Личность как объект обучения
В центр образовательных стратегий важно поставить личность. Были ли такие попытки в истории образования? Разумеется. Возьмем в качестве примера Вальдорфскую 12-летнюю школу Р. Штайнера. Она была создана в 1919 г. Теоретическим фундаментом этой школы стало антропософское учение, согласно которому основой обучения и образования могут стать внутренние законы и условия развития человека. Для Штайнера антропософия – это путь познания, стремящийся вывести духовное начало человеческой сущности. Основная концепция этой школы – раскрыть как можно полнее представление о человеческой природе. В антропософском понимании человек – это малый космос, а космос – это, условно говоря, большой человек. Мир, природа и история есть точное отражение человека, а человек есть не что иное, как синтез мира, природы и истории в миниатюре. В сознании человека дремлют нераскрытые познавательные способности. Для обнаружения и взращивания способностей человека необходимы опыт и соответствующие знания другого человека, уже совершившего этот путь познания. Для Штайнера это положение было важнейшей предпосылкой воспитания.
В соответствии с таким подходом Штайнер предъявлял особые требования к учителю и ученику. При поступлении в школу ученики проходили испытание на "школьную зрелость" но нескольким критериям.
1. Социальная компетентность (способность к контактам с окружающими людьми, умение адаптироваться к обстановке, понимать и следовать принятым в школе правилам поведения).
2. Учебная компетентность (умение сосредоточиться на каком-либо деле и нести определенные нагрузки при выполнении конкретного задания).
3. Моторная компетентность (умение пользоваться ручкой, карандашом).
4. Мотивационная компетентность (проявление интереса и желания учиться).
5. Исполнительность (послушание, умение выполнять отдельные поручения).
6. Самостоятельность (умение обходиться без посторонней помощи).
Если ребенок по каким-либо показателям признан негодным, его направляют в подготовительный класс. Заключение о "профпригодности" выдает медико-педагогическая комиссия. Опираясь на идею Гёте о существовании ступенчатых метаморфоз в развитии человека, происходящих под действием биогенетического закона, Штайнер сформулировал свой закон творчества, находящий выражение в духовном опыте ребенка. Согласно этому закону циклы развития человека делятся на семилетия. В задачи воспитателей входит прослеживание этих циклов у каждого ученика и создание благоприятных условий для их развития.
Соответственно циклам развития человека обучение делится на три ступени: до девяти лет, до 12 лет, до выпуска – и существенно изменяется при переходе первого семилетия ребенка ко второму и от второго – к третьему. Учебный план, основанный на идее гармонии в развитии мыслительной и аффективно-волевой сферы личности ребенка, предусматривает разумное сочетание теоретических дисциплин, практических занятий по различным специальностям (обработка металла и дерева, ткачество, переплетные работы, кузнечное дело и т.п.) и художественных дисциплин, стимулирующих целостное мировосприятие и образное мышление.
Отсюда в школе отсутствует второгодничество, так как считается, что низкие успехи – это часто не проблема одаренности, а проблема мотивации и часто вызванного самой школой нарушения мотивации. В связи с этим на первом месте стоит индивидуализация обучения, которая реализуется учителем при его подготовке к уроку. Учитель стремится продвинуть вперед, прежде всего, более слабых учеников. При этом часто могут помочь занятия искусством и трудом. Способности, которые учение развивает в искусстве или исполнении практической работы, благотворно влияют и на остальную учебу. Каждый успех должен быть замечен учителем. В балльной системе отметок, создающей видимость объективной оценки, вальдорфская школа видит унижение достоинства ребенка. Вместо оценок приняты свидетельства-характеристики, в которых по возможности наиболее подробно описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности и прилежание, слабости ребенка. Только одно не должно следовать из такого свидетельства – отречение от ученика. К характерным чертам относятся более глубокое и всестороннее изучение психологических характеристик будущего ученика, его личностных качеств и свойств, постоянная нацеленность педагогов на совершенствование содержания образования.
Спецификой обучения является принцип погружения, который реализуется в периодической системе учебных "эпох": первая половина школьного дня, согласно ритмически повторяющемуся расписанию, отводится "главному уроку" – дисциплине из естественно-научной или гуманитарной области (математика, физика, литература, история и т.д.), курс которой изучается в течение трех- или четырехнедельной эпохи. Середина дня отводится на изучение двух иностранных языков, музыки и эвритмии (искусство движения, исполняемого в гармонии с музыкой и речью).
Первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возраста определяется тем, что в нем, по мнению Штайнера, душа и дух еще не пришли к внутреннему самосознанию. Они гораздо теснее, чем в дальнейшем, связаны с процессом телесного развития. Сознание ребенка и его переживания зависят от того, какие впечатления из физического окружения он воспринимает своими чувствами. Основная форма научения в этот период жизни – сначала непосредственное, а затем косвенное подражание. Побуждением к подражанию служит то, что ребенок видит и слышит. Воспринимаемое в ощущениях или образах действует непосредственно, нерефлекторно и ведет к соответствующим движениям и актам. Таким образом, отдача ребенка своему окружению ведет к деятельности. Эта подражательная деятельность сильно влияет на характерное для раннего детства формирование органов. Игровой материал, предлагаемый детям, подчеркнуто прост. Это способствует пробуждению фантазии. На игру ребенка не оказывается никакого давления. Ежедневные рассказывания и образные игры проводятся так, что они через сопереживание и соучастие ребенка одновременно стимулируют развитие речи. Дети знакомятся с различными видами деятельности (часто в связи с временами года). Через то, как детям преподносятся эти виды деятельности и как они участвуют в них (сеяние семян, уборка урожая, молотьба, выпечка хлеба), происходит наглядное проникновение в жизненные взаимосвязи. Так стимулируется развитие интеллекта, мышления и эмоций. Сюда относятся и многочисленные занятия искусством – от рисования до хороводов, игр и эвритмии, соответствующей возрасту ребенка.
Р. Штайнер считал, что школа не может ограничиться лишь умственным развитием ребенка. Она должна формировать силы его "сердца и руки", воспитывать ответственных людей, способных к практической деятельности. Отсюда заключительной и обязательной частью школьного дня является обучение ремеслу. Особенностью используемых в антропософской школе методов является их направленность на продуктивное и творческое познание (опыты, беседы с учителем, драматизация, самостоятельная работа с книгами и записями в тетрадях). Важнейшей составляющей концепции Штайнера стало художественное воспитание. Являясь основополагающим принципом вальдорфской школы – "сначала художественное, затем из него интеллектуальное" – художественное воспитание ориентировано прежде всего на развитие "живого мышления", т.е. внутреннего оживления познанных ребенком предметов и явлений, но не на подготовку к профессиональной художественной деятельности. Целям художественного воспитания должны служить, по мнению Штайнера, каждое занятие, каждый урок, среда обитания ребенка, архитектура детских учреждений, где критерии прекрасного основываются на природных формах.
Вальдорфская школа известна своей убежденностью в необязательности "прочных знаний", прямолинейной трактовкой принципа классного учителя (восемь лет и все предметы), отсутствием альтернативы классно-урочной системе (по-прежнему сильным элементом фронтального обучения в больших классах), серьезной проработанности философских, психологических и педагогических проблем.
Современная школа стонет от перегрузки. Число обязательных дисциплин оказывается все большим и большим. Существует параноидальное стремление рассказать ученикам обо всем па свете. Поток информации оказывается предельно насыщенным, но фактически слабо развивает интеллект и тем более чувственно-волевую сферу. Все подменено доктринальным натаскиванием, зубрежкой, нравственным безразличием. Должен ли, например, школьник знать законы? Разумеется. Однако в каких пределах? Если несовершеннолетнего мальчика милиционер пытается отвести в участок, мальчик имеет право требовать, чтобы вызвали родителей: ведь он не совершеннолетний. Но следует ли изучать правоведение в полном объеме, запоминать, например статьи Уголовного кодекса? Здесь скрыто присутствует такая мысль: чем больше будет знаний, тем меньше будет преступлений.