Лекция IV. Личность в группе
Социально-психологические аспекты личности. Отличие социально-психологического изучения личности от ее исследования в социологии и общей психологии. Я-концепция, самоэффективность личности, социальные установки, ценности, нормы морали, формы социального поведения, его мотивы и мотивация, локус контроля, каузальная атрибуция, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление и другие социально-психологические аспекты личности. Самомониторинг как социально-психологический аспект изучения личности. Социальные типы личностей. Авторитарная личность. Базовая личность. Маргинальная личность. Личность типа А. Личность типа Б. Понятие о локусе контроля. Интерналы и экстерналы.
Социальные установки. Определение социальной установки. Социальные установки как важнейшие составляющие социальной психологии личности. Структура социальной установки. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты социальной установки. Разновидности социальных установок, определяемые по соотношению их компонентов. Три исторических этапа исследования социальных установок. Причины повышенного интереса ученых к изучению социальных установок на начальном этапе исследований. Основные функции социальных установок. Вклад К. Ховланда в исследование процесса формирования и изменения социальных установок. Факторы, влияющие на социальные установки. Зависимость влияния информации на социальные установки людей от источника информации, ее содержания и порядка передачи, от особенностей аудитории, которой эта информация адресована. Социализация. Понятие социализации. Широкое и узкое определения термина "социализация". Три основные сферы, в которых проявляется процесс социализации: деятельность, общение и самопознание личности. Представление о стадиях социализации. Различия в стадиях социализации и периодизациях возрастного развития. Различные подходы к определению стадий социализации. Стадии трудовой и политической социализации человека. Социологическое и социально-психологическое представления о социализации. Институты социализации. Социально-когнитивная теория социализации А. Бандуры.
Каузальная атрибуция. Понятие каузальной атрибуции. Причины, по которым люди ищут объяснение происходящих с ними и вокруг них событий. Теория каузальной атрибуции Ф. Фидлера. Интернальная (внутренняя) и экстернальная (внешняя) каузальные атрибуции. Общая атрибутивная теория Ф. Хайдера, ее отличие от теории каузальной атрибуции Фидлера. Факторы, определяющие внешнюю или внутреннюю каузальную атрибуцию причин, по Г. Келли. Выбор человеком внешнего или внутреннего объяснения причин поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции. Причинно-следственное объяснение людьми своего и чужого поведения, а также поведения тех людей, которые ему нравятся или не нравятся.
Социально-психологические аспекты личности
Проблема личности представлена и рассматривается в разных областях психологии и во многих других науках, в том числе в социологии. Есть соответственно и свой аспект изучения личности в социальной психологии. Его, прежде всего, необходимо выделить и уточнить, сравнивая между собой то, как ставится и решается проблема личности в близких к социальной психологии науках: общей психологии и социологии.
В общей психологии личность изучается в основном безотносительно к тем отношениям, которые у нее складываются с окружающими людьми. Общепсихологический анализ личности обычно ограничивается постановкой и решением следующих вопросов.
• Что такое личность?
• Чем личностные свойства человека отличаются от других его психологических свойств?
• Какова структура личности?
• Как возникают личностные свойства человека?
• Как формируется и развивается человек как личность?
• Существуют ли устойчивые типы личностей и что они собой представляют?
Социологический анализ личности, в свою очередь, предполагает рассмотрение личности с позиций общества и в ее отношениях с обществом. В процессе социологического анализа личности ставятся и решаются следующие вопросы.
• Что в личности характеризует человека как типичного представителя определенной социальной группы?
• Какова социальная типология личностей?
• Что представляет собой динамика становления типичной социальной личности в зависимости от процессов, происходящих в обществе?
В социологии, таким образом, личность представлена через ее своеобразный социальный тип, и социологи, изучая личность, обычно абстрагируются от индивидуальных психологических особенностей человека. Главные проблемы социологии личности — это построение социальной типологии личностей, уточнение характера и последствий социальных влияний, оказываемых обществом наличность.
В социальной психологии личность рассматривается иначе, чем в общей психологии и социологии. Собственно социально-психологический аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как некоторого рода индивидуальность, вместе с тем подчеркнуть в ней и социальное начало. Соответственно в социальной психологии относительно личности ставятся и решаются следующие вопросы.
• Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям?
• Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное социальное окружение, в частности — малые группы, в жизни и деятельности которых она принимает участие?
• Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа?
• Что представляет собой социальное поведение человека как личности?
• Какова мотивация социального поведения личности?
По мнению Г. М. Андреевой, социальная психология опирается на то определение личности, которое имеется в общей психологии, но выясняет, каким образом личность формируется и развивается в различных социальных группах, каким образом реализуется (организуется) ее деятельность в разнообразных социальных группах.
Таким образом, основное внимание социальных психологов в изучении личности направлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.
В структуре личности можно выделить различные стороны, или аспекты, которые изучаются в разных отраслях психологии: общей, возрастной, дифференциальной, клинической, социальной и других. В общей психологии представлена психология личности как отдельно взятого человека (индивида) вне его социальных связей и отношений, а также в абстрагировании от тех аспектов личности, которые специально выделяются и рассматриваются в других областях психологии. В возрастной психологии акцентируется внимание на формировании и развитии человека как личности, а также на возрастных особенностях личности. Предмет исследования дифференциальной психологии — индивидуальные, личностные психологические различия людей, их выявление, описание и объяснение. В клинической психологии изучаются в основном отклонения личности от нормы (в данном случае — медицинской), порождаемые теми или иными заболеваниями, а также способы их устранения (коррекции).
В социальной психологии представлены и изучаются те стороны личности, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. Это, прежде всего, Я-концепция, социальные установки, ценности, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Это, например, локус контроля, каузальная атрибуция, самопрезентация, самоуничижение, самовосхваление и ряд других.
Одно из понятий, используемых в современной социальной психологии личности и характеризующих так называемую Я-концепцию человека, — это понятие самоэффективности. Оно определяется как уверенность человека в том, что он компетентен, способен достичь высоких результатов в том или ином виде социальной деятельности.
Самоэффективность отличается от чувства собственного достоинства или самоуважения, которые также входят в структуру Я-концепции человека (личности). Чувство собственного достоинства — это чувство удовлетворенности собой, гордости за себя. Самоуважение — это положительное отношение человека к себе, принятие себя таким, какой есть, включая не только собственные достоинства, но и недостатки. Человек может низко оценивать свою самоэффективность, но тем не менее быть вполне довольным собой, иметь чувство собственного достоинства и с уважением относиться к себе.
Под самопрезентацией понимают представление человеком себя другим людям или выбор человеком таких форм социального поведения, которые позволяют произвести впечатление на окружающих людей, сформировать у них определенное представление о себе (образ "Я" для других).
Самоуничижением (самоунижением) называется такое социальное поведение человека, когда он недооценивает, осуждает, унижает самого себя, представляя себя в невыгодном свете в глазах окружающих людей. Самовосхвалением называется противоположная форма поведения, при которой человек переоценивает себя, представляет себя в глазах окружающих людей лучшим, чем он есть на самом деле. Можно, соответственно, утверждать, что, занимаясь самоуничижением, человек создает о себе неблагоприятное впечатление, а занимаясь самовосхвалением — благоприятное впечатление. Однако и в том, и в другом случаях впечатление, складывающееся о данном человеке в глазах окружающих его людей, является неправильным.
Еще одно явление, относящееся к социальной психологии личности, получило название самомониторинга. Под ним понимается сознательное, целенаправленное изучение и выбор человеком способов представления себя как личности другим людям с целью произвести на них желаемое впечатление.
Изучая процесс самомониторинга, многие ученые отмечают его сложность и тонкость. К примеру, указывается, что большинство людей, представляя себя другим, стремятся к тому, чтобы окружающие люди воспринимали их как способных и в то же время как честных и скромных. Указывается также на то, что процедуры представления себя для других людей существенно зависят от культуры. Так, например, в Китае и Японии в практике самопрезентации личности ценятся скромность и самоограничение. В Японии детей с первых лет жизни учат принимать на себя ответственность за неудачи и разделять с другими людьми ответственность за личные успехи. В западных странах (США и некоторых европейских), Напротив, детей приучают к тому, чтобы, не стесняясь, гордиться собой, выставлять свои успехи напоказ, приписывать успехи себе, а неудачи списывать за счет внешних обстоятельств.
Кроме описанных выше аспектов личности, выделяемых и изучаемых в социальной психологии, в ней сложилась и своя типология личностей, также отражающая взгляд на личность именно социальных психологов. В рамках этой типологии называются следующие типы личностей: авторитарная, базовая, маргинальная, личность типа А, личность типа Б и некоторые другие.
Понятие "авторитарная личность" характеризует человека, который желает и активно стремится к созданию авторитарной социальной системы, а также того, кто требует послушания, строгой субординации во взаимоотношениях людей и призывает к поклонению авторитетам. Данное понятие, однако, не относится к людям, которые уже находятся у власти и по своей должности или социальному положению вынуждены в какие-то моменты времени вести себя авторитарно.
Понятие "базовая личность" представляет собой этнопсихологическую характеристику человека, выявляющую основной тип личности, формируемый культурой того или иного народа (этноса). Базовая личность в этом ее понимании — это совокупность психологических свойств, которая делает человека максимально восприимчивым к освоению соответствующей культуры и порождает у него состояние удовлетворенности порядками, существующими в рамках данной культуры.
Маргинальной личностью называют человека, который по своей психологии и особенностям поведения находится как бы между несколькими разными, несовместимыми или трудно совместимыми друг с другом культурами, но полностью не принадлежит ни к одной из них. В его личности, соответственно, причудливым и противоречивым образом сочетаются свойства и признаки, относящиеся к людям различных культур.
Маргинальными личностями нередко становятся, например, те люди, которые долгое время жили в одной культуре (стране), а затем на значительную часть жизни переселились в другую страну, культура которой существенно отличается от культуры прежней страны пребывания. Маргинальная личность сталкивается с необходимостью выбора одной из двух разделяемых ею культур и не представляет себе, какой из них нужно следовать. Эта сложная социально-психологическая ситуация нередко порождает у человека неприятные переживания, внутренние противоречия и конфликты.
Личностью типа А называют такую личность, чей характер отличается чрезмерной активностью, стремлением к соревнованию, к конкуренции с другими людьми, нереальным чувством хода времени, неадекватными амбициями, отсутствием склонности к критическому самоанализу, тенденцией ориентироваться на количество, а не на качество выполненной работы и потребностью во внешнем контроле поведения,
Личность типа Б обозначается как личность, чей характер, напротив, отличается легким и поверхностным подходом к жизни. В центре внимания такой личности находится качество, а не количество проделанной работы. У нее отсутствует склонность к конкуренции, к соревнованию с людьми, а также тенденция к самоанализу, самоконтролю или рефлексии.
Много внимания в последней четверти XX века социальные психологи уделили изучению того, что получило название "локус контроля" (это понятие было введено Ю. Роттером). Локус контроля рассматривается как устойчивая личностная особенность человека, проявляющаяся в том, где он ищет и находит объяснение поведению людей: в них самих или вне их, в окружающей обстановке.
По характеру локуса контроля людей как личностей делят на два типа: интервалов и экстерналов. Интерналами называют людей, у которых преобладает внутренний локус контроля, а экстерналами — тех, у кого доминирует внешний локус контроля. Интерналы обычно берут ответственность за совершенные ими действия и поступки на себя, а экстерналы возлагают ответственность на других людей и на сложившиеся, не зависящие от них обстоятельства.
Но мнению Ю. Роттера, локус контроля как устойчивая черта личности формируется в детстве на базе того, как значимые для ребенка люди: родители, учителя, воспитатели — обращаются с ним. Родители, обладающие внутренним локусом контроля, чаще стараются помогать своим детям, последовательны в предъявляемых им требованиях, не являются авторитарными в обращении с ними. Родители с внешним локусом контроля обычно ведут себя противоположным образом. В результате у ребенка складывается тот локус контроля, который характерен для его родителей и их стиля общения с ребенком.