Личный фактор безопасности эргатических систем

Понятие личного фактора было введено в 20-е гг. XX столетия для обозначения индивидуальных свойств работников, которые можно связать с его действиями и поступками, повлекшими несчастные случаи, аварии и катастрофы на производстве и транспорте. Такая связь рассматривалась как прямая, т.е. безотносительно к содержанию трудового задания, используемым средствам труда, условиям рабочей среды и другим конкретным обстоятельствам. Прежде всего в качестве личного фактора изучались индивидуально-психологические свойства работников, а именно черты личности и их сочетания (личностные профили).

Личностные профили "потенциального аварийщика" и "профессионального аса"

Большое число психологических исследований строилось на допущении, что существуют личностные профили, которые устойчиво и независимо от ситуационных обстоятельств предрасполагают операторов к оценкам, решениям, действиям и поступкам, несущим угрозу безопасности эргатической системы. Выявление таких личностных профилей позволило бы квалифицировать операторов как "потенциальных аварийщиков".

По-видимому, указанное допущение не только побуждало, но и продолжает побуждать исследователей к настойчивому поиску прямых связей между чертами личности и предрасположенностью операторов эргатических систем к действиям, приводящим к авариям и катастрофам. Например, в одном из зарубежных исследований определены 12 черт личности пилотов, которые предрасполагают к летным происшествиям. Основными из них названы следующие: легкомыслие, проявляющееся в отсутствии достаточных знаний техники пилотирования и требований и правил производства полетов; недисциплинированность, часто являющаяся следствием чрезмерной гордости и высокомерия, переоценки собственных возможностей, желания вызвать восхищение у других; рассеянность, проявляющаяся в сосредоточении внимания на второстепенных задачах; нерешительность, проявляющаяся в запаздывании или отсутствии необходимых действий; ожидание неблагоприятных событий, проявляющееся в скованности действий пилота [1]. Можно полагать, что установленные в данном исследовании личностные профили отличают "потенциальных аварийщиков" в других операторских (и не только операторских) профессиях.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что, по данным проведенных исследований, теснота прямых связей между чертами личности операторов и их предрасположенностью к действиям, угрожающим безопасности, оказывалась, как правило, невысокой и находилась в пределах r = 0,2 0,3. Это означает, что рассматриваемые связи проявляли себя только в 20–30% случаев и не обнаруживались в остальных 70–80% случаев. Кроме того, эти связи часто носили противоречивый характер. Например, одна и та же личностная черта могла быть как связанной, так и не связанной с предрасположенностью операторов к действиям с опасными последствиями для эргатической системы.

Далее, существует весьма большая группа пилотов и курсантов с профессионально неблагоприятными чертами личности, сумевших, однако, успешно адаптироваться к условиям и требованиям летной деятельности за счет частичной компенсации и коррекции этих черт, а также развития профессионально благоприятных черт личности. Поэтому следует соблюдать большую осторожность в применении личностных опросников для прогноза ошибочных действий, а значит, и для отнесения операторов к "потенциальным аварийщикам" [там же, с. 103].

Наряду с изучением черт личности, предрасполагающих к опасным действиям, проводятся исследования по выявлению личностных профилей "профессиональных асов" – наиболее успешных летчиков, не имевших в своем послужном списке летных происшествий. К типичным чертам личности "профессиональных асов" относятся высокая летная мотивация; эмоциональная устойчивость; развитый интеллект; способность к быстрому принятию решений в опасных ситуациях; отношение к опасности как неотъемлемой характеристике, присущей летной профессии [там же, с. 100-102].

Вопрос о том, в какой мере эти черты личности типичны для "асов" в других профессиях, остается открытым.

В целом анализ результатов изучения прямых связей между чертами личности операторов и их предрасположенностью к действиям, приводящим к несчастным случаям, авариям и катастрофам эргатических систем, позволяет сделать два основных вывода.

Во-первых, выявлены личностные профили операторов, которые прямо связаны с их предрасположенностью к действиям, угрожающим безопасности эргатической системы.

Во-вторых, невысокая теснота и противоречивость установленных связей не дают оснований утверждать, что наличие такого личностного профиля неизбежно приводит к осуществлению операторами опасных действий.