Личностные образования раннего детства
В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит социализация через подражание: ребенок, наблюдая за взрослыми, старается делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Таким образом, наблюдение за поведением людей и подражание им становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка. Объектами подражания могут быть не только реально наблюдаемые люди, но и персонажи фильмов и книг. На третьем году жизни становится заметно, что ребенок больше подражает родителю своего пола, — так формируется половая самоидентификация, осознание себя мальчиком или девочкой.
В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формируют основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.
Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям и они платят ему тем же, то он более послушен и дисциплинирован. Если родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность.
Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими.
Общение с другими детьми только появляется и еще не становится полноценным. Сверстник интересует ребенка в первую очередь как обладатель интересных игрушек. Взаимодействие со сверстниками осложняется тем, что ребенок эгоцентричен, не способен учитывать желаний другого. Поэтому при ущемлении своих интересов другими детьми ребенок раннего возраста может быть агрессивным — толкнуть, ударить.
В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки (подробно об этом см. 3.6). Отмечается развитие самостоятельности. Фраза "Я сам" как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.
Называние себя местоимением "Я" — показатель осознания себя как отдельного индивида со своими желаниями и действиями. Появляется первичная самооценка — представление "Я хороший", обостряется потребность в самостоятельности, ребенок получает удовольствие от процесса своих действий,
достигнутых им самим эффектов и полученных результатов. При этом еще не сформировано отношение к результату своих действий как к успеху или неудаче: ребенок может злиться или расстраиваться, когда у него не получается добиться того, что он хочет, но любой реально получившийся результат собственных действий его интересует и доставляет положительные эмоциональные переживания.
В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую причиной этого является высокий уровень познавательной потребности и стремление осваивать мир путем своих активных действий, которые могут не устраивать взрослых. С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои желания и возможности. Двухлетний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели. Желания ребенка пока связаны только с настоящим моментом, он эмоционально реагирует на то, что происходит именно сейчас, и еще не способен испытывать эмоции по поводу прошлого или будущего. Желания очень сильны, но быстро проходят, контролировать их ребенок пока не в состоянии, поэтому ребенка легко отвлечь и переключить внимание на что-то другое, если удовлетворение желания почему-либо невозможно. Все желания обладают одинаковой силой, у ребенка еще нет соподчинения мотивов, он не способен принять решение, предполагающее выбор из нескольких вариантов.
У детей начинает развиваться эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т.д.
В табл. 5 приведены достижения психического развития ребенка, с которыми он подходит к кризису трех лет.
Таблица 5
Основные достижения в психическом развитии ребенка от 1 до 3 лет
Возраст |
Сферы развития |
||
познание |
движения |
общение |
|
3 года |
Оформление речи, первые признаки образного мышления, отделение себя от внешнего мира, осознание устойчивости и постоянства объектов |
Развитие ручных предметных движений, появление волевого самоуправления поведением |
Появление самосознания, освоение первичных нравственных норм, усвоение правил человеческого поведения |
Окончание табл. 5
Возраст |
Сферы развития |
||
познание |
движения |
общение |
|
2 года |
Развитие понимания и появление активной речи, начало активного развития речи |
Дифференциация функций ног |
Формирование базовых черт характера |
1 год |
Первые признаки понимания речи |
Самостоятельное хождение, самостоятельное стояние |
Первые признаки пользования речью |