внимания и единым эмоциональным состоянием.
Управление впечатлениями - концепция И. Гофмана, суть которой заключается в утверждении, что, взаимодействуя с другими людьми, индивид старается произвести на них определенное впечатление и только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может рассчитывать на то, что ему удастся контролировать ситуацию.
Урбанизация - рост политической и социально-экономической роли городов, что приводит к усилению миграции населения из сельской среды в городскую.
Фасилитация социальная - тенденция, побуждающая людей лучше выполнять простые или хороню знакомые задания в присутствии других.
Ценности - представления о желаемом, правильном и полезном.
Эгалитарная семья - тин семьи, члены которой равны и имеют одинаковые привилегии, права и обязанности.
Экспрессивная толпа - толпа, совместно и, как правило, ритмично выражающая некоторое чувство и общее отношение к определенному событию.
"Я-концепция" - система знаний и представлений индивида о самом себе вместе с эмоционально-оценочными отношениями к себе.