Заключение. Россия в период перехода к рыночной экономике
12 июня 1991 г. на всеобщих выборах Президентом РСФСР был избран Б. Н. Ельцин (в апреле 1992 г. официальное название российского государства изменилось: РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию при равнозначности обоих названий). Сосредоточив в конце 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным взяло курс на дальнейшую либерализацию экономики и углубление рыночной реформы. Политика экономического либерализма означала освобождение товарно-денежных отношений от контроля государства. Первой мерой нового правительства E. Т. Гайдара в январе 1992 г. стало освобождение (либерализация) цен от государственного регулирования. Одновременно правительство приняло меры по ограничению и отмене системы материально-технического снабжения, означавшей централизованное распределение сырья и ресурсов, и государственного дотирования убыточных отраслей и регионов.
Одновременно проводимые политика либерализации внешней торговли, открывшая границы для широкого проникновения иностранных товаров, и свободная конвертация рубля были призваны насытить рынок товарами народного потребления в условиях товарного дефицита. С насыщением рынка либерализованные цены постепенно стабилизировались. В то же время спрос на отечественную продукцию резко упал, приведя к массовому закрытию предприятий многих отраслей промышленности в 1994–1996 гг.
Другим направлением реформы стало осуществление широкой программы приватизации – перевода государственной собственности через ее акционирование в частную, – руководителем которой стал А. Б. Чубайс.
В целом на пути проведения политики экономического либерализма с 1992 по 1995 г. правительству России не удалось преодолеть глубокий экономический кризис, который проявился в общем спаде производства, росте цен и безработице.
Положение России на международной арене радикально изменилось. Отошла в прошлое существовавшая несколько десятилетий система силового противостояния двух лагерей во главе соответственно с СССР и США. Однако на смену ей пришло не мирное равноправное сотрудничество прежних соперников, а стремительное усиление позиций США в политической и военной области. Американское руководство сполна использовало ослабление России, с тем чтобы попытаться стать единственным арбитром в мировой политике. Такой подход вызвал растущее недовольство в мире, в том числе и со стороны союзников США.
После распада СССР не произошло четкого разграничения полномочий между законодательной и исполнительной властью России, т.е. между Съездом народных депутатов и Президентом РФ. Постепенно это вылилось в острейшее противостояние ветвей государственной власти. Под давлением Съезда в декабре 1992 г. правительство E. Т. Гайдара ушло в отставку, и премьер-министром стал В. С. Черномырдин. Однако конфликт между Президентом и Парламентом не прекратился и в итоге привел к политическому кризису осенью 1993 г. Парламент долгое время откладывал принятие новой Конституции РФ, проект которой был предложен Президентом.
В сентябре 1993 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Часть депутатов Съезда отказалась подчиниться такому решению и провозгласила отстранение Президента от власти. Оппозиция организовала в Москве ряд антипрезидентских демонстраций и силой стремилась взять власть, попытавшись штурмовать телецентр в Останкино и здание мэрии. В итоге началось вооруженное столкновение, в котором оппозиция потерпела поражение. Это означало установление единовластия Президента, за которым последовала ликвидация системы Советов всех уровней. Их функции передавались местной администрации и выборным местным органам власти.
12 декабря 1993 г. в ходе всенародного референдума принята Конституция Российской Федерации, которая четко разграничила полномочия разных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – и объявляла Россию демократическим федеративным государством. Главой государства является избираемый всенародно Президент РФ, а постоянно действующим законодательным органом стало Федеральное собрание из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В июле 1996 г. Президентом РФ был на второй срок переизбран Б. Н. Ельцин.
Новым основным Законом государства стала Конституция 1993 г., утверждавшая президентскую республику и практически неограниченные полномочия главы государства. В области внутренней политики это время отмечено непрерывной сменой премьер-министров – E. Т. Гайдар, В. С. Черномырдин (декабрь 1992 – март 1998 г.), С. В. Кириенко (апрель – август 1998 г.), E. М. Примаков (сентябрь 1998 – май 1999 г.), С. В. Степашин (май – август 1999 г.), В. В. Путин (с августа 1999 г.).
После распада СССР России пришлось заново строить отношения со странами СНГ. На этом пути приходится преодолевать немало серьезных препятствий, обусловленных разделением единого прежде политического и экономического организма на отдельные части, которые имеют теперь самостоятельные цели и приоритеты развития. Резкому ухудшению внутриполитической ситуации в России способствовали две чеченские войны (1994–1996, 1999–2009) с целью восстановить конституционный порядок в Чечне, являющейся субъектом Российской Федерации. В ходе второй чеченской кампании активная фаза боевых действий завершилась в 2000 г. И хотя о завершении контртеррористической операции в Чечне уже не раз объявлялось официально (2000, 2003, 2009), мир пока так и не достигнут. В Чеченской Республике действует пророссийская администрация (вначале во главе с А. Кадыровым, затем А. Алхановым, Р. Кадыровым). Однако террористическая активность сепаратистов в республике и других регионах, включая столицу России, сохраняется до сегодняшнего дня, хотя в борьбе с ней и удалось добиться ряда успехов. Дополнительную угрозу безопасности на Северном Кавказе создали распространившиеся там в последние годы исламистские движения.
Ташкентский договор о коллективной безопасности шести стран – членов СНГ (1992) не привел к конкретным политическим результатам ввиду отсутствия общих экономических интересов в условиях распада единой рублевой зоны. В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья – республик Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Армении. Однако многие военные конфликты, разгоревшиеся в этих государствах, вынудили руководство России оставить на их территории часть миротворческих сил.
С 1996 г. министерство иностранных дел России во главе с E. М. Примаковым начало осуществлять новый курс в отношениях со странами СНГ. Был подписан договор о содружестве и формировании единого экономического и финансового пространства между СССР и Белоруссией (1996). Отношения Украины с Россией, имеющие ряд спорных вопросов о Черноморском флоте, статусе Крыма и др., по-прежнему остаются полностью не урегулированными.
В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был подписан договор СНВ-2 о взаимном сокращении ядерных вооружений. По настоянию США Россия единственная из стран СНГ становилась ядерной державой на территории бывшего Союза. В то же время руководство НАТО неуклонно расширяло в последующие годы свою организацию за счет бывших социалистических стран (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария, Румыния, Словения, Словакия) и республик бывшего Союза (Литва, Латвия, Эстония). Приближение военно-политического блока под эгидой США к границам России полностью игнорирует российские интересы безопасности. Задачей российского руководства стало недопущение нашей страны в сферу влияния внешней политики США и установление самостоятельных взаимовыгодных отношений с зарубежными странами на новом уровне. Ухудшению отношений России со странами Запада во многом способствовали косовский кризис 1998 г. и последующие боевые действия НАТО в Югославии. Государства Европы и органы Европейского Союза также активно выступали с критикой политики России в Чечне и в целом на Кавказе, делая упор на защиту прав человека. При этом нельзя не отметить, что они неизменно игнорируют, например, ущемление прав русскоязычного населения в странах Балтии (как и расцветшее там прославление ветеранов, воевавших в годы Великой Отечественной войны на стороне фашистской Германии).
В области экономики в 1990-е гг. была предпринята попытка перехода к приоритету частной собственности, упразднению государственного регулирования и открытости в связях с внешним миром. Сделаны определенные шаги к обеспечению свободы предпринимательства. Произошли некоторые сдвиги в сторону рыночной экономики, однако многие начинания так и не были доведены до конца. Финансовый кризис 1998 г., сопровождавшийся троекратной девальвацией рубля и объявлением дефолта (т.е. отказа платить долги государства), привел к сильнейшему спаду в экономике, но, несмотря на это, удалось сравнительно быстро перейти к этапу ее восстановления. Падение курса рубля сделало продукцию отечественных производителей конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами, и многие производства, которые до тех пор были в упадке, стали быстро возрождаться.
В области социальной жизни в 1990-е гг. были провозглашены свобода слова, открытость всех источников информации, независимость их от власти. Начавшийся процесс формирования правового общества явился, пожалуй, высшим достижением последних десятилетий.
В новых условиях прекратился открытый идеологический нажим на культуру, была отменена цензура. При этом значительно сократились ассигнования государства на культурные нужды. Во всех областях культуры окончательно утвердилось частное предпринимательство.
В марте 2000 г. Президентом Российской Федерации был избран В. В. Путин, до этого согласно Конституции РФ после отставки Б. Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. исполнявший его обязанности. С самого начала своей деятельности на посту президента В. В. Путин указал, что за прошедшее десятилетие Россия приобрела некоторые черты, свойственные не столько федеративному, сколько конфедеративному, децентрализованному государству. Ослабление центральной власти не позволяло решать внутриполитические задачи, поэтому в мае 2000 г. президент подписал указ о создании семи федеральных округов, которые не становились новыми административными образованиями или субъектами Федерации. Возглавившие их полномочные представители Президента РФ имели полномочия по координации работы местных структур власти на базе федеральных законов. В первую очередь стали устраняться расхождения между региональными правовыми актами и положениями общегосударственных документов. Это позволило восстановить в стране единое правовое пространство, причем особое внимание было обращено на разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Установились новые отношения между парламентом и президентом: в Государственной Думе сложилось постоянное правоцентристское большинство, поддерживающее президента, что дало ему возможность действовать более активно при поддержке думского большинства.
Почти сразу после президентских выборов стала проводиться линия на устранение возможности для получения крупными бизнесменами различных привилегий в результате лоббирования их интересов политиками и коррумпированности чиновников. Было заявлено, что для всех работающих в сфере хозяйственного бизнеса должны существовать одинаковые правила игры, и все они должны быть "равноудаленными" от власти. В дальнейшем предпринимались меры в сферах, традиционно именуемых естественными монополиями (добывающие отрасли, электроэнергетика), для создания конкурентной среды, повышения инвестиционной привлекательности организаций указанного сектора экономики.
В 2000 г. в связи с принятием новых кодексов – Налогового и Таможенного – были понижены ставки налогов, ввозные таможенные пошлины, что привело к улучшению собираемости налогов и пошлин в казну. Налоговая реформа способствовала снижению налоговой нагрузки на предприятия и упрощению налогообложения малого бизнеса. Для населения была введена единая ставка налога, что привело к поступлению в бюджет налогов, которые ранее оставались, как принято говорить, "в тени". Пополнению бюджета, развитию экономики способствовали и введение единого социального, а также транспортного налогов, снижение ставки налога на прибыль организаций. И хотя, как показало время, результаты налоговой реформы нельзя оценивать однозначно позитивно, ее итогом, несомненно, стало создание достаточно работоспособной налоговой системы, которая ранее фактически отсутствовала. В 2000–2001 гг. была проведена судебная реформа: в Российской Федерации введен институт мировых судей; в большинстве регионов заработал суд присяжных; появился институт судебных приставов.
В сентябре 2001 г. в развитие положений Конституции РФ был принят новый Земельный кодекс, определивший условия купли-продажи земли (в 2002 г. сюда были отнесены также земли сельскохозяйственного назначения, которые первоначально купле-продаже не подлежали). В течение нескольких лет устойчиво повышалась доходность государственного бюджета, в связи с чем обозначилась перспектива более стабильного и эффективного развития экономики страны. В эту перспективу вошли планы по реформированию транспортной системы (железные дороги), электроэнергетики (РЛО "ЕЭС России"), жилищно-коммунального хозяйства и др. Значительная часть мероприятий была связана с необходимостью соответствовать критериям членства во Всемирной торговой организации (ВТО).
К середине 2000-х гг. была практически решена проблема погашения внешнего долга Российской Федерации, резко выросшего за первое десятилетие рыночных преобразований. В январе 2004 г. был создан Стабилизационный фонд, который формировался из поступлений сверхдоходов от высоких цен на нефть ввиду удачной конъюнктуры на нефтяном рынке. Именно эти резервы позволили России после наступления мирового экономического кризиса 2008 г. в основном избежать наиболее тяжелых его последствий.
В марте 2004 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ на второй срок. В сентябре того же года террористы захватили школу в Беслане: тогда погибли и пострадали сотни людей, в основном дети. Стало очевидно, что региональная власть практически не способна к энергичным действиям в кризисной ситуации, поэтому вскоре президент предложил новые меры по усилению вертикали власти в стране. В результате был введен новый порядок формирования губернаторского корпуса. Нового руководителя региона стали избирать региональные законодательные собрания по представлению президента, который получил право впоследствии отзывать губернаторов в случае неудовлетворительной работы. Тогда же были созданы Общественная палата РФ и общественные палаты в регионах. Деятельность этих институтов гражданского общества направлена на укрепление связи между российской властью и населением посредством включения в состав палат наиболее авторитетных общественных деятелей страны.
В сентябре 2005 г. было объявлено о сосредоточении действий государства на нескольких направлениях: здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Указанным областям придавался статус приоритетных национальных проектов ("Здоровье", "Качественное образование", "Доступное и комфортное жилье" и "Развитие аграрно-промышленного комплекса"), В частности, в рамках национального проекта "Качественное образование" было решено создать новые федеральные университеты на базе ряда существующих вузов. В 2006 г. федеральные университеты открылись в Сибирском (Красноярск) и Южном (Ростов-на-Дону) федеральных округах. В том же году была подчеркнута важность демографической политики как основы социально-экономической стратегии России. С 2007 г. вступила в действие программа стимулирования рождаемости, которая включает разные направления, такие как увеличение пособий по уходу за ребенком, введение компенсаций за пребывание детей в дошкольных учреждениях и материнского капитала, первоначально в сумме 250 тыс. руб., передаваемого женщинам при рождении второго ребенка, и др.
В связи с углублением сотрудничества России и США в сфере ядерного разоружения в 2002 г. был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), по-прежнему гарантирующий ядерный паритет России и США. После терактов 11 сентября 2001 г. Россия поддержала Соединенные Штаты в деле создания антитеррористической коалиции. Правительство РФ одобрило инициативы США, направленные на уничтожение террористической организации "Аль-Каида" на территории Афганистана, и предоставило самолетам коалиции воздушное пространство России. Вместе с тем активное сотрудничество в антитеррористической деятельности не устранило серьезных противоречий в российско-американских отношениях. Россия выступила против начатой США в 2003 г. войны в Ираке. Так называемые цветные революции в государствах СНГ ("оранжевая революция" на Украине, "революция роз" в Грузии, "революция тюльпанов" в Киргизии) были фактически инспирированы США, а в результате государственных переворотов на Украине и в Грузии у власти оказались откровенно проамериканские правительства.
Успешно развивалось сотрудничество с Китаем, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной в 2001 г. и объединяющей Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Активно развивается взаимодействие ШОС с другими странами и международными организациями. В перспективе ШОС, судя по всему, станет одной из самых влиятельных организаций экономического сотрудничества в Азии.
Главной особенностью культурной жизни России в период 1990–2000-х гг. было стилевое многообразие, наличие самых разных направлений в литературе, искусстве, театре, кинематографе. Выпуск печатной продукции определялся коммерческими соображениями, и она нередко оказывалась недоступной массовому читателю в силу своей цены. Зато широкую популярность приобрели телевидение, радио, которые надолго заполнила зарубежная развлекательная продукция и заимствованные из нее формы общения с аудиторией. Бурно развивалась индустрия досуга, развлечений; одной из самых доходных статей экономики стал шоу-бизнес. Продукция массовой культуры, поступавшая из-за рубежа, породила спрос, который, в свою очередь, вскоре сформировал рынок товаров массовой культуры отечественного производства: глянцевые журналы, литературу развлекательного жанра (детективы, женские романы и т.д.), музыку коммерческого качества и т.п. Вместе с тем появляются новые формы и приемы, которые находят применение, скажем, в кинодокументалистике (жанр исторической реконструкции с использованием игровых эпизодов, компьютерной графики и других новинок последнего времени). Резко расширилась выставочная деятельность: галереи, выставки (нередко частные) привлекают массового зрителя. Среди отечественных театров широкую популярность получили несколько ведущих, в первую очередь Мариинский театр оперы и балета в Санкт-Петербурге.
Огромное значение имело включение России в глобальное информационное пространство. Интернет открыл доступ к всевозможным источникам оперативной информации для самых широких кругов россиян. Явлением повседневной жизни стали электронные средства массовой информации, художественные сайты, часто весьма высокого содержательного и эстетического уровня. Во всемирной сети успешно функционируют проекты, противопоставляющие себя культуре массового спроса, ориентированные на образованного пользователя с развитым и взыскательным вкусом.
Государство постепенно наращивает вложения средств в науку и образование. Хотя реформа образования идет крайне тяжело, в сфере науки обращается внимание на развитие инновационных направлений, соединение науки с производством через создание наукоградов и других центров инновационных разработок.
Россиянам запомнились торжества в честь юбилеев городов России – 300-летия Санкт-Петербурга, 1000-летия Казани и др. Выдающимся достижением российских мастеров стало длившееся десятки лет воссоздание пропавшей в годы Великой Отечественной войны знаменитой Янтарной комнаты в Царскосельском дворце, которая была вновь открыта для посетителей в 2003 г. к юбилею Северной столицы.
По окончании конституционного срока полномочий В. В. Путина (2008) на выборах Президента РФ победил Д. А. Медведев. В мае 2008 г. В. В. Путин был назначен главой российского правительства. В августе того же года Президент Д. А. Медведев обозначил главные идеи внешней политики России. Это первенство основополагающих принципов международного права, неприятие однополярного мира и строительство многополярности, стремление избежать изоляции и конфронтации с другими странами, защита жизни и достоинства российских граждан, где бы они ни находились, защита интересов России в дружественных ей регионах.
Можно говорить о позитивных изменениях во внешней политике. Так, в марте 2009 г. была провозглашена "перезагрузка" в российско-американских отношениях (хотя в конечном итоге она выразилась больше в ожидании перемен, чем в самих переменах в отношениях между Россией и США), в апреле 2010 г. подписан новый Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Вместе с тем стремление США к размещению элементов ПРО в странах Восточной Европы не учитывает интересов России и осложняет отношения Москвы и Вашингтона. Имеются сдвиги в отношениях со странами Европы. В частности, с 2010 г. делаются реальные шаги к введению безвизового режима между Россией и Евросоюзом. Дальнейшее развитие получили отношения с Китаем. В 2009 г. руководители двух стран подписали крупнейшее в истории российско-китайских отношений соглашение о сотрудничестве в энергетике. Наконец, в 2011 г. завершились переговоры о вступлении России в ВТО, началась процедура принятия нашей страны в состав этой международной организации.
Несмотря на наличие проблем, углубляется сотрудничество России со странами СНГ. В частности, с января 2010 г. на территории России, Казахстана и Белоруссии создано единое таможенное пространство. Летом того же года вступил в действие Таможенный союз этих стран, хотя его первые ощутимые результаты ожидаются не сразу. Укрепляются партнерские отношения России с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Президент РФ Д. А. Медведев выдвинул цель модернизации экономического курса страны с упором на несколько основных направлений. Россия должна стать одним из лидеров по эффективности производства, транспортировки и использования энергии, выйти на качественно новый уровень ядерных технологий, совершенствовать информационные технологии и собственную инфраструктуру передачи информации, занять ведущие позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, медикаментов. Поставлена задача реформирования политической системы. В частности идет постоянная ротация губернаторского корпуса, в ходе которой свои посты покинули многие региональные лидеры, занимавшие их еще с 1990-х гг. Например, в 2010 г. ушел со своего поста президент Татарстана М. Шаймиев, был отправлен в отставку с негативной формулировкой мэр Москвы Ю. М. Лужков. В то же время провозглашенная в 2009 г. реформа МВД и силовых структур оказалась исключительно сложной. В 2008 г. утвержден Национальный план противодействия коррупции. Делаются серьезные шаги для смягчения уголовного законодательства относительно экономических преступлений. С 2009 г. практически начата реформа пенитенциарной системы.
Продолжают осуществляться намеченные в предыдущие годы шаги по поддержке развития образования, культуры. В 2009 г. указом Президента РФ решено создать федеральные университеты в Северо-Западном (Архангельск), Приволжском (Казань), Уральском (Екатеринбург) и Дальневосточном (Владивосток) федеральных округах.
В октябре 2011 г. после шестилетней реконструкции открылась главная сцена Большого театра. Первым зарубежным гастролером на исторической сцене в декабре того же года стала труппа балета знаменитого миланского театра Ла Скала в рамках Года Италии в России. Год Италии ознаменовался также демонстрацией в центральных музеях России шедевров итальянской живописи: работ Рафаэля, Джотто, Боттичелли, уникальной по представительности выставки Караваджо и др. В Италии в рамках Года России прошли Петербургский театральный сезон в миланском театре Пикколо, целый ряд выставок. Этот же год стал "перекрестным" Годом Испании в России и Годом России в Испании. В феврале 2011 г. Президент РФ
Д. А. Медведев и король Испании Хуан Карлос I торжественно открыли богатейшую выставку живописных шедевров мадридского музея Прадо в Эрмитаже, а в ноябре в Прадо начала работу выставка "Сокровища Эрмитажа".
Сегодня перед Российской Федерацией стоят важные задачи. Более 70 лет советское общество развивалось по своим собственным законам, исходя не из объективных внутренних потребностей, а из тех целей, которые преследовало руководство правящей коммунистической партии. Нынешнему российскому руководству приходится решать уникальную в мировой истории задачу: вернуть наше общество к объективным законам развития. Причем делать это приходится без расчета на помощь извне, опираясь на созидательные силы народов России. Президент и Правительство РФ ставят своей целью преодолеть экономические трудности, укрепить политическую систему страны, упрочить позиции России на международной арене.