Личность: социализация и индивидуализация
Личность – общественное существо, освоившее социальный опыт и способное к самостоятельному поведению.
Схему формирования личности можно представить следующим образом.
Формирование личности:
• Гоминизация = необходимо, но недостаточно
• Социализация = вращивание, освоение социального опыта, его программ, репертуара ролей в НЦС
• Индивидуализация
Так же как тело человека формируется в лоне другого (матери), так и сознание человека пробуждается, окутанное чужим сознанием. Духовное рождение человека, формирование и развитие его сознания предполагает "оплотнение" его сознанием других людей, своеобразный смыслопорождающий диалог. Исключительную по важности роль в этом процессе играют ласкающие действия и слова родителей, в которых впервые обосабливается и оформляется личность ребенка. Именно в этих любящих действиях оформляется его первое движение, первая "позиция" в мире, расцениваются сто действия и поступки. Впервые осмысленно и ценностно ребенок начинает видеть мир и себя как бы глазами родителей и даже говорить о себе начинает именно в их эмоционально-волевых интонациях, как бы лаская себя этими самовысказываниями: "моя ручка", "моя головка", "мне хочется спатеньки, бай-бай" и т.д. В этих высказываниях он определяет себя через любовь к нему как предмет ласки. Другие являются творцами человеческой души, сознания. Именно в этом контексте можно понять идею бессмертия души, выраженную в словах Данте о том, что если мы когда-то и воскреснем, то не ради нас самих, а ради любивших и знавших нас.
Формирование и ОГЛАВЛЕНИЕ личности определяется характером и ОГЛАВЛЕНИЕм ее жизнедеятельности, в процессе которой и происходит социализация – усвоение личностью конкретного социального опыта, способствующее формированию и развитию сознания.
Человеческое в человеке сосредоточено в освоенных человеком формах и способах жизнедеятельности, которые всегда реализуются в определенном социально-культурном контексте. Путь формирования и развития личности предстает, таким образом, процессом "интроекции" (Ж. Пиаже) социально-культурной деятельности или, как говорил Л. С. Выготский, "вращиванием" социального в индивидуальную психику. Усвоенные индивидом определенные программы социально-культурной деятельности обусловливают систему его ориентаций в мире и жизнедеятельности. Они становятся основой осмысления человеком действительности. При этом особую роль в развитии человека выполняют те программы поведения, с которыми он сталкивается на самых ранних этапах своей жизни и которые он осваивает во многом бессознательно. Все другие нормы и образцы поведения накладываются на эти усвоенные в самом раннем детстве программы, как на уже подготовленный фундамент.
Мерой развития личности служит совокупность освоенного индивидом социального опыта. На этом основана ролевая концепция личности, рассматривающая личность как систему социальных ролей, как "ролевой репертуар" освоенных ею видов социально-культурной деятельности: я как сын, я как брат, я как ученик, я как товарищ, я как пассажир, я как покупатель и т.д. На протяжении всей своей жизни человек осваивает все новые и новые социальные роли, развиваясь как личность. На объяснении человеческих поступков освоенным предшествующим опытом акцентируют внимание такие философские учения о личности, как фрейдизм (психоанализ) и бихевиоризм. Они ориентируются исключительно на предшествующий опыт, полученный в конкретных социальных и биологических условиях.
Однако из того факта, что человек становится личностью только в социальной деятельности и через нее, отнюдь не следует, что только предшествующим опытом исчерпывается объяснение всех проявлений личности, всех индивидуальных различий. Ведь личность человека определяется не только тем, что он (человек) уже есть, но и тем, чем он хочет быть, к чему стремится как к отдаленной цели, какие задачи ставит перед собой. В процессе своей жизни человек не только осваивает те или иные социальные роли, но и вырабатывает к ним свое собственное личное отношение: какие-то из этих ролей ему нравятся, какие-то не очень, а какие-то ему неприятны или даже ненавистны. Такие предпочтения, предрасположенности или, наоборот, пренебрежения личности к тем или иным видам деятельности в психологии называются ценностными ориентациями, или установками (диспозициями), личности. Они могут быть как ясными, сознаваемыми, четко фиксированными, так и неявными, неосознаваемыми, безотчетными, выступая основой мотивации и главными регуляторами поведения.
Иначе говоря, социализация сопровождается выработкой у личности оценочного отношения, предпочтений, ценностных ориентаций. Эти ценностные установки и ориентации образуют своеобразную структуру личности, в которой можно выделить несколько слоев (рис. 6.1):
• бессознательные ценностные ориентации;
• сознательно принимаемые предпочтения;
• сознательно культивируемые отношения и предпочтения;
• ценностные установки, выражающие мировоззренческое отношение личности к миру в целом, к другим людям, к самому себе.
Структура, ОГЛАВЛЕНИЕ социализированной личности
Рис. 6.1. Элементы структуры личности
Выделенные уровни и слои различаются по своей устойчивости и подвижности. Наиболее устойчивы глубинные пласты личности, наиболее подвижны, изменчивы – наружные, ролевые. Различаются они и по времени формирования. Раньше других закладываются наиболее глубокие (экзистенциальные) диспозиции, определяемые, как уже говорилось, интонированным отношением окружения к ребенку. Именно они обеспечивают единство внутренней жизни, интеграцию и целостность личности, выступая ее ядром и стержнем. Затем, в детстве и в молодости, формируется собственно характер, конкретизирующий избирательность ориентаций личности. Со зрелостью приходит дифференциация и усиление ролевых ориентаций. Распад и угасание личности происходят в обратном порядке. Таким образом, наиболее устойчивым является наиболее глубокий уровень ориентаций личности, практически не изменяющийся с момента его формирования. Человек может сменить род занятий, профессию, место жительства, семью, уехать на другой конец Земли, но от самого себя ему не уйти, и везде, в любой ситуации он будет воспроизводить свое отношение к миру, себе и другим людям. Изменить что-то в этих представлениях может только какая-нибудь очень сильная жизненная встряска, заставляющая человека радикально пересмотреть свое отношение к жизни.