Лидерство и менеджмент

Совместная деятельность людей в современном мире является источником обеспечения их жизнедеятельности и развития общества. Почти все, что окружает и чем пользуется современный человек, является продуктом совместной деятельности больших и (или) малых групп людей. Люди, составляющие эти группы, обладают разными способностями, трудовым потенциалом (включая, напомним, такие его составляющие, как профессионально-квалификационный, лидерский, творческий, коммуникативный, нравственно-мотивационный и др.), разными психическими характеристиками, включая мотивы, потребности, ожидания, характер и т.п. Возникает необходимость управлять этими разными работниками и личностями, чтобы достичь общих целей, ради которых люди и собираются в группы разного типа (анализировать происходящее, определять проблемы, ставить общие цели, планировать и организовывать совместную деятельность, стимулировать и наказывать участников совместной деятельности, контролировать, координировать, регулировать их усилия, оценивать промежуточные и конечные результаты и т.п.). Появляется потребность в управленце — менеджере или лидере. Сразу следует оговориться, что потребность в лидере появляется не во всех ситуациях, не во всех группах, и даже в одной и той же группе на разных этапах ее развития и при выполнении разных заданий такая потребность может возникать и исчезать. Да и лидеры, приводящие группу к успеху, могут быть разными, обладать разными качествами и свойствами. Достаточно прочитать и сравнить материалы, описывающие жизнь, личность и деятельность видных бизнесменов, политических и государственных деятелей, публикуемые в СМИ, чтобы убедиться в их несхожести. Собственно, и понятия "успех", "эффективность лидера", как и все понятия, термины, относящиеся к категории оценки теми или иными субъектами, приобретают субъективное ОГЛАВЛЕНИЕ и отражают субъективность "оценщика".

Лидерство (руководство) осуществляется в отношении людей, включает фактор влияния и используется для достижения целей. Влияние означает, что взаимоотношения между людьми не являются пассивными. Более того, именно влияние используется для достижения целей. Лидерство можно определить как способность влиять на людей, чтобы достигать организационных целей. Это определение предполагает, что лидеры вовлекают других людей в процесс достижения целей. Понятия "влияние", "вовлечение", "взаимоотношения" предполагают, что лидерство — это воздействие на душу человека.

Лидерство — это взаимоотношения между лидером и членами группы, оказывающими влияние друг на друга и совместно стремящимися к реальным изменениям и достижению результатов, отражающих общие цели.

Лидер — авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи.

Менеджмент — это достижение организационных целей эффективным и экономичным способом посредством планирования, организации, лидерства (мотивации) и контроля над организационными ресурсами. Менеджер управляет всеми ресурсами, которые он рассматривает как одинаково важные и использует для управления людьми и административно-правовые, и экономические, и социально-психологические методы, лидер отдает приоритет человеческим ресурсам и пытается оперировать по преимуществу социально-психологическими методами.

В настоящее время общепринятым можно считать представление, что лидер в организации — индивид, гармонично сочетающий в себе лидерские и менеджерские качества. Как менеджер лидер организации реализует свои законные полномочия и статусную власть для эффективного решения организационных задач, а как лидер — использует силу личностного влияния на подчиненных. Таким образом, лидер организации имеет больше возможностей эффективно управлять организацией, чем просто менеджер или просто неформальный лидер, не имеющий статусной власти. Лидер в организации — это единство менеджера, реализующего законные полномочия и обладающего компетенциями определять, структурировать, контролировать, принуждать, поощрять, наказывать, и лидера, реализующего личный авторитет и обладающего компетенциями побуждать, увлекать, убеждать, ободрять, мотивировать, объединять4. Доказано, что менеджер, обладающий лидерскими качествами и применяющий их наделе, способен получить от подчиненных ему людей гораздо большую отдачу, если сумеет сформировать команду единомышленников и достичь синергетического эффекта, будь то физическая или умственная деятельность.

Лидерство — явление, происходящее в среде людей, есть форма человеческой деятельности, т.е. деятельности в условиях прямого контакта между людьми; оно отличается от канцелярского администрирования, основанного на написании бумаг, или деятельности по решению проблем. Лидерство динамично и включает в себя использование власти.

В последние годы было много написано о лидерской роли менеджеров. Менеджмент и лидерство одинаково важны для организаций. Популярное определение менеджмента вполне сходно с определением лидерства: достижение целей организации с помощью подчиненных менеджеру людей. Основные функции менеджера организации — анализ ситуации, планирование, организация деятельности, стимулирование (в некоторых источниках — лидерство), учет, контроль, координация, регулирование. В менеджменте достаточно много специализаций, связанных с уровнем управления, основным объектом и предметом управления. Эффективные менеджеры должны быть также и хорошими лидерами, потому что с понятиями лидерства и менеджмента ассоциируются различные характеристики, которые обеспечивают различные аспекты сильных сторон организации. Из табл. 4.1 следует, что менеджеры и лидеры имеют два различных ряда характеристик и навыков, которые нередко есть у одного и того же человека. Индивидуум может обладать большим количеством характеристик из одного набора по сравнению со своим коллегой, но в идеальном варианте менеджер достигает баланса между менеджментом и лидерством.

Таблица 4.1. Основные качества лидера и менеджера

Характеристики лидера

Характеристики менеджера

Душа

Провидчество (умение видеть будущее).

Страстность.

Способность к творчеству. Гибкость.

Вдохновенность и умение вдохновлять.

Инновационность.

Мужество.

Богатое воображение. Стремление к экспериментированию. Способность инициировать изменения.

Личностная власть

Разум

Рационализм.

Консультирование, выдача советов.

Настойчивость. Умение решать проблемы. Сообразительность. Аналитичность. Способность к структуризации. Вдумчивость, осторожность. Официальность, опора на регламент.

Стабилизирование ситуации. Должностная власть

Одно из главных отличий между менеджером и лидером связано с источником власти и уровнем лояльности порожденных им последователей. Идеал — слияние качеств лидера и менеджера в одном лице, занимающем руководящую должность: у такого человека богаче инструментарий и возможности влияния, более гибкие подходы, включая индивидуальный, низкая вероятность появления в команде второго лидера-оппозиционера. Он может быть более "долгоиграющим" и адаптивным к ситуациям, "синтетическим руководителем".

Со своей стороны, считаем, что лидерство можно определить следующим образом.

Лидерство — форма проявления влияния на поведение людей, основанная на преимущественно социально-психологическом контакте и социально-психологических методах управления в достижении целей организации за счет гармонизации интересов организации и интересов последователей лидера и стремления к достижению синергетического эффекта. В этом контексте менеджмент — форма влияния на поведение людей, основанная преимущественно на административно-правовых и экономических методах управления для достижения целей организации. И лидер, занимающий руководящий пост, и менеджер должны владеть всеми методами управления людьми и уметь подобрать в каждом случае наиболее эффективный метод. Различия заключаются в приоритетах, отдаваемых ими тем или иным методам. Повторим, в идеале руководителем должен быть тот человек, который умело сочетает лидерство и менеджмент в одном лице.