Лекция 10. Личность в социологии
В результате изучения главы 10 студент должен:
знать
– понятие и основные теории личности в социологии;
– социальные статусы и роли личности, этапы, агентов ее социализации;
уметь
– ориентироваться в основных социологических теориях личности;
владеть
– навыками анализа социального портрета личности.
Социологическое понятие личности
Изучение личности – одно из важнейших исследовательских направлений в социологической науке. Понятие "личность" широко используется в различных социально-гуманитарных дисциплинах, и в каждой из них этот термин имеет свои смысловые особенности. Попытаемся понять, что подразумевается под личностью в социологии. Начать можно с сопоставления понятий "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". В обыденном сознании эти слова сливаются, представляются синонимами, однако в науке они различаются, каждому из них придается свое значение.
Понятие "человек" является наиболее общим. Его используют для того, чтобы выделить в существующем мире особый вид живых существ – Homo Sapiens, с присущими ему свойствами, качествами, универсальными для всех его представителей и отличающими их от других существ. В этом смысле быть человеком означает принадлежать к виду Homo Sapiens. Человек – существо биосоциальное.
Биологическая "сторона" человека представляет собой генетически унаследованные от далеких предков свойства (например, антропометрические особенности человеческого тела, агрессивность, инстинкт самосохранения, генетический код на воспроизводство человеческого рода и т.д.). |
Социальная "сторона" человека – это сложившиеся в процессе ассоциированного способа существования человеческих индивидуумов качества, усваиваемые ими в процессе социализации (например, потребности в социальном существовании, социальной адаптации, признании, общении и др.). |
Индивид (индивидуум) – это отдельно взятый, конкретный человек (Иван Иванович Иванов), с присущими ему особенными, отличными от других людей биологическими, психологическими, социальными качествами. Индивид – это человек, но не вообще, а отдельный представитель человеческого рода, со всеми присущими ему чертами, качествами, позволяющими отличать его от других людей.
Понятие "индивидуальность" выражает единичное в человеке; фиксирует отличия людей на разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном. В психологическом плане индивидуальность есть неповторимое своеобразие психологических особенностей темперамента, характера, других психических феноменов и процессов. Термин "индивидуальность" в социологической литературе большей частью используется для подчеркивания уникальности, неповторимости какого-либо человека как социального субъекта. Его индивидуальность, например, проявляется в только ему присущей манере (стиле) исполнения социальных ролей, особенностях ролевого поведения в ситуациях социальных взаимодействий, общения.
Социологическое понятие "личность" говорит о том, что люди – социальные существа. Если требуется выделить и описать социальные качества человеческих индивидов, то используется понятие "личность". Данные качества называются социальными, так как они не являются частью биологической программы человека, не передаются генетически от одного поколения к другому; их образование и формирование связано с общественным способом организации жизни людей. Среди формулировок понятия "личность" отдадим предпочтение определению известного российского социолога В. А. Ядова.
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Раскрывая это определение и выделяя ключевые аспекты социологического понимания личности, подчеркнем следующее:
1. Личность есть системное социальное качество человека, персонифицированное индивидом в процессе его деятельностного включения в окружающий социальный мир.
2. Среди социальных качеств человека отметим такие качества, как:
1) целенаправленная деятельность;
2) социальные статусы и социальные роли;
3) ценности и нормы;
4) знания;
5) ОГЛАВЛЕНИЕ и уровень профессионально-квалификационной подготовки;
6) мировоззрение, ценностные ориентации;
7) мера социальной активности и самостоятельности.
3. Социология изучает человека не просто в его социальном качестве, т.е. как личность, а в аспекте его связей с социумом, включенности в общественные институты.
4. Всеобщее в личности представлено родовыми социальными качествами; особенное – мерой их персонификации индивидом; единичное – характерными для конкретной личности свойствами, качествами, определяющими се индивидуально-неповторимый облик, манеры, стиль.
5. Личность в социологии понимается как объект и субъект социальных связей, отношений. Другими словами, личность – отнюдь не просто некий социальный персонаж, изготовленный по "лекалам" общественного заказа, встроенный в качестве "винтика, шестеренки" в большой социальный механизм; она не только включена в социум, социальные институты, социальные связи, но и самостоятельно воздействует на их функционирование и изменение.
6. Социологическое понятие "личность" не стоит отождествлять с терминами "выдающаяся личность", "историческая личность", "уникальная личность" и т.п. Такие оценочные, нормативные аспекты в социологическом понятии личности отсутствуют. Всякий человеческий индивидуум, кем и каким бы он ни был, включенный в систему социальных связей, социум есть личность.
7. Личностные качества человека не являются врожденными. Личностью становятся, включаясь в социальный мир. Личность не является статичной, неизменной, она изменяется и развивается.