Личностно ориентированная педагогика
В конце XX в. в Советском Союзе как альтернатива неоклассической социальной педагогики были выдвинуты идеи личностно-ориентированного воспитания (Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, А. А. Корольков, Л. И. Новикова, В. В. Сериков, В. А. Сухомлинский и др.). В. А. Сухомлинский считал, что больше, чем когда-либо, нужно думать о том, что вкладывать в душу человека.
Так Е. В. Бондаревская, исходя из гуманистических потребностей и интересов личности, полагает, что в современной педагогике утрачивают свое значение концепции воспитания, ориентированные исключительно на социум и передачу социального опыта, поскольку личность в них видится как пассивный объект воздействия социальных структур. Предлагается бережно относиться к миру детства – категории, которые вытеснены социально-ориентированной педагогикой. Приоритетное значение, по ее суждениям, приобретают концепции воспитания, направленные на решение персональных проблем, педагогическую помощь и поддержку человека, вовлечение его в жизнетворчество.
Гуманистические императивы педагогики предлагают и ряд других педагогов. Ю. П. Азаров (трансцедентальная концепция) говорит об образовании как инструменте поощрения ускоренного развития личности. В. П. Беспалько говорит о "программе личностного развития, генетически заданной каждому человеку". А. М. Лобок (вероятностная концепция) настаивает на определении "особой траектории" каждого ребенка. А. И. Субето мечтает о появлении в ходе образования "универсального человека". Е. А. Ямбург предлагает противостоять путем образования "кризису веры в человека".
Экзистенциалистская педагогика
В мировой педагогике сохраняет влияние экзистенциализм (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс). По утверждениям экзистенциалистов, человек всегда одинок и обречен на жизнь во враждебной среде. Педагогическое воздействие извне не в состоянии изменить подобное существование. Отсюда – акцент в воспитании на крайний индивидуализм как способ уберечься от внешних чуждых сил, отрицание общественного воспитания, которое превращает личность в "стадное животное". Исходя из подобных посылок, английский ученый У. Баррет источником воспитания называет человеческое подсознание: рефлексию, интуицию и считает, что педагогу надлежит помочь самовыражению личности – меньше наставлений, больше дружеского участия.
Экзистенциализм отвергает регламентированные воспитание и обучение. Его идеологи видят предназначение школы в том, чтобы помочь воспитаннику "найти себя", поощрить его индивидуальность. Как пишет в этой связи австрийский ученый-экзистенциалист В. Франкл, "основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей традиций и знаний, а чтобы дать возможность человеку находить уникальные смыслы".
В 1990-х гг. в постсоветской России О. С. Газманом были формулированы идеи воспитания, в основе которых лежит признание экзистенции личности, свободы индивидуального самоопределения, мировоззрения и образа жизни. О. С. Газман видит воспитанника одновременно существом природным, социальным и экзистенциальным. Ключевой характеристикой всех измерений названы способности самостоятельно строить собственную судьбу и взаимоотношения с миром, учитывая и превозмогая порой биосоциальную заданность. Предлагалась "педагогика свободы", осуществляемая в трех основных проявлениях: забота, образование, педагогическая поддержка. Забота – удовлетворение потребностей в общении, играх, зрелищах, досуге, ограждение от дурных людей, антикультуры и т.п. Образование – передача гуманных норм поведения; приобретение опыта гуманистических отношений; демократический стиль обучения. Педагогическая поддержка – совместное с воспитанником определение его целей, интересов, возможностей, способов преодоления препятствий на пути самовоспитания и самостоятельного освоения мира.